Марина Викторовна Лобанова
Конспект познавательного занятия «Как появился календарь» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Как появился календарь
Цели: познакомить детей с историей возникновения календаря; показать разные виды календарей; вызвать стремления планировать свою жизнь (отдельные мероприятия) по календарю.
Материал: разные виды календарей.
Организация вида деятельности
Педагог продолжает тему предшествующего занятия, рассказывает еще об одной форме отсчета времени.
Педагог. (демонстрирует календари). Что это такое?
Дети. Календарь.
Публикация «Конспект познавательного занятия „Как появился календарь“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Педагог. Календарь – это перечень дней года. В году очень много дней. Это хорошо видно на примере отрывного календаря. Посмотрите, какой он толстый. Очень давно все дни года люди разделили по месяцам, их 12. Какие месяцы вы знаете? Какой сейчас месяц?
Дети отвечают. Педагог демонстрирует другие виды календарей (перекидной, помесячный, карманный). Дети рассматривают их.
Зачем людям нужен календарь? В чем он им помогает?
Дети отвечают, высказывая свои предположения. Педагог обобщает их ответы.
С помощью календаря люди могут планировать свою жизнь (что и когда делать, к чему готовиться и т. п.). (Продолжает демонстрировать календари.) Мы привыкли к тому, что у нас дома есть календари. Все мы живем по календарю. Он говорит: когда идти на работу или в детский сад, когда отдыхать, когда отмечать праздники. По календарю можно сосчитать, сколько дней осталось, на пример, до Нового года.
Педагог вместе с детьми считают дни до праздника Нового года по календарю.
В давние-давние времена календаря не было. Свою жизнь люди планировали по солнцу, луне, звездам. Но это было не очень удобно, тогда придумали календарь. Его родина – Древний Египет. (Показывает Египет на карте мира) Египтянам нужно было заранее знать, когда начнет разливаться Нил. К этому дню они чистили каналы, чинили платины, которые задерживали воду на полях. Если бы этого вовремя не сделали, вся вода ушла бы в море и в зной погиб бы урожай. Египтяне заметили: после самой короткой ночи, перед рассветом, на небе появляется яркая звезда – Сириус. Именно в этот день начинался разлив Нила. Египтяне высчитали: от одного появления Сириуса до другого проходит 365 дней (именно столько дней в году). Количество дней разделили на 12 частей – по 30 дней в каждой, а оставшиеся 5 дней поместили, как «довесок», в конце года. Так родился первый календарь.
В заключение педагог предлагает детям следить за календарем, планировать жизнь в группе по нему, обсуждает с дошкольниками идею создания такого календаря.