Наталья Герасимова
Конспект познавательного занятия «Как ткани ткут и нити прядут» для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Как ткани ткут и нити прядут»
Публикация «Конспект познавательного занятия „Как ткани ткут и нити прядут“ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Темочки
Цель: формирование представлений у детей о процессе изготовления нити и ткани.
Задачи:
1. Учить детей различать фактуру ткани.
2. Формировать у детей представление о ткацком производстве.
3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, обогащать словарный запас.
4. Обучать простейшим приемам росписи по ткани в технике узелкового батика.
5. Воспитывать трудолюбие, уважение к труду взрослых и бережное отношение к одежде.
Материал к занятию : книга М. А. Константиновского «Как ткани ткут и нити прядут», набор тканей, увеличительное стекло, кусочки ваты, бумажные трафареты, натуральные красители.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Дорогие ребята, как красиво вы сегодня одеты, какая на вас разная, модная, разноцветная одежда. А сейчас я предлагаю вам назвать вещи, которые сегодня на вас одеты.
Ответы детей : «Я сегодня надела красивое платье в горошек».
«Я сегодня надел рубашку в полоску, которая мне очень нравится…» и т. п.
Вопрос педагога: «Из чего сшита одежда? Дети, а вы задумывались когда-нибудь, из какой ткани сшиты вещи (одежда?».
2. Работа за столом.
Педагог предлагает детям рассмотреть образцы ткани.
Сколько на свете разных вещей из тканей! А сами ткани такие разные : гладкие и пушистые, тонкие и толстые, прозрачные и непрозрачные, с рисунком и без него. Но все они зовутся одним именем – ткани. А чем же они похожи?
Дети рассматривают ткани через увеличительное стекло – всюду нити переплетены.
Педагог предлагает наложить на ткань трафареты и сказать, из какой ткани можно сшить брюки, а из какой – рубашку, платье. Почему?
3. Эксперимент «Что прочнее – бумага или ткань?»
Вывод: ткань прочная, не расползается в воде, ее можно стирать, гладить, она теплая. Нити у ткани крепко держатся друг за друга. Кто же их переплел? Ткацкий станок. (Педагог демонстрирует иллюстрацию.)
4. Эксперимент «Нити».
Педагог. Ткань из нитей ткут, а сами нити откуда берутся? Возьмите кусочек ваты, намочите и скручивайте пальцами, при этом немножко растягивайте. Что получилось? Нить, не очень ровная, но настоящая хлопковая.
Педагог. Вата – это хлопок, только очищенный. В старину нити тоже скручивали пальцами и наматывали на веретено. А сейчас нити прядут, то есть скручивают, огромные прядильные машины (показывает изображения прядильного станка и простой ручной прялки). А сейчас вы еще раз погладьте, ощутите на ощупь фактуру ткани. Это значит, что нити бывают разными : хлопчатобумажными, шерстяными, льняными. (Показывает иллюстрацию.)
Хлопчатобумажную ткань ткут из хлопка, который растет на юге. Хлопок созревает – коробочки лопаются, и в каждой – будто кусочек ваты! Соберут хлопок и разложат на солнышке сушить. Потом увяжут в тюки и повезут на прядильную фабрику. На фабрике тюки разрыхляют, очищают, расчесывают и прядут хлопчатобумажные нити.
Лен жары не любит и растет на севере. До чего красив цветущий лен – все поле в голубых цветочках! Отцветет лен, созреют на нем семена, тут его и срезают, раскладывают на земле и ждут, пока микробы съедят клей, которым волокна льна прочно склеены. Только после этого можно будет расчесывать. Стебельки льна расщепляют на отдельные волокна. Из этих волокон прядут льняные нити.
Шерстяные нити прядут из овечьей шерсти. Никогда не спросит овечий парикмахер : «Какую желаете прическу?» Всех овец он на один фасон стрижет – наголо. Постриглись овечки – и опять пасутся на лугу, новую шерсть отращивают. А шерсть отправляют на прядильную фабрику.
Скажите какие вещи из шерсти вы носите?
Дети. Варежки, шапку, шарф, носки…
5. Практическая работа: покраска ткани методом узелкового батика.
Сейчас я предлагаю вам выполнить узор «спираль» в технике узелковый батик на салфетке.
Батик – это декоративная роспись по ткани красками.
У каждого ребенка кусочек хлопчатобумажной ткани. Сначала мы смочим ткань и отожмем ее. Затем положим на стол. В центре нашей салфетки ставим карандаш и начинаем его плавно крутить, надавливая. По кругу образуются складки. Когда всю ткань соберем вокруг центра, мы вытаскиваем карандаш. Затем нашу заготовку обматываем нитью. Наматывать начинаем сверху, постепенно передвигая по кругу собирая все кончики.
Чтобы получился рисунок «спираль» полученную заготовку надо раскрашивать по секторам. Начнем с желтого, а затем постепенно будем добавлять все цвета радуги. Сначала красим желтый сектор, затем оранжевый, красный, фиолетовый, синий, зеленый. Также прокрашиваем с боков, пропитывая ткань краской. Цветную заготовку заворачиваем в газету и даём хорошо просохнуть. Давайте положим их вот на этот стол, пусть они высохнут до конца, потом мы прогладим утюгом и оформим выставку.
6. Итог.
Что нового вы узнали?
Что вам больше всего понравилось?
Из какой ткани лучше шить летнюю одежду?
Из какой ткани шьют теплые вещи?
Было сложно?
- Молодцы! Все старались!
- Давайте попрощаемся с гостями.