Шкодий Ирина Владимировна
Конспект познавательного занятия «Тайны Ставропольской земли»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ТАЙНЫ СТАВРОПОЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ»
ЦЕЛЬ: обогащать знания детей об историческом прошлом родного края, посредством использования исследовательской деятельности.
ЗАДАЧИ: познакомить детей с профессией «археолог», природными памятниками – скалами. Научить детей считывать «зашифрованную» информацию, развивать речевую активность детей, логическое мышление. Продолжать воспитывать патриотические чувства к малой Родине.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук, монитор, проектор, фотопрезентация, мини песочница – раскоп, инструменты археологов, кусочки ракушечника, ваза, влажные салфетки, косметическая урна.
ХОД НОД:
Организационный момент
Воспитатель: Друзья, сегодня, когда я шла к вам, на обочине дороги я заметила камень. Он показался мне интересным, и я решила принести его вам, чтобы мы вместе более внимательно его рассмотрели. Можете его потрогать и рассмотреть ближе. Что вы можете о нем сказать? Какой он? Может кто-то знает, как он называется?
Дети: это ракушечник.
Воспитатель: я тоже заметила, что он слоистый и в нем просматриваются частички ракушек. Интересно, откуда в камне могут быть ракушки? Где вы видели ракушки?
Дети: мы видели ракушки на море.
Воспитатель: конечно, на море! Но вокруг нас ведь нет моря! Тогда, откуда же в этом камне ракушки?
Ответы детей.
Воспитатель: я знаю, что этот камень таит в себе секрет. И если вы хотите, я вам его открою. Хотите?
Дети: хотим!
Воспитатель: когда-то очень – очень давно, на месте, где находится наш родной край, разливалось море, Сарматское море. Со временем море исчезло и оставило после себя огромные скалы из ракушечника. Дожди и ветра обточили эти скалы и превратили их в природные памятники. Природные памятники может создать только сама природа, но не человек. Я предлагаю пройти в кинозал и посмотреть на эти памятники природы.
Посмотрите на эти фотографии. (воспитатель читает стихотворение, на мониторе вид Кавказских гор, скал)
…Здесь миллионы лет назад
Сарматское море плескалось,
Но время прошло и нынче оно.
В поэзии скал лишь осталось.
На юге России, в степях предкавказских
Наш край Ставропольский лежит.
И тайны морей, что плескались когда-то
В сарматских породах хранит.
Воспитатель: обратите внимание, какая интересная скала. Мне кажется, она кого-то напоминает.
Дети: это каменная скала похожа на лягушку.
Воспитатель: умницы! Эта скала так и называется лягушка. Как называется эта скала? (2-3 ответа детей).
Воспитатель: а вот еще одна скала. Кто в ней угадывается?
Дети: в этой скале угадывается слон.
Воспитатель: друзья, выходит, что мы с вами ходим по дну Сарматского моря и у нас есть этому доказательства.
Природа и история оставили для нас много тайн и загадок. Открывать эти тайны нам помогают археологи. Вы знаете, кто это?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно. Археологи – это люди, которые изучают далекое прошлое по найденным предметам. Посмотрите как работают археологи. (презентация «Археологические раскопки»).
Воспитатель: и вот какие предметы находят археологи. (показ слайда)
Воспитатель: и эти тайны прошлого хранятся, знаете где? Под землей! Иногда под землей археологи находят целые города.
В Ставропольском государственном историко-культурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве представлены два скелета южных слонов.
Первый скелет (Архип) нашли в 1960 году под городом Георгиевском. Длина скелета без бивней — больше 4 метров, длина бивней — больше 3 метров, высота — около 4 метров.
Второй скелет (Нюся) обнаружили в 2007 году в Новоалександровском районе. Уникальная ценность находки в том, что костяк скелета сохранился в первичном залегании, то есть он никуда не переносился. По данным скелета, южный слон жил на территории Северного Кавказа 1–1,8 миллионов лет назад, весил около 12 тонн, высота его была 4,5 метра.
Ставропольский музей стал единственным в мире, где представлены уникальные по сохранности скелеты южных слонов. (слайд «Южные слоны: Архип и Нюся»)
Воспитатель: специальными инструментами очень бережно, чтобы не повредить находку, слой за слоем археологи снимают землю, песок. (слайд «Инструменты археолога»)
Воспитатель: место, где работают археологи, называется археологический раскоп. Как называется место, где работают археологи? (2-3 ответа детей)
У нас с вами тоже есть археологический раскоп. Но для того, чтобы нам добраться нужно пройти горной тропой.
Физминутка:
Ступает нога шаг за шагом вперед,
Все выше, и выше, и выше
По горной тропе путь к вершине ведет
И цель с каждым шагом все ближе.
Воспитатель: пришли! (воспитатель подходит к минираскопу и открывает его. Дает детям рассмотреть его). Внутри раскопа всегда есть какая-то загадка, тайна. Как вы думаете, какую тайну может хранить в себе этот раскоп?
Дети: монеты, клады, посуду, украшения, статуэтки, оружие, скелеты древних животных.
Воспитатель: предлагаю вам на время стать археологами и раскрыть тайну раскопа (дети одевают фартуки)
Какие инструменты нужны археологу для работы?
Дети: металлоискатели, лопаты, совочки, кисточки, веники.
Воспитатель: у нас с вами есть кисточки и я предлагаю начать раскопки прямо сейчас! За работу!
Воспитатель берет кисточку в руки, подходит к раскопу и показывает, как работают археологи.
Воспитатель: во время раскопок очень редко археологи находят целые предметы. Чаще всего они находят их по частям, по фрагментам, а потом соединяют в целое и изучают.
Дети самостоятельно по фрагментам находят вазу и соединяют ее в единое целое.
Воспитатель: молодцы, вы действовали, как настоящие археологи и раскрыли тайну этого раскопа – нашли вазу. Можно убрать инструмент, привести руки в порядок и внимательно изучить находку.
Воспитатель: Итак, юные археологи, что необычного вы находите в этой вазе?
Дети: на этой вазе есть какие-то рисунки, символы.
Воспитатель: эти послания оставили нам древние люди. Они назывались сарматами. Когда-то очень – очень давно они жили здесь по берегам Сарматского моря. По этим символам мы с вами можем узнать, правда, совсем немного, о том в каких условиях жили те древние люди. Эти рисунки, как загадки для нас, которые мы с вами можем разгадать. Солнце означает, что в древние времена в этих местах был жаркий климат. Было настолько жарко, что здесь водились животные, которых сейчас можно встретить в Индии, Африке и Южной Америке. Каких животных вы узнали в этих силуэтах.
Дети: жираф, антилопа, слон.
Воспитатель: а еще здесь обитало животное, которое называлось динотерием. Динотерий был похож и на моржа, и на слона одновременно. А это что такое?
Дети: волны
Воспитатель: а где мы можем увидеть волны?
Дети: на море
Воспитатель: волны какого моря могут быть на этой вазе?
Дети: волны Сарматского моря
Воспитатель: а это что за люди, силуэты которых изображены на вазе?
Дети: это древние люди - сарматы
Итог
Воспитатель: что напоминает нам о том, что на месте Ставропольского края было море.
Дети: скалы – природные памятники. Их создала сама природа.
Воспитатель: кто-нибудь запомнил название скал?
Дети: лягушка, слон
Воспитатель: как называются люди, которые изучают прошлое по найденным предметам?
Дети: археологи
Воспитатель: сегодня, как и всегда, вы большие молодцы. На память о нашей встрече, я подарю вам инструменты археологов, чтобы вы всегда помнили о прошлом и настоящем нашего края. Бережно к нему относились. Мы хорошо с вами поработали. Спасибо!