Светлана Дегтярева
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Обитатели Ижевского пруда»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Обитатели водоема Ижевского пруда»
Цель: Закрепить знания детей о водоемах родного края, их обитателях.
Задачи: 1. Учить сравнивать обьекты, развивать умение работать с картой.
2. Развивать познавательную активность. Развитие образной и связной речи.
3. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект познавательного занятия в старшей группе „Обитатели Ижевского пруда“» размещена в разделах
Предварительная работа: Загадывание загадок о воде. Работа с картой и глобусом. Знакомство с реками Удмуртии, пресными водоемами. Знакомство с рыбами (какие живут в пресной и морской воде). Знакомство с птицами,которые обитают в пруду. Игры с детьми: (Магнитная фантазия «Кто живет в пруду». Учим сортировать мусор»). Корняев «Детям об Ижевске».
Материалы и оборудование: Карта, глобус. Фото рек- Кама, Вятка, Иж, Чепца. Картинки – пруд, озеро. Картинки рыб (ерш, карп, окунь, щука, язь и др.). Картинки птиц (чибис, чайка).
Фото рек (Шабердинка, Пазелинка,Малиновка, Подборенка). Видео планктонов,картинки их под микроскопом. Распечатать картинки- капля, снег, иней, туман, река, облако. Опыты с водой (банка, масло растительное, вода)
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, а вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да!
Воспитатель: Я и туча, и туман
Я – река и океан,
Я летаю и бегу
И стекляшкой быть могу.
Дети: Вода!
Воспитатель: Вспомните, а каким цветом обозначена вода на карте?
Дети: Синим.
Воспитатель: А сейчас я раскручу вам глобус. Какого цвета больше?
Дети: Голубого.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что большая часть земли занята водой.
Воспитатель: Ребята, а как называется город, в котором мы живем?
Дети: Ижевск.
Воспитатель: А как называется республика?
Дети: Удмуртская.
Воспитатель: Это наша с вами Родина. Наш край еще называют родниковым. Почему?
Дети: Маленькие родники являются началом больших рек.
Воспитатель: Молодцы. Наша Родина славится родниками. А откуда берут начало родники?
Дети: Из земли. Из грунтовых вод.
Воспитатель: А куда они впадают?
Дети: В реки.
Воспитатель: Какие реки Удмуртии вы знаете?
Дети: Кама, Вятка, Иж, Чепца.
Воспитатель: Наш город стоит на реке Иж. Это наш Ижевский пруд. А какая вода в реке?
Дети: Пресная.
Воспитатель: Какие пресноводные водоемы вы знаете?
Дети: Пруд, озеро, река.
Воспитатель: Кто живет в этих водоемах?
Дети: Пресноводные рыбы.
Воспитатель: Какие рыбы живут в нашем пруду?
Сообщение ребенка.
Ижевский пруд- это сердце нашего города. В глубинах водохранилища водится голец, ерш, карп, окунь, щука, язь. Пруд- это искусственный водоем для хранения воды, с целью водоснабжения, орошения и разведения рыбы.
Физминутка: Рыбки весело резвятся
В чистой, тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Воспитатель: Я предлагаю вам подойти к столам и собрать пазлы рыб, которые живут в пруду. (Работа за столами).
Воспитатель: Ижевский пруд- это искусственнный водоем на территории Ижевска. Кроме реки Иж, на котором устроен пруд, в него впадают реки: Малиновка, Пазелинка, Подборенка, Шабердинка. А для кого пруд является домом? А какие птицы обитают в акватории Ижевского пруда?
Дети: Деревенская ласточка, выпь, чибис, чайка.
Воспитатель: Ижевский пруд- это сердце нашего города. А еще в Ижевском пруду живут самые маленькие обитатели, их можно рассмотреть только под микроскопом. Это планктонные рачки, циклопы, дафнии и кукулята (видеофильм).
Воспитатель: Для людей эти животные не представляют никакой опасности. А их наличие в водоеме говорит не о том, что вода грязная, а о том, что от грязи ее есть кому чистить. Большинство рачков- это превосходные фильтраторы.
Ребята, я предлагаю вам поиграть. У меня на столе красивая коробочка. Нужно положить в нее только водные слова (капля, снег, иней, туман, река, облако) Молодцы!
Воспитатель: Ребята, а чем рыбы дышат?
Дети: Воздухом.
Воспитатель: А вы знаете, что произойдет с рыбами, если в воду попадет масло или бензин?
Давайте проведем опыт. (В банку с водой налить масло).
Вывод: Масло образует пленку на поверхности воды и воздух не попадает в воду и рыбы могут погибнуть.
Воспитатель: Как человек может помочь реке и рыбам, которые в ней живут?
Дети: Не надо бросать мусор на берегу реки, выбрасывать в реку удобрения, мыть машины и т. д.
Воспитатель: Что нового вы узнали сегодня? Каких обитателей пруда вы запомнили? Что для вас было самым интересным?