Елена Владимирова
Конспект познавательного занятия для подготовительной группы «Маленькие человечки. Твердые, жидкие и газообразные вещества»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия для подготовительной группы.
Тема: «Маленькие человечки».
Владимирова Елена
Цель: Ознакомление детей с твердыми, жидкими и газообразными веществами.
Задачи:
Публикация «Конспект познавательного занятия для подготовительной группы „Маленькие человечки, Твердые, жидкие и газообразные вещества“» размещена в разделах
- Газ. Знакомство с газом
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Познакомить детей с молекулярной теорией на основе «маленьких человечков». Знакомить с переходом вещества из одного агрегатного состояния в другое.
Развивать творческое воображение, интерес к учебной и познавательной деятельности.
Воспитывать соблюдение общепринятых правил поведения на занятии.
Материал: Карточки с «маленькими человечками»; стакан с водой, Три баночки; коробка; лед; спиртовка и колба.
Ход НОД.
Соц. игра «приветствие»
Все стоят в кругу, взявшись за руки. Двигаются в центр, соединяют руки и говорят: «Здравствуйте, милые ручки!», возвращаются в круг. Привет соседу справа, привет соседу слева. Улыбаясь друг другу.
Здравствуйте. Милые дети, вы прекрасней всех на свете.
Ребята, я хочу рассказать вам сказку, которую вы еще никогда не слышали. Хотите послушать?
Сказка о маленьких человечках.
На свете жили маленькие человечки. Они были маленькие, и их никто не замечал. Как они не кричали, не стучали ножками их все равно, никто не видел. Они обиделись, и, взявшись за руки, хотели уйти. Но тут вдруг их увидели. «Посмотрите, какая большая гора, какой твердый камень, какое прочное стекло, железо и дерево», говорили все вокруг. Маленькие человечки превратились в дерево, в металл, в стекло и камень. Они так развеселились, что не заметили, как у них опустились ручки. И они опять стали жидким веществом.
«Значит, если мы будем крепко держаться за руки, то будем твердыми веществами, а если будем просто стоять рядом, то будем жидкостями», сказали человечки. А самые непослушные человечки не хотели держаться за руки и рядом стоять не хотели. Они стали бегать, прыгать, кувыркаться и превратились они в воздух, дым над костром и в запах маминых духов.
И сейчас непослушные человечки живут в газообразных веществах и выглядят они вот так.
В твердых веществах маленькие человечки крепко держатся за руки.
В жидких веществах они стоят рядом друг с другом.
Ученые рассмотрели этих человечков в микроскоп и назвали молекулами. Мы с вами их будем называть «маленькими человечками».
Какие твердые вещества вы знаете?
Ответы детей: (камень, металл, дерево, пластмасса, стекло, лед, земля).
Скажите где «человечки» крепче держаться за руки в железе или дереве?
В железе крепче держаться за руки. Дерево можно разрезать ножом, а железо режут только специальными ножницами.
Вот посмотрите к вам в гости пришли «человечки», которые крепко держаться за руки. Воспитатель показывает карточку.
Какие жидкости вы знаете?
Ответы детей: (Вода, молоко, сок, бензин, нефть).
Как вы думаете, можно ли отделить часть человечков?
Проводим экспериментальную работу. Отделяем часть жидкости. Потом снова соединяем. Переливаем из одной емкости в другую.
В них живут человечки, которые не держаться за руки, а стоят рядом друг с другом.
Показ карточки с «человечками», которые стоят рядом.
Какие газообразные вещества вы знаете?
(воздух, газ, дым).
А хотите, я вам покажу, где живут человечки, которые не стоят на месте.
Поставьте перед собой ладошки и помашите ими на себя. Чувствуете, как кто – то стучит вам по щекам. Это маленькие человечки собираются в кучку и стучат вам по щекам.
Показ каточки, где человечки бегают, не стоят на месте.
Игра «Угадай по звуку».
В одной баночке вода, в другой горошины, в третьей нет ничего.
Ребенок встряхивает ее и определяет, какие человечки в ней живут. Баночки перемешиваются и игра повторяется.
Скажите, каких веществ на земле больше – твердых, жидких или газообразных?
Ответы детей.
Но чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо вспомнить, как называют нашу планету. Какого цвета она из космоса?
Она голубого цвета.
Почему она нам кажется голубого цвета?
Потому что на земле много воды.
При этом воспитатель показывает детям глобус.
Вот мы и ответили на вопрос, какого вещества на земле больше. Конечно, жидкости. Хотя и воздуха много. А воздух это газ. А вот твердых веществ гораздо меньше.
Физминутка
Дети стоят в кругу. Педагог превращает их- то в камень, то в воду, то в воздух. Затем задание усложнить. Педагог говорит: «Вы – стол, вы - сок, вы- дым костра». Дети согласно заданию или стоят рядом, или крепко держатся за руки, или бегают.
Ребята, как вы думаете, не может ли одно и то же вещество быть и твердым, и жидким, и газообразным?
Ответы детей.
Педагог: посмотрите, что у меня в стакане.
Дети: В стакане вода.
Педагог. Какие человечки живут в воде?
Дети: в воде живут «человечки», которые просто стоят на месте.
Педагог. Значит, вода – это жидкость. Скажите, а можно воду превратить в твердое вещество?
Ответы детей.
Педагог. Хотите, я покажу вам фокус. Ставит стакан с водой в коробочку. Достает из нее лед. Что это? Какое это вещество? Что я поставила в коробку? Какое это было вещество? Какое стало вещество?
Ответы детей (вода замерзла).
Педагог. Значит, если воду охладить до определенной температуры, то «человечки» возьмутся за руки и вода станет льдом.
Ребята вы хотите стать волшебниками?
Опыт.
Дети берут в руки кусочки льда. Сжимают его в ладошках, лед тает. Воду собираем в тарелочки. Из тарелочки воду переливаем в колбу. Ставим колбу на спиртовку. Вода закипает, над колбой появляется пар. Ставим над паром тарелку и превращаем пар в воду.
Ребята, скажите мне, пожалуйста, что мы взяли в руки?
Каким веществом является лед?
Что получилось, когда лед растаял?
Что мы налили в колбу?
Что стало с водой, после того как под колбой зажгли огонь?
Что мы видим над колбой?
Какие «человечки» живут в паре?
Что стало с паром, когда он коснулся холодной тарелочки?
Во что превратился пар?
Делаем вывод, что вещество может переходить из одного состояния в другое под воздействием температуры: если температура высокая, то вещество превращается из твердого в жидкое или газообразное. Если температура низкая (холод, то жидкость или газ могут превратиться в твердое вещество.