Приложение МААМ

Конспект познавательного занятия «Времена года» с использованием творчества С. А. Есенина

Галина Николаевна Роднова
Конспект познавательного занятия «Времена года» с использованием творчества С. А. Есенина
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с творчеством русского поэта С. А. Есенина через познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

- формировать представления о временах года через произведения С. А. Есенина и познавательно-исследовательскую деятельность;

- побуждать детей соотносить результат своей деятельности с поставленной целью;

Публикация «Конспект познавательного занятия „Времена года“ с использованием творчества С, А, Есенина» размещена в разделах

- развивать умение пользоваться схемами смешивания красок, логическое мышление на основе практической деятельности, внимание, творческие способности к преобразованиям;

- воспитывать эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость, любовь к родной природе, родному краю, интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Предварительная работа:

Рассматривание картин и чтение произведений для дошкольного возраста о временах года. Повторение правил поведения при безопасном проведении опытов в условиях детского сада. Знакомство с таблицей смешивания цветов и практическое применение. Познавательно-исследовательская деятельность о свойствах воды, снега, льда, бумаги.

Материалы и оборудование:

Колокольчик, посылка, книга (альбом, магнитофон с записью стихотворений С. А. Есенина, иллюстрации (картинки) к стихотворениям, шапочки и фартуки, для опыта по смешиванию цветов: четыре прозрачных стакана, водный раствор красной и жёлтой краски, черная и коричневая краска, палочки для смешивания цветов; для второго опыта: сода, пена для бритья, ёмкости для смешивания для каждого ребенка, ложки; для третьего опыта: лёд в виде сосулек, ёмкости, соль; для четвёртого опыта: цветы из белой бумаги, цветные карандаши, таз с водой.

Интеграция образовательных областей:

социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Ход занятия.

Воспитатель звенит в колокольчик. Дети собираются вокруг воспитателя.

Воспитатель:

Слева друг и справа друг.

Очень дружный общий круг.

Крепче за руки держитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Дети берутся за руки и улыбаются друг другу.

Стук в дверь, входит почтальон, здоровается и вручает посылку для детей старшей группы детского сада № 24.

Воспитатель благодарит почтальона и предлагает детям посмотреть, что лежит в посылке.

Воспитатель достает книгу и читает:

Ребята, это «Волшебная книга «Времена года». Но что-то с этой книгой случилось. У нее все листы чистые, но в посылке есть письмо с заданиями, которые помогут восстановить текст и иллюстрации, а также мы узнаем автора произведений этой книги, и почему эта книга «Волшебная». Прежде чем приступить к выполнению заданий, в письме написано, чтобы мы отправились в свою исследовательскую лабораторию.

Воспитатель с детьми приходят в лабораторию.

Воспитатель:

Сегодня мы с вами превращаемся в ученых и займемся исследовательской деятельностью, чтобы раскрыть секрет «Волшебной книги». В первую очередь нам надо самим подготовиться. Как?

Дети: Надеть шапочки и фартуки.

Воспитатель: Я с вами согласна.

Воспитатель и дети надевают шапочки и фартуки.

Воспитатель: А вот и первое задание: Назовите времена года. Какие основные приметы каждого времени года вы знаете?

Дети: Осень, зима, весна, лето. Осенью листья на деревьях становятся желтыми, красными, коричневыми и затем опадают, перелетные птицы улетают на юг, ветер холодный, идут дожди. Зимой падает снег, мороз, замерзает вода, ледяной ветер. Весной тает снег и лёд, бегут ручьи, появляются первые цветы и листочки на деревьях. Летом становится жарко, кругом все цветёт, небо голубое, появляются насекомые.

Воспитатель: Волшебная книга называется «Времена года», а это означает, что каждое следующее задание будет связано с временем года. Когда выполним задание, то появится текст и иллюстрация (картинка) на определённое время года.

Задание на время года осень: смешайте краски и получите различные цвета осени. А поможет нам схема смешивания красок. Растворы каких красок перед нами? Это цвета осени?

Дети: Красный и желтый. Это цвета осени.

Воспитатель: Посмотрите на схему. Какой цвет получится при смешивании этих красок.

Дети: Оранжевый.

Воспитатель: Это цвет осени?

Дети дают утвердительный ответ и под руководством воспитателя смешивают часть красного раствора с частью желтого раствора и получают оранжевый цвет раствора и делают вывод.

Дети: При смешивании двух цветов, красного и жёлтого, получается оранжевый цвет

Воспитатель: А теперь в раствор с красной краской какие надо добавить цвета, чтобы получить еще осенний цвет?

Дети смотрят на схему смешивания цветов.

Дети: Черный и коричневый, чтобы получить рыжевато-каштановый цвет.

Дети выполняют задание по смешиванию красок и получают рыжевато-каштановый цвет. Делают вывод.

Дети: При смешивании трех цветов, красного, черного и коричневого, получается рыжевато-каштановый цвет. Это цвет осени.

Воспитатель: Вот мы и выполнили это задание по смешиванию красок, получили цвета осени. И первая страница книги ожила.

Звучит стихотворение С. А. Есенина «Отговорила роща золотая». Воспитатель открывает первую страницу книги с текстом стихотворения и с изображением осенней рощи.

Воспитатель: А теперь задание на время года зима. Главное зимой – это снег. И сейчас мы изготовим самодельный искусственный снег. Для этого нам понадобятся сода и пена для бритья. Высыпаем соду в миску. Какая сода на ощупь?

Дети: Рассыпчатая, скрипучая.

Воспитатель: Постепенно выдавливаем в емкость пену, постоянно смешивая массу ложкой. А пена какая?

Дети: Белая, воздушная, мягкая.

Воспитатель: Вот наш снег и готов. А вывод какой?

Дети: При смешивании соды и пены для бритья получается липкий искусственный снег.

Воспитатель: Слепите комок, и мы с ним поиграем.

Пальчиковая гимнастика «Давай, дружок, смелей, дружок!»

Давай, дружок, смелей, дружок!

(Дети лепят ком)

Кати по снегу свой снежок –

Он превратится в толстый ком.

(Рисуют комом в воздухе круг)

И станет ком снеговиком.

(Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх и кладут ком на стол)

Его улыбка так светла!

(Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла.

(Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)

Но солнце припечёт слегка –

(Дети поднимают руки вверх)

Увы! И нет снеговика!

(Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)

Воспитатель: Вот и вторая страничка у нас ожила.

Звучит стихотворение С. А. Есенина «Белая береза». Воспитатель открывает вторую страницу книги с текстом стихотворения и с изображением зимней березы.

Воспитатель: А теперь задание на время года весна. Снег и лёд растаяли и побежали веселые ручейки. А что на крыше домов весной тает и капает?

Дети: Сосульки.

Воспитатель показывает детям настоящие сосульки и дает их потрогать детям.

Воспитатель: Какие сосульки на ощупь.

Дети: Холодные, гладкие, скользкие.

Воспитатель: И мы сейчас с вами попробуем, чтобы наши сосульки растаяли. Сначала, сосульки подержим в руках. Что происходит?

Дети: Сосульки таят от рук, потому что они теплые.

Воспитатель: А теперь другим способом попробуем. Для этого нам понадобятся сосульки и соль. Положите каждый к себе на тарелку сосульку и посыпьте солью. Понаблюдайте, что будет происходить с сосульками.

Дети: Сосульки таят.

Воспитатель: Кусочек льда, посыпанный солью, начнет таять. Если к нему приглядеться, то можно увидеть, что соль как бы "проедает" в нем дырочки. Вывод: Температура замерзания воды 0 градусов Цельсия. А температура замерзания солевого раствора ниже нее на несколько градусов. Поэтому когда мы посыпаем лед солью, на подтаявшей поверхности льдинки мы получаем солевой раствор. А у него точка замерзания ниже, чем у чистой воды - поэтому и лед, посыпанный солью, начинает плавиться. Вот и третья страничка у нас ожила.

Звучит стихотворение С. А. Есенина «Черемуха душистая». Воспитатель открывает третью страницу книги с текстом стихотворения и с изображением весенней природы.

Воспитатель: Осталось нам открыть и оживить четвёртую страницу с временем года лето. Лето яркое и цветущее. А для этого нам понадобятся цветы лотоса.

Вырежьте из белой бумаги цветы с длинными лепестками и раскрасьте. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру.

Дети выполняют задание воспитателя.

Воспитатель: А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются. Вот такое у нас красивое лето. Вот и четвертая страничка ожила.

Звучит стихотворение С. А. Есенина «С добрым утром». Воспитатель открывает четвёртую страницу книги с текстом стихотворения и с изображением летней природы.

Воспитатель: Задания выполнены. Пора возвращаться в группу. Вот и настало время, когда мы сможем узнать, чьи стихотворения мы слушали.

Воспитатель открывает последнюю страницу книги с изображением С. А. Есенина.

Воспитатель: Сегодня вы познакомились с творчеством нашего земляка С. А. Есенина. Поэт с большой любовью воспевал природу Рязанского края и старался отобразить в своих стихотворениях самые яркие моменты каждого времени года. Осенью - цвет листвы, зимой - красоту снега, весной - звон пробуждающей природы, а летом - нежность цветов. А почему это «Волшебная книг «Времена года»?

Дети: С помощью волшебных превращений мы узнали о каждом времени года и познакомились со стихотворениями С. А. Есенина про осень, зиму, весну, лето.

Воспитатель: В дальнейшем мы с вами продолжим знакомиться с творчеством С. А. Есенина и пополнять нашу «Волшебную книгу» новыми открытиями о произведениях рязанского поэта.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия с элементами кооперации «Путешествие на планету «Времена года» Цель: Закрепить знания детей о временах года, их характерные особенности. Задачи: Образовательные: 1. Закрепить знания о временах года.

Фотоотчёт о проекте «Исследовательская деятельность детей с использованием интеллект-карт по теме «Времена года»Фотоотчёт о проекте «Исследовательская деятельность детей с использованием интеллект-карт по теме «Времена года» Цель проекта: Формирование целостного представления о временах года: признаки времён года; сезонные изменения в живой и неживой природе.

Интегрированное занятие «Времена года в поэзии С. Есенина»Интегрированное занятие «Времена года в поэзии С. Есенина» Интегрированное занятие «Времена года в поэзии С. Есенина» (подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Времена года»Конспект открытого занятия в старшей группе «Времена года» Открытое занятие в старшей группе «Времена года»Цель: Закрепить и систематизировать представление о временах года. Образовательная: Закрепить.

Конспект познавательного занятия для детей старшей группы с использованием интерактивной доски «В гости к коту Семёну» Конспект познавательного занятия для детей старшей группы с использованием интерактивной доски Elite Panaboard «В гости к коту Сёмену» Цель:.

Конспект занятия по развитию речи «Времена года» для детей раннего возрастаКонспект занятия по развитию речи «Времена года» для детей раннего возраста Цель: Формирование представлений о временах года, обобщение представлений о характерных особенностях каждого времени года. Задачи: 1. Продолжать.

Мастер-класс «Дерево. Времена года». Плоскостная аппликация с использованием бумагиМастер-класс «Дерево. Времена года». Плоскостная аппликация с использованием бумаги Лень читать, устали смотреть телевизор, тогда предлагаю Вам заняться интересным и развивающим занятием – аппликацией, а заодно закрепить.

Мастер-класс по изготовлению сезонного дерева «Времена года» с использованием картинок библиотеки портала МAAMМастер-класс по изготовлению сезонного дерева «Времена года» с использованием картинок библиотеки портала МAAM Мастер - класс по изготовлению сезонного дерева дидактической игры “Времена года” Для изготовления сезонного дерева мне понадобились.

Природа в стихах Есенина. Ко Дню рождения С. Есенина на МAAMПрирода в стихах Есенина. Ко Дню рождения С. Есенина на МAAM Сегодня я хочу поговорить с вами о замечательном русском поэте Сергее Александровиче Есенине. Сергей Есенин родился в крестьянской семье,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательного занятия «Времена года» с использованием творчества С. А. Есенина
Опубликовано: 8 декабря 2022 в 07:16
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательного занятия «Времена года» с использованием творчества С. А. Есенина» (включая файлы) размещена пользователем Галина Николаевна Роднова (УИ 564068) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД