ФАЙЗУЛЛИНА ГУЛЬНАРА
Конспект занятия «Права и обязанности школьника»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру обучающихся.
Задачи: 1) Познакомить обучающихся с «Конвенцией ООН о правах ребен
ка» и другими документами, отражающими права и обязанности
детей; обобщить знания обучающихся о таких понятиях как «пра
во» и «обязанность», показать их единство; учить применять пра
вовые знания в повседневной жизни.
Публикация «Конспект занятия „Права и обязанности школьника“» размещена в разделах
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2) Коррекция распределения внимания путём расшифровки слов;
долговременной памяти на основе упражнений в воспроизведе
нии содержания сказок.
3) Воспитывать уважительное отношение к правам других людей;
способствовать формированию активной жизненной позиции.
Оборудование: экран, проектор, презентация, листочки с заданием.
Ход воспитательского часа.
I. Организационный момент.
Приветствие - Игра «Добрый вечер»!
Я скажу слова «Добрый вечер…» и назову кого-то из нашего группы. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие. Попробуем?
Добрый вечер всем девочкам!
Добрый вечер всем мальчикам!
Добрый вечер всем тем, у кого хорошее настроение!
Добрый вечер всем, кто сегодня будет стараться хорошо работать на уроке!
II. Введение в тему воспитательского часа.
- Добрый вечер, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем воспитательском часе. Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Послушайте сценку и попробуйте догадаться, о чём будем говорить на воспитательском часе.
«Сценка»
После уроков ребята решили поиграть.
Артем: Давайте поиграем в войну!
Антон: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Артем, полицейским. А ты, Максим, будешь бандитом.
Максим: А я не хочу.
Артем: Чего не хочешь?
Максим: Играть в войну.
Антон: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь!
Максим: Я не хочу.
Артем: Захочешь.
Максим: Что же вы меня заставите? А разве вы имеете на это право? Вы на это право не имеете!
Ведущий: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?
- Давайте поговорим. Как поступил Артем и Антон? Почему они не правы? Прав ли Максим? (Заслушиваем различные точки зрения.)
- Может, кто-то догадался о чём сегодня будем говорить?
III. Сообщение темы и целей воспитательского часа.
- Как называется тема нашего классного часа, вы узнаете, когда расшифруете слова.
ваПра и обязантинос никашколь (Слайд)
Права и обязанности школьника.
- Сегодня на воспитательском часе мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.
IV. Словарная работа.
- Что такое право? (Слайд)
Право – совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, которые устанавливает и защищает государство, а также наука, изучающая эти нормы.
Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.
- А есть ли права у вас, у детей?
- А кого можно считать ребёнком? (Слайд)
V. Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»
- Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Слайд)
- Что такое конвенция?
Конвенция – международный договор, соглашение по какому-нибудь определенному вопросу. (Слайд)
Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация, которая объединяет 193 страны на земле. Она возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций. (Слайд 6)
(Слайд) 20 ноября - Всемирный день прав детей
(Слайд) Здание ООН в г. Нью-Йорке и эмблема ООН
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
VI. Знакомство с правами.
Наши права – охраняются государством - их нельзя отобрать.
Их не нужно покупать - они принадлежат каждому человеку просто потому, что он человек и нуждается в самом необходимом.
- Какие же права есть у всех детей мира?
1. Право на жизнь.
- Найди такое благо, без которого может обойтись человек. (Слайд)
труд
жизнь
прислуга
отдых
-А что самое важное среди остальных благ?
- Итак, важнейшее право, которое имеют все дети на планете - это право на жизнь. (Слайд)
К сожалению, право на жизнь соблюдалось не всегда. Например, в древней Спарте, когда в семье рождался больной и слабый ребенок, его сбрасывали со скалы в пропасть. В Европе родители, которым дети были в тягость, отдавали их бедным людям вместе с деньгами на содержание. В России же, наоборот, многие бедные семьи своих маленьких детей подбрасывали добрым людям.
2. Право на имя при рождении.
Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –
Каждый день рождаются девчонки и мальчишки,
Пользуются с первых дней правами своими –
Ведь с пелёнок человек получает имя.
- На что ещё имеет право ребёнок?
- Каждый ребёнок имеет право на имя. (Слайд)
- Имя придумывают родители при рождении. Отчество передаётся от отца, а фамилия от рода.
- А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Где это записано?
- Свидетельство о рождении – это ваш первый документ.)
- А что там еще записано, кто знает?
Ещё в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами Российской Федерации. А это значит, что наше государство защищает ваши права.
3. Право на отдых.
- Посмотрите внимательно на картинку и подумайте, на что ещё имеют право дети? (Слайд)
- А для чего человеку отдых?
Во время отдыха человек восстанавливает потраченные силы. Ведь мы от работы и устаём. «Без отдыха и конь не скачет», - гласит народная пословица.
-Как называются дни в конце рабочей недели, свободные от работы? (Выходные.)
-Как называется ежегодный отдых родителей? (Отпуск.)
-Как называется перерыв между уроками в школе? (Перемена.)
-Как называется продолжительный отдых обучающихся от школьных занятий осенью, зимой, весной и летом? (Каникулы.)
Были времена, когда человек мало отдыхал и работал до12 часов в день. Наравне со взрослыми работали и дети. Причём это был тяжелый и вредный для здоровья физический труд. Сейчас запрещено использовать тяжёлый труд детей.
Итак, ещё одно, очень нужное право, которое имеют все дети на планете - это право на отдых.
4. Право на заботу и воспитанию родителями.
Малыш, что остался один в целом свете,
Нормально не сможет жить и расти.
Взрослые, те, что за детство в ответе,
Ребёнку семью помогите найти.
-Дети имеют право на заботу и воспитание родителями. Ведь ребёнок не может заботиться о себе сам. (Слайд)
5. Право на медицинскую помощь. (Слайд)
Сказка «Доктор Айболит» Корнея Ивановича Чуковского.
6. Право на образование. (Слайд)
Сказка «Золотой ключик или Приключения Буратино» Алексея Николаевича Толстого.
7. Право на жильё и неприкосновенность жилища. (Слайд)
Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»
8. Право на свободное перемещение. (Слайд)
Сказка «Лягушка - путешественница» Всеволода Михайловича Гаршина.
9. Право свободно выражать свои взгляды. (Слайд)
«Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина.
V. Физкультминутка.
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
VI. Знакомство с обязанностями.
Кроме прав у людей есть ещё и обязанности.
- Что такое обязанность?
Обязанность - это круг действий, возложенных на кого-нибудь и обязатель-
ных для выполнения. (Слайд)
- Какие обязанности есть у вас, у детей?
Обязанности обучающихся (Слайд)
• соблюдать Устав школы;
• добросовестно учиться;
• иметь аккуратный вид;
• бережно относиться к имуществу школы;
• соблюдать правила поведения обучающихся;
• уважать права других, терпимо относиться к критическим замечаниям, уметь признавать и исправлять свои ошибки;
• запрещается употреблять непристойные выражения и жесты.
• соблюдать Правила техники безопасности
VII. Разбор ситуаций «Права и обязанности»
У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Сценка 1
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музы
кой!
- Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
(Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.)
Сценка 2
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цве
ты.
Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка за
прещено насилие над детьми!
- Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.
(Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других)
Сценка 3
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь
дети ее только что помыли!
Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом
- рисованием!
- Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?
(А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.)
Сценка 4
Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
- Правильно ли рассуждает Петров?
(Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.)
Сценка 5
Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать
труд детей!
- Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?
(- Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести - за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.
- Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей.)
- Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок? (Конвенцию «О правах ребенка».)
- А чего они совершенно не знают? (Они не знают, что обязаны уважать права других людей.)
- Как же примирить свои права с правами других людей? (Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать. Нельзя свои права ставить выше прав других людей.)
- Давайте выведем простые правила взаимообщения : (Слайд)
1. Нужно знать … свои права.
2. Нужно уважать … права других людей.
3. Нельзя забывать об … обязанностях.
VIII. Подведение итога.
- О чём сегодня говорили на воспитательском часе? (О правах и обязанностях.)
- Что такое права? (Права – это нормы и правила, которые регулируют отношения между людьми.)
- Что такое обязанности? (Обязанности – это круг действий, возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения.)
- Чем отличаются права и обязанности? (Права должны знать, а обязанности должны выполнять.)
-Можно ли нарушать чужие права?
- Как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались?
Чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других.
Заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех.
Уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.
Права ребёнка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить. (Слайд)
Сценка 1
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музы
кой!
- Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
(Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.)
Сценка 2
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цве
ты.
Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка за
прещено насилие над детьми!
- Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.
(Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других)
Сценка 3
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь
дети ее только что помыли!
Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом
- рисованием!
- Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?
(А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.)
Сценка 4
Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
- Правильно ли рассуждает Петров?
(Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.)
Сценка 5
Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать
труд детей!