Надежда Панасюк
Конспект познавательного занятия с детьми подготовительной группы «Дарьюшкины сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растений.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей о растениях;
- познакомить детей с понятием «Лекарственные растения» и пользе, приносимой людям;
- создавать условия для формирования у детей любознательности и любви к природе.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, внимание;
- стимулировать познавательную активность детей, умение аргументировать свой выбор и ответ, вести диалог и монолог.
Воспитательные:
Публикация «Конспект познавательного занятия с детьми подготовительной группы „Дарьюшкины сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- воспитывать бережное отношение к растениям и любовь к родному краю.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Речевое развитие. Физическое развитие. Художественно-эстетическое развитие.
Материалы: русский народный костюм для педагога, аптечные упаковки лекарственных растений, тюбик зубной пасты с травами, флакон травяного шампуня, растение алоэ в горшке, мешочек с сухой мятой, плоды шиповника, клюква, иллюстрации лекарственных растений.
Словарная работа: активизация словаря: лекарственные травы, травяной шампунь, фиточай, травяной настой, мясистые листья алоэ.
Предварительная работа: рассматривание лекарственных трав, зарисовка моделей каждого растения, наблюдение за приготовлением травяных настоев для полоскания горла и фиточая, заучивание загадок и стихов о лекарственных растениях.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель в русском народном костюме появляется в группе, знакомится с детьми.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут тётушка Дарья, а это мой любимец, кот Васька. Мы с ним шли мимо вашего детского сада и решили заглянуть к вам на огонёк. Говорят у нас в народе, вы много знаете о лекарственных травах, о том, как можно избавиться от боли и от ран с их помощью.
А у нас с котом Васькой беда приключилась, поранил он лапку. Помогите мне котика вылечить.
Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы лапка у кота зажила? (выслушивает ответы детей). А где мне взять такие растения, которые помогают заживлять раны?
Дети предлагают пройти в их «Зелёную аптеку», где на полках расположены аптечные упаковки лекарственных растений, и выбрать те, которые нужны коту Ваське.
2. Беседа о лекарственных растениях
Давайте, посмотрим, что у вас есть. Как вы думаете, какая трава в этой упаковке? Как вы догадались, что ромашка? Конечно, на пакетике нарисованы цветы ромашки, с жёлтой серединкой. А кто из вас знает загадку про этот чудодейственный цветок, который лечит людей?
Белая корзинка, золотое донце,
В ней лежит росинка, и сверкает солнце.
А теперь скажите-ка мне, для чего люди используют цветы ромашки? Что нужно сделать, чтобы приготовить травяной ромашковый настой для промывания ран и полоскания горла?
А как дальше используют этот раствор?
Я смотрю, у вас здесь и модели использования лекарственных растений есть, найдите ту, где изображена последовательность использования ромашки.
А что находится в этом пакетике? Как вы узнали календулу? Чем эти цветы отличаются от цветов ромашки? А чем они похожи в использовании? Те и другие цветы можно использовать для промывания ран и ссадин, можно ими полоскать горло при ангине и простуде.
Ну, а уж что в этой коробке, вам точно не угадать, больно трудное название у этой травы (в пакетике зверобой). Где можно использовать это растение?
А вот в этом пакетике трава так чудесно пахнет, понюхайте сами и определите, что в нём лежит? Конечно, это мята. А как можно использовать сухую мяту в лечении? Заваривают вкусный мятный чай, делают отвар и пьют при большой температуре и при гриппе, при ангине.
А вот среди сухих трав я гляжу, у вас стоит горшок с живым растением. Что это? Это цветок алоэ. Какие у него листья? Толстые, мясистые. А если разломить один листик, что мы видим внутри? Много сока. А как можно использовать его? (Дарьюшка показывает детям модель использования сока алоэ при ранах и ушибах) Ещё можно закапывать сок алоэ в нос при насморке. Алоэ - тоже очень важное лекарственное растение. Ребята, а вы знаете стихи про растения? Можете показать, как они растут?
3. Физминутка «Говорит цветку цветок».
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок» (дети поднимают и опускают руки)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой (дети шагают на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай (вращение головой)
Стебель наклони слегка-
Вот зарядка для цветка (наклоны)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся (встряхивание кистями рук)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе (руки, через стороны вверх – вдох; руки вниз – выдох).
4. Проблемная ситуация. Среди лекарственных трав у вас почему-то лежат и зубная паста, и шампунь. Вы, наверное, что-то перепутали, поместив их тоже в «Зелёную аптеку»? Расскажите мне, как можно использовать эти средства, чтобы не болеть? Зубная паста с травами лечит и укрепляет дёсны. А травяной шампунь не только хорошо моет волосы и делает их красивыми и шелковистыми, но и лечит их. Поэтому эти средства и лежат в нашей «Зелёной аптеке».
5. Загадка и беседа о шиповнике.
Много вы знаете о лекарственных растениях. Я хочу вам загадку загадать об одном очень полезном растении:
Я на розу так похож,
Разве что не так хорош.
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. (шиповник)
Люди используют плоды шиповника не только для еды. Отвар из ягод шиповника помогает восстановить силы после болезни, в нём много витамина С, он защищает человека от простуды и гриппа.
Давайте рассмотрим плоды шиповника. Какой они формы? А какого цвета?
(Другой педагог предлагает детям пригласить тётушку Дарью в их фитобар и попробовать травяные настои. Дети сравнивают настой из липы и настой из шиповника, ромашки по цвету, по вкусу.
Я очень рада, что вы такие знатоки лекарственных растений, но ведь нам надо помочь коту Ваське. Посоветуйте мне, какие травы мне взять с собой и как ими воспользоваться?
Из цветов ромашки сделать настой: 2 столовые ложки сухой травы залить стаканом кипятка и настоять 20 минут. Затем промыть лапку кота этим раствором. Затем срезать лист алоэ и привязать бинтиком к лапке на один день. Всё должно быстро зажить.
(Тётушка Дарья благодарит детей за помощь, складывает в свою корзину пакетики с ромашкой и горшок с алоэ).
6. Итог НОД.
Дети, что особенно вам понравилось в беседе с тётушкой Дарьей? Какие растения ещё трудно запоминать? О каких растениях вы хотели бы ещё узнать? Какое стихотворение мы с вами выучили про лекарственные растения?
Много трав полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.