Получи документы

Конспект познавательного занятия «Тундра» в старшей группе

Ольга Гаврилова
Конспект познавательного занятия «Тундра» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

формирование целостного взгляда о растительном и животном мире тундры, о народах, проживающих в её суровых условиях, их занятиях и быте.

Задачи

- воспитывать уважение к различным народам, проживающим на территории нашей страны;

- обогатить словарь: кочевой образ жизни, чум, яранга, ягель, полярный день, полярная ночь, северное сияние, чукчи, якуты, эвенки и др.

Публикация «Конспект познавательного занятия „Тундра“ в старшей группе» размещена в разделах

Ход занятия:

На сегодняшнем занятии мы с вами познакомимся с тундрой? Ребята, что же такое тундра? (Ответы детей – как правило дети практически ничего не знают о тундре). Сегодня мы с вами и узнаем, что это, кто там живёт, что растёт и что интересного и необычного там можно увидеть.

Ребята, а вы любите путешествовать ( Дети отвечают: дааа)

Как вы думаете, на чём можно добраться до тундры (ответы детей).

Тундра от нас находится далеко, поэтому я предлагаю отправиться на нескольких двух видах транспорта. Давайте сначала поедем на поезде (дети под весёлую музыку изображают поездку на поезде). А теперь нам нужно сменить транспорт, так как в саму тундру поезда не идут. Как думаете на чём мы сможем туда проехать (Выслушиваются ответы детей, после чего воспитатель подводит детей к тому, что нам нужно поехать на оленях и санях).

- Давайте узнаем поподробнее, что из себя представляет тундра и где она находится.

- В России полоса тундры тянется южнее зоны Арктических пустынь, вдоль берегов северных морей, на тысячи километров с запада на восток. В тундре долгая и холодная зима и короткое прохладное лето. Круглый год дуют холодные ветра, а зимой свирепствует вьюга. Зимой температура достигает -50С, летом поднимается не выше +10С. Земля оттаивает только на 40-60 см, а ниже находится вечная мерзлота. В тундре от 40 до 180 дней длится полярный день, это зависит от местоположения на карте, и около двух месяцев длится полярная ночь. В полярную ночь очень часто можно увидеть красивое природное явление, которое называется северное сияние.

Посмотрите какая красота!

В тундре нет высоких деревьев и травы…Деревья в тундре все очень маленькие, т. к. они не успевают расти из-за такой долгой зимы, их так и называют карликовые. Там есть карликовые ели, карликовые берёзы, карликовые ивы.

Давайте с вами встанем с вами и представим что мы с вами деревья:

Физминутка "Выросли деревья в поле"

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!

Потягивания - руки в стороны.

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.

Потягивания — руки вверх.

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветки,

(Дети машут руками.

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

Наклоны вперёд.

Вправо-влево, взад-вперёд —

Так деревья ветер гнёт.

(Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет?

(Вращение туловищем.)

Ветер стих, взошла луна

Наступила тишина.

Дети опускают руки, садятся на места

В тундре, ребята, есть довольно крупные города - Мурманск, Норильск. Мурманск – незамерзающий порт, крупный центр рыболовства. Норильск- город металлургов и горняков. Также одним из крупных городов тундры является Салехард. Это единственный город в мире, расположенный прямо на полярном круге.

Но несмотря на то, что в тундре есть города, многие жители ведут кочевой образ жизни и живут в чумах и ярангах. Они разводят оленей, пасут их и перегоняют свои стада с места на место, перевозя свой чум с собой.

Главная пища оленей – мох ягель, даже зимой олени очень точно находят его под снегом и производят «раскопки» в нужных местах. Чем больше стадо, тем богаче считается оленевод. Бывают стада из 2-3 тысяч оленей – этого человека можно считать миллионером, если менее 500 голов оленевод считается бедным.

Олени это транспорт, питание, одежда и покрытие для чума.

В тундре живёт много народов, например, якуты, эскимосы, ненцы, эвены, эвенки, чукчи, коми, коряки, нганасаны, саамы и другие.

Якуты, эвенки и некоторые другие народы живут в чумах.

Так выглядит чум снаружи. Это сооружение из жердей, обтянутое шкурами оленей. Чум можно собрать за полчаса. Ставить чум считается женской работой. Устанавливается он обычно на 2-3 дня, потом разбирается и перевозится на другое место, где есть корм для оленей. Посередине чума ставится печь, есть ручной умывальник, стол и места для сна. Спят в чумах на оленьих шкурах. В одном чуме проживает от 5 до 10 человек. Сейчас у некоторых в чумах есть генераторы, которые производят электричество, а значит, люди могут зарядить телефоны, посмотреть телевизор, у некоторых есть даже спутниковые антенны.

Ещё одним жилищем некоторых народов тундры является яранга. Она похожа на чум, но немного посложнее по конструкции. В ярангах живут чукчи и коряки.

Ребята, посмотрите на конструкцию яранги.

Как вы думаете, чем она отличается от чума? (Ответы детей). Правильно яранга пониже и жерди при её постройке располагают по-другому.

Сейчас у многих в тундре есть снегоходы, на них люди ездят в ближайшие посё лки за едой: макаронами, крупой и другими продуктами. Поэтому на столе у народов тундры разнообразие продуктов, почти тоже самое что и у нас с вами. Но чтобы заправлять генераторы и снегоходы, покупать продукты, людям в тундре тоже нужны деньги. Как вы думаете, где люди в тундре могут взять деньги? (Ответы детей).

- Некоторые за деньги пасут чужих оленей, некоторые продают своих на мясо, делают на продажу деликатесы, продают оленьи рога.

- В некоторых районах тундры зимой детей забирают в города в школу-интернат, где они учатся, узнают много нового о современной жизни других людей, о том, как живём мы с вами. Привыкая жить в таких комфортных условиях, многие не хотят возвращаться обратно в чум, ведь условия жизни там очень суровые.

Давайте с вами разомнёмся и поиграем в игру-эстафету "Кто быстрее?".

Дети делятся на две команды, на полу разбрасываются снежки из синтепона По команде под весёлую музыку дети друг за другом выбегают, хватают по одному снежку и несут в корзинку своей команды. Выигрывает та команда, которая справится с заданием быстрее.

- Молодцы! А теперь давайте посмотрим какие же животные и птицы водятся в тундре.

Это северный олень, лемминг, полярная сова, куропатка, хищники – полярный волк и песец. Все животные имеют белый окрас. Как вы думаете, ребята, почему? (Ответы детей).

- Правильно, чтобы их было незаметно на снегу.

Богата тундра также ягодами и грибами. Там растут морошка, черника,клюква, голубика, брусника, а грибы там не бывают червивыми из-за холодов и легко находятся так как там нет высоких деревьев и травы.

- Наше путешествие по тундре подошло к концу. Пора возвращаться к нам в группу. Включается музыка "поезда", ребята возвращаются.

- Скажите, дети, хотели бы вы жить в тундре. А почему? Что вам запомнилось из нашего занятия?

Молодцы! Занятие окончено.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект познавательного занятия для старшей группы «10 рекордов среди беспозвоночных» Цель: познакомить детей с «рекордами» среди беспозвоночных. Задачи: • познакомить детей с понятием «беспозвоночные», дать представление.

Конспект познавательного занятия для старшей группы «10 рекордов среди птиц» Цель: познакомить детей с птицами-«рекордсменами». Задачи: • познакомить детей с птицами разных континентов и дать представление о «рекордсменах».

Конспект познавательного занятия для старшей группы «10 рекордов среди животных» Цель: познакомить детей с «рекордсменами» животного мира. Задачи: • познакомить детей с животными разных континентов и дать представление.

Конспект познавательного занятия для детей старшей группы «Новогодние традиции» Цели: формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других.

Конспект познавательного занятия для старшей группы «Удивительный мир рыб» Цель: познакомить детей с интересными видами рыб планеты Земля. Задачи: • познакомить детей с некоторыми видами рыб; • развивать познавательный.

Конспект познавательного занятия для старшей группы «Знакомство с Красной книгой» Цель: познакомить детей с Красной книгой и ее представителями. Задачи: - закрепить знания детей о среде обитания животных, птиц, растений,.

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в Царство соли»Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в Царство соли» Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в Царство соли».Лариса Гацко. Блог. Цель:.

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Как хлеб пришел на стол?»Конспект познавательного занятия в старшей группе «Как хлеб пришел на стол?» Цели: знакомство с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь. Задачи: формировать бережное.

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Экзамен для Незнайки» Цель: Закреплять порядковый счет в пределах десяти, совершенствовать умение отвечать на вопросы: -который по счету? -сколько?; Учить разгадывать.

Конспект познавательного занятия «День Земли» для детей старшей группыКонспект познавательного занятия «День Земли» для детей старшей группы 21 марта День Земли,приурочили празднование ко дню весеннего равноденствия. Всемирный праздник День Земли не может пройти без внимания.

Автор публикации:
Конспект познавательного занятия «Тундра» в старшей группе
Опубликовано: 19 декабря 2022 в 01:25
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательного занятия «Тундра» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Гаврилова (УИ 2396278) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД