Людмила Кремзаль
Конспект практико-ориентированного занятия на экологической тропе «Одуванчик золотой — солнышка сынок родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Одуванчик золотой – солнышка сынок родной»
Задачи по ОО:
- Познавательное развитие: углубить и систематизировать знания детей об одуванчиках: учить правильно называть растения, узнавать их по цветку, листьям; уточнить представления о том, что одуванчики распускаются там, где появляются условия, необходимые для роста растений (полянка освещена ярким солнцем, на ней оттаяла земля, стала теплой. Формировать бережное отношение к «зеленым друзьям»; развивать умение наблюдать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Публикация «Конспект практико-ориентированного занятия на экологической тропе „Одуванчик золотой — солнышка сынок родной“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одуванчик. Все про одуванчики для детей
- Одуванчики. Конспекты занятий
- Прогулка. Наблюдение за цветами
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
- Речевое развитие: развивать связную речь детей.
- Художественно-эстетическое развитие: развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира.
Планируемые результаты: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослому и сверстникам; интересуется причинно-следственными связями, проявляет инициативу в познавательно-исследовательской деятельности; склонен наблюдать, экспериментировать; достаточно хорошо владеет устной речью.
Материал: картинки с изображением одуванчика, его основных частей; лейки для полива растений по количеству детей.
Предварительная работа: рассматривание открыток с изображением луговых и полевых растений; беседы о строении растений, способах ухода за ними, бережном отношении к «зеленым друзьям».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Дети встречаются на полянке с Дедушкой Ау.
Дедушка Ау. Здравствуйте, ребята. Посмотрите на полянку, какая вокруг красота; зеленая трава, цветочки. Вот послушайте стихотворение и скажите мне, про какое оно растение:
Золотой глазок, умытый росой,
В небо синее глядит
И за солнышком следит!
Стоит солнышку нахмуриться –
Золотой глазок прищурится.
Правильно, ребята! Это одуванчик.
2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Дедушка Ау. На что он похож? (Ответы детей.) Да, он похож на маленькое солнышко. Поэтому и говорят, что одуванчик золотой – солнышка сынок родной.
Ребята, кто из вас помнит, какое растение мы встречали ранней весной. Цветки которого похожи на одуванчик? (Мать-и-мачеху.) Хорошо. Скажите, где растут одуванчики? (Ответы детей.) Правильно, одуванчик растет повсюду, его можно увидеть в садах и огородах, вблизи домов и по обочинам дорог, на лугах, полях и в лесу.
Воспитатель. Подойдите поближе к одуванчику, только осторожно, не помните его. Скажите, из каких частей состоит это растение? (Ответы детей.) Где находится его корень? (В земле.) Посмотрите на картинку (показываю). У одуванчика очень мощный корень, похожий на длинный стержень. Он такой большой, потому что одуванчик – растение многолетнее, и корень растет несколько лет в глубину почвы. Рассмотрите и скажите, какой у одуванчика стебель? (Ответы детей.) Да, он длинный, гладкий и тонкий. А есть ли на нем листья? (Нет.) Правильно, листья собраны в розетку у земли, возле корня. Какие листья по цвету? (Ярко-зеленого цвета.) Какие они по форме? (Большие, длинные, по краям имеют зубчики.)
Воспитатель. Давайте теперь внимательно рассмотрим сам цветок. Какой он по цвету? (Желтый.) Какой он по форме? (Круглый.) У цветка одуванчика есть один секрет, он состоит из множества маленьких. Много мелких цветочков собраны в такую вот желтую корзиночку. Как вы думаете, для чего это нужно растению? (Ответы детей.) Конечно, если бы каждый маленький цветок рос отдельно, то даже тяжелая капля дождя могла бы повредить его. У какого растения точно также устроен цветок? Вспоминайте. (У мать-и-мачехи.) Когда маленькие цветочки все вместе – им ничего не страшно, а кроме того, их издалека хорошо видно. Еще они издают запах, понюхайте, пожалуйста, цветы (дети нюхают, пахнут? (Да) Кого привлекают своим запахом цветы? (Ответы детей.) Да, насекомых: пчел, шмелей, жуков. Что хотят насекомые то растения? (Ответы детей.) Правильно, пчелки любят лакомиться сладким нектаром, перелетая с цветка на цветок, и переносят на лапках пыльцу, пчелы опыляют цветы. Дотроньтесь аккуратно пальчиком до цветка. Что осталось у вас на пальце? (Желтая пыльца.) Вот ее и переносят на лапках насекомые. Давайте понаблюдаем за пчелками. (Дети наблюдают, делятся впечатлениями.)
Одуванчик – один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости не только пчелы и шмели, но и бабочки. Одуванчиковый мед густой, ароматный, очень вкусный и полезный.
Дедушка Ау. Ребята, я предлагаю вам прогуляться (развлекательная зарядка).
Темным лесом и зеленым лугом мы шагаем друг за другом. (Ходьба обычная.)
Чтобы цветы не помять, ноги поднимаем. (Ходьба с подниманием колен.)
И меж деревьями змейкой шагаем. (Ходьба в быстром темпе.)
И опять мы ходим полем, лесом, лугом. Ищем мы цветочки, чтоб вплести в веночки. (Ходьба врассыпную с приседаниями.)
Вот цветы красивые, но рвать мы их не будем (Ходьба обычная.)
Пусть растут под солнышком на радость добрым людям. (Построение в круг.)
Воспитатель. Молодцы, ребята. Погуляли, отдохнули. А сейчас посмотрите на нашу поляну. Некоторые одуванчики надели белые шапочки. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.) Это созревшие семена одуванчика. Опишите, какие они? На что похожи? (Ответы детей.) Да, они похожи на парашютики, которые такие маленькие, что, когда подует ветер, они разлетятся по округе, упадут на землю и потом из них вырастут новые растения. Давайте подуем на одуванчик и посмотрим, что будет. (Дети дуют и наблюдают за полетом пушинок.)
Дедушка Ау. А я еще знаю, что одуванчики очень любят наблюдать за солнцем, где солнце – туда и повернуты цветы одуванчика. Посмотрите, где сейчас находится солнце? Куда «смотрят» одуванчики? (Ответы детей.) Ребята, а какую пользу приносят одуванчики? (Ответы детей.) Да, они дают нам душистый мед; из листьев растения делают салаты; еще одуванчики используют как лекарство, для лечения болезней печени и почек. И самое главное, они дарят всем красоту, аромат весны и хорошее настроение.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что произойдет с одуванчиком, если его сорвать? (Ответы детей.) Конечно! Он завянет и погибнет. Поэтому, гуляя по лугу, не рвите, пожалуйста, цветы; не мните напрасно их нежные стебельки!
Дедушка Ау. Точно, ребята!
Я шел по зеленому лугу,
Высыхала на листьях роса;
Ветер травы качал упруго,
И я слышал цветов голоса.
Они шепчут: не рви нас, не надо!
Наши гибкие стебли не мни!
Мы для глаз и для сердца – отрада!
Украшенье родимой земли!
Вот такую просьбу цветы передали вам. Исполните ее? (Да) Я знаю, что вы добрые детки и не будете обижать растения. А чтобы они лучше росли, предлагаю вам полить их.
Дети поливают одуванчики из леек.
Воспитатель. Ребята, давайте пригласим Дедушку Ау поиграть с нами.
Проводится игра «Одуванчики».
3. Заключительный часть (рефлексивный этап)
Воспитатель. Ребята, вам понравились одуванчики? (Да) Что интересного вы узнали об этих цветах? Где нам могут пригодиться эти знания? Давайте мы с вами вернемся в детский сад и нарисуем полянку с этими замечательными растениями. А при следующей встрече подарим их на память Дедушке Ау. До свидания, Дедушка Ау, до новых встреч!