Ирина Болдырева
Конспект познавательного занятия в старшей группе: «Кибитка-жилище калмыков»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия в старшей группе
«Кибитка- жилище калмыков»
Цели:
1. Образовательные: Познакомить детей сбытом и культурой, творчеством, обычаями, традициями и историей калмыцкого народа. Расширить. Обогатить и уточнить знания детей, воспитывать интерес к духовной культуре народа.
2. Развивающие: Развивать речь, память, логическое мышление детей.
3. Воспитательные: Воспитывать любовь к Родине, к своей малой Родине, к ее обычаям и традициям.
Публикация «Конспект познавательного занятия в старшей группе: „Кибитка-жилище калмыков“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: Картины и иллюстрации на национальную тематику, макет калмыцкой кибитки, игрушечный дом, строительный кирпич, кусок войлока, дощечка, альбомные листы, карандаши, фломастеры, аудиозаписи с народными мотивами, проигрыватель.
Предварительная работа: чтение калмыцких народных сказок, рассказов и стихотворений калмыцких писателей и поэтов. Рассматривание картин, иллюстраций, рассказ о четырех видах скота, о их питании и пользе.
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Речевое развитие», «Калмыцкий язык», «Математика», «Рисование».
Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Методы и приемы:
Наглядный: показ картин и иллюстраций, демонстрация макета кибитки, современного дома, строительных материалов.
Практическая: украсить кибитку узором.
Словарная работа: Обогащение словаря: «ишк гер», «харач», «дн». Активизация слова «кибитка- ишк гер»
Ход :
1. Организационный момент: Мендвт, ккд! Здравствуйте дети! Сегодня необычный день. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Они очень хотят увидеть, чем мы с вами здесь занимаемся. Занятие наше тоже будет необычным. Мы поговорим с вами о доме, но о не обычном доме, а о таком в котором жили очень давно.
2. Основная часть: Скажите мне, как называется поселок, где мы живем? (Ергенинский) А как называется наша Родина? (калмыкия). Мы все с вами- калмыки. Сейчас мы живем в больших каменных домах с крышей. Примерно в таких. (показываю игрушечный дом). Скажите мне, дети, какой формы стены и крыша у такого дома? (квадратные). Наши дома строятся из кирпичей. (показать строительный кирпич). Смотрите, какой он твердый и тяжелый. Чтобы построить дом, в котором мы живем, нужно очень много таких кирпичей. Но калмыки не всегда жили в таких домах. Когда- то, давно были другие дома. Такой дом назывался- кибитка, а по- калмыцкому- ишкя гер. (прошу повторить несколько детей новое слово, а затем повторяем хором).
Посмотрите на нашу картину, вот здесь тоже изображены кибитки- ишк гер. Это было очень давно. Посмотрите, как тогда одевались люди. Калмыки разводили скот. Давайте вспомним, о чем мы говорили с вами на прошлом занятии. Правильно, мы говорили о четырех видах домашних животных, которых разводили калмыки. Назовите этих животных? (корова, лошадь, верблюд, овца).
И вот такие дома стоили из дерева (показать внутренний остов кибитки) и войлока (показать кусок войлока). Смотрите, какой он легкий. Войлок по-калмыцки- ишкя. (прошу повторить несколько раз). Изготавливали его из шерсти. А давайте вспомним, какие животные давали нам шерсть? Правильно, овца и верблюд.
Войлоком покрывали всю кибитку. Ребята, скажите какой формы кибитка? Правильно, она круглая. У кибитки была дверь- дн. (прошу повторить несколько человек, а потом хором). Она состояла из двух половин, которые открывались внутрь кибитки. А теперь скажите, что есть у нашего дома и нет у кибитки?. Правильно, нет окна. Окно в кибитке заменяло отверстие наверху, которое называлось «харач». (открыть харач на макете). Через него поступал свет в кибитку. Но харач служил еще и дымоходом. Чтобы согреться и приготовить пищу, люди разжигали огонь. (зажечь маленький фонарик). Дым от огня выходил через харач. Когда огонь потухал, хозяйка выходила на улицу и закрывала харач войлоком. Как вы думаете, зачем она так делала? Правильно, чтобы сохранить тепло.
Кибитка- ишк гер была очень легкой. Это было очень удобно, потому что раньше калмыки не жили долго на одном месте, а часто переезжали с места на место- кочевали. Это нужно было для того. Чтобы у домашних животных всегда была свежая трава. Кибитки разбирались по частям, грузились на телегу и перевозились на (ответ –лошади, верблюде). Правильно, потому что раньше не было машин, а все перевозили лошади и верблюды. Подумайте, можно разобрать кирпичный дом и увезти его на телеге? Нет, дом очень тяжелый и большой. А ишк- гер можно было.
Физкультминутка: Что- то дети засиделись,
Друг на друга засмотрелись
Не пора ль повеселиться
И немного поплясать.
(танцуем под песню «Бор туула»)
Практическая работа: Ребята, посмотрите у вас на столах изображение кибитки. Наша кибитка белая и скучная. Давайте, нарисуем узоры на кибитках. Возьмите карандаши и фломастеры и нарисуйте узор какой захотите.
Рефлексия: Все ребята молодцы! Ваши кибитки красивые и нарядные! А теперь повторим, как называется этот дом?
- Кибитка- ишк гер.
- Из чего делали ишк гер?
- Делалась из дерева и войлока.
- У кибитки была дверь-дн, отверстие- харач.
- Для чего нужен был харач?
- Зачем калмыки переезжали с места на место?
- Чтобы у домашних животных всегда была свежая трава.
- Молодцы, ребята! А теперь давайте посмотрим кибитку поближе!