Галина Николаевна Роднова
Конспект познавательного занятия «Времена года» с использованием творчества С. А. Есенина
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить детей старшего дошкольного возраста с творчеством русского поэта С. А. Есенина через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
- формировать представления о временах года через произведения С. А. Есенина и познавательно-исследовательскую деятельность;
- побуждать детей соотносить результат своей деятельности с поставленной целью;
Публикация «Конспект познавательного занятия „Времена года“ с использованием творчества С, А, Есенина» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Есенин С.А.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- развивать умение пользоваться схемами смешивания красок, логическое мышление на основе практической деятельности, внимание, творческие способности к преобразованиям;
- воспитывать эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость, любовь к родной природе, родному краю, интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Предварительная работа:
Рассматривание картин и чтение произведений для дошкольного возраста о временах года. Повторение правил поведения при безопасном проведении опытов в условиях детского сада. Знакомство с таблицей смешивания цветов и практическое применение. Познавательно-исследовательская деятельность о свойствах воды, снега, льда, бумаги.
Материалы и оборудование:
Колокольчик, посылка, книга (альбом, магнитофон с записью стихотворений С. А. Есенина, иллюстрации (картинки) к стихотворениям, шапочки и фартуки, для опыта по смешиванию цветов: четыре прозрачных стакана, водный раствор красной и жёлтой краски, черная и коричневая краска, палочки для смешивания цветов; для второго опыта: сода, пена для бритья, ёмкости для смешивания для каждого ребенка, ложки; для третьего опыта: лёд в виде сосулек, ёмкости, соль; для четвёртого опыта: цветы из белой бумаги, цветные карандаши, таз с водой.
Интеграция образовательных областей:
социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Ход занятия.
Воспитатель звенит в колокольчик. Дети собираются вокруг воспитателя.
Воспитатель:
Слева друг и справа друг.
Очень дружный общий круг.
Крепче за руки держитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Дети берутся за руки и улыбаются друг другу.
Стук в дверь, входит почтальон, здоровается и вручает посылку для детей старшей группы детского сада № 24.
Воспитатель благодарит почтальона и предлагает детям посмотреть, что лежит в посылке.
Воспитатель достает книгу и читает:
Ребята, это «Волшебная книга «Времена года». Но что-то с этой книгой случилось. У нее все листы чистые, но в посылке есть письмо с заданиями, которые помогут восстановить текст и иллюстрации, а также мы узнаем автора произведений этой книги, и почему эта книга «Волшебная». Прежде чем приступить к выполнению заданий, в письме написано, чтобы мы отправились в свою исследовательскую лабораторию.
Воспитатель с детьми приходят в лабораторию.
Воспитатель:
Сегодня мы с вами превращаемся в ученых и займемся исследовательской деятельностью, чтобы раскрыть секрет «Волшебной книги». В первую очередь нам надо самим подготовиться. Как?
Дети: Надеть шапочки и фартуки.
Воспитатель: Я с вами согласна.
Воспитатель и дети надевают шапочки и фартуки.
Воспитатель: А вот и первое задание: Назовите времена года. Какие основные приметы каждого времени года вы знаете?
Дети: Осень, зима, весна, лето. Осенью листья на деревьях становятся желтыми, красными, коричневыми и затем опадают, перелетные птицы улетают на юг, ветер холодный, идут дожди. Зимой падает снег, мороз, замерзает вода, ледяной ветер. Весной тает снег и лёд, бегут ручьи, появляются первые цветы и листочки на деревьях. Летом становится жарко, кругом все цветёт, небо голубое, появляются насекомые.
Воспитатель: Волшебная книга называется «Времена года», а это означает, что каждое следующее задание будет связано с временем года. Когда выполним задание, то появится текст и иллюстрация (картинка) на определённое время года.
Задание на время года осень: смешайте краски и получите различные цвета осени. А поможет нам схема смешивания красок. Растворы каких красок перед нами? Это цвета осени?
Дети: Красный и желтый. Это цвета осени.
Воспитатель: Посмотрите на схему. Какой цвет получится при смешивании этих красок.
Дети: Оранжевый.
Воспитатель: Это цвет осени?
Дети дают утвердительный ответ и под руководством воспитателя смешивают часть красного раствора с частью желтого раствора и получают оранжевый цвет раствора и делают вывод.
Дети: При смешивании двух цветов, красного и жёлтого, получается оранжевый цвет
Воспитатель: А теперь в раствор с красной краской какие надо добавить цвета, чтобы получить еще осенний цвет?
Дети смотрят на схему смешивания цветов.
Дети: Черный и коричневый, чтобы получить рыжевато-каштановый цвет.
Дети выполняют задание по смешиванию красок и получают рыжевато-каштановый цвет. Делают вывод.
Дети: При смешивании трех цветов, красного, черного и коричневого, получается рыжевато-каштановый цвет. Это цвет осени.
Воспитатель: Вот мы и выполнили это задание по смешиванию красок, получили цвета осени. И первая страница книги ожила.
Звучит стихотворение С. А. Есенина «Отговорила роща золотая». Воспитатель открывает первую страницу книги с текстом стихотворения и с изображением осенней рощи.
Воспитатель: А теперь задание на время года зима. Главное зимой – это снег. И сейчас мы изготовим самодельный искусственный снег. Для этого нам понадобятся сода и пена для бритья. Высыпаем соду в миску. Какая сода на ощупь?
Дети: Рассыпчатая, скрипучая.
Воспитатель: Постепенно выдавливаем в емкость пену, постоянно смешивая массу ложкой. А пена какая?
Дети: Белая, воздушная, мягкая.
Воспитатель: Вот наш снег и готов. А вывод какой?
Дети: При смешивании соды и пены для бритья получается липкий искусственный снег.
Воспитатель: Слепите комок, и мы с ним поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Давай, дружок, смелей, дружок!»
Давай, дружок, смелей, дружок!
(Дети лепят ком)
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком.
(Рисуют комом в воздухе круг)
И станет ком снеговиком.
(Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх и кладут ком на стол)
Его улыбка так светла!
(Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла.
(Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)
Но солнце припечёт слегка –
(Дети поднимают руки вверх)
Увы! И нет снеговика!
(Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)
Воспитатель: Вот и вторая страничка у нас ожила.
Звучит стихотворение С. А. Есенина «Белая береза». Воспитатель открывает вторую страницу книги с текстом стихотворения и с изображением зимней березы.
Воспитатель: А теперь задание на время года весна. Снег и лёд растаяли и побежали веселые ручейки. А что на крыше домов весной тает и капает?
Дети: Сосульки.
Воспитатель показывает детям настоящие сосульки и дает их потрогать детям.
Воспитатель: Какие сосульки на ощупь.
Дети: Холодные, гладкие, скользкие.
Воспитатель: И мы сейчас с вами попробуем, чтобы наши сосульки растаяли. Сначала, сосульки подержим в руках. Что происходит?
Дети: Сосульки таят от рук, потому что они теплые.
Воспитатель: А теперь другим способом попробуем. Для этого нам понадобятся сосульки и соль. Положите каждый к себе на тарелку сосульку и посыпьте солью. Понаблюдайте, что будет происходить с сосульками.
Дети: Сосульки таят.
Воспитатель: Кусочек льда, посыпанный солью, начнет таять. Если к нему приглядеться, то можно увидеть, что соль как бы "проедает" в нем дырочки. Вывод: Температура замерзания воды 0 градусов Цельсия. А температура замерзания солевого раствора ниже нее на несколько градусов. Поэтому когда мы посыпаем лед солью, на подтаявшей поверхности льдинки мы получаем солевой раствор. А у него точка замерзания ниже, чем у чистой воды - поэтому и лед, посыпанный солью, начинает плавиться. Вот и третья страничка у нас ожила.
Звучит стихотворение С. А. Есенина «Черемуха душистая». Воспитатель открывает третью страницу книги с текстом стихотворения и с изображением весенней природы.
Воспитатель: Осталось нам открыть и оживить четвёртую страницу с временем года лето. Лето яркое и цветущее. А для этого нам понадобятся цветы лотоса.
Вырежьте из белой бумаги цветы с длинными лепестками и раскрасьте. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру.
Дети выполняют задание воспитателя.
Воспитатель: А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются. Вот такое у нас красивое лето. Вот и четвертая страничка ожила.
Звучит стихотворение С. А. Есенина «С добрым утром». Воспитатель открывает четвёртую страницу книги с текстом стихотворения и с изображением летней природы.
Воспитатель: Задания выполнены. Пора возвращаться в группу. Вот и настало время, когда мы сможем узнать, чьи стихотворения мы слушали.
Воспитатель открывает последнюю страницу книги с изображением С. А. Есенина.
Воспитатель: Сегодня вы познакомились с творчеством нашего земляка С. А. Есенина. Поэт с большой любовью воспевал природу Рязанского края и старался отобразить в своих стихотворениях самые яркие моменты каждого времени года. Осенью - цвет листвы, зимой - красоту снега, весной - звон пробуждающей природы, а летом - нежность цветов. А почему это «Волшебная книг «Времена года»?
Дети: С помощью волшебных превращений мы узнали о каждом времени года и познакомились со стихотворениями С. А. Есенина про осень, зиму, весну, лето.
Воспитатель: В дальнейшем мы с вами продолжим знакомиться с творчеством С. А. Есенина и пополнять нашу «Волшебную книгу» новыми открытиями о произведениях рязанского поэта.