Николаева Татьяна
Конспект познавательного занятия для детей старшей группы «Зелёная аптека»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• Познакомить с лекарственными травами.
• Закрепить знания о строении растения.
• Формировать умение правильно использовать полезные травы (у какого растения какую часть надо взять для приготовления лекарства; в какое время года, чтобы не нанести ущерб природе).
• Обратить внимание на то, что природа – источник не только красоты, но и пользы.
• Формировать доброжелательность, стремление помочь ближнему, чуткое отношение к окружающему нас миру.
Материал:
Публикация «Конспект познавательного занятия для детей старшей группы „Зелёная аптека“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• Набор лекарственных растений (гербарии лекарственных растений, сушеные травы)
• Разрезные карточки с их изображением.
• Книги о лекарственных растениях с цветными картинками.
• Дидактическая игра «Приготовь лекарство»
• Карлсон (игрушка)
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня мы будем знакомиться с лекарственными растениями. Кого из вас, когда вы заболевали, мамы лечили травами? (Ответы.) Лечение травами известно с давних времен. Оно возникло еще во времена первобытного общества. Уже тогда люди заметили: растения, которыми они питаются, могут быть еще и целебными. В наших лесах очень много целебных растений. Какие можете назвать? Чем они полезны? (Ответы.)
Скажите, пожалуйста, как называется это растение. (Показывает картинку с изображением цветущей липы. Дети называют ее.) Чем полезна липа? Из ее цветков заваривают чай. Слышали, наверно, такое название – липовый чай? Он очень полезен, помогает при лечении простудных заболеваний. А это что за растение? (Показ подорожника.) Как оно называется? Чем может быть нам полезно?
Дети: Это подорожник. Его хорошо прикладывать к небольшой ранке – он кровь останавливает, микробы убивает.
Воспитатель: Подорожник растет на лугу, вдоль дороги, в канаве….Цветет с весны до осени. Для лечебных целей собирают только листья. Их срезают и сушат в тени, чтобы они не потеряли своей естественной окраски. В народной медицине подорожник используют для лечения различных недугов. К ранам прикладывают свежий листик. А вот еще одно полезное растение. (Показ мяты.) Как оно называется?
Дети: Мята.
Воспитатель: Верно. Мята цветет летом. Полезны только ее листья. Из них заваривают чай. Его пьют для лечений простудных заболеваний. Мята также способствует пищеварению. (Можно показать еще одно или два лекарственных растения и рассказать о них.) Вы заметили, что для приготовления лекарства используют не все растение, а только одну какую-нибудь часть? Почему?
Дети: Потому что в ней содержится больше целебных веществ.
Воспитатель: Правильно. Вспомните, какая часть липы обладает целебными свойствами?
Дети: Цветки.
Воспитатель: У подорожника? У мяты? (Ответы детей.)
Далее разыгрывается небольшая сценка.
Карлсон (внезапно появляясь) : Что делать? Помогите, у меня болит живот.
Воспитатель: Давайте подумаем, как можно помочь Карлсону?
Показывает карточки с изображением зверобоя, черники, одуванчика, подорожника и т. д. Дети выбирают из них нужные Карлсону и объясняют свой выбор.
Воспитатель: Правильно поступили те дети, которые выбрали карточки с изображением зверобоя и черники. Они снимают боль в животе, особенно после переедания. А именно это нужно Карлсону, ведь он так любит поесть. Кто-нибудь из вас сам пользовался этими травами?
Дети рассказывают о том, когда и как им помогли именно эти травы.
Воспитатель: Все ли растение можно использовать? (Ответы) Правильно. У зверобоя самыми полезными являются цветки и набухшие желтые бутончики. Собирать зверобой надо в начале июля, когда он только-только начинает цвести, причем срывать лишь верхние соцветия: в стебле, листьях, а тем более в корне мало целебных веществ. Какие части полезны у черники? (Ответы детей.)
Далее проводится дидактическая игра «Приготовь лекарство». Детям раздают разрезные карточки с изображением зверобоя и черники. Им предстоит выбрать всего одну, но нужную в лечебных целях часть (цветок, листья, стебель, корень, ягоду).
Воспитатель: Что из зверобоя приготовим?
Дети: Заварим чай.
Воспитатель: Из черники?
Дети: Сварим варенье.
Воспитатель: Какая потребуется посуда для приготовления чая и варенья? Подберите, пожалуйста, все, что нам нужно.
На столе стоят столовые и чайные сервизы, кастрюли, тазик, сковородка и т. д. Дети выбирают нужное. Воспитатель в это время заваривает настоящий чай накрывает на стол (посуда для чаепития, вазочка с вареньем).
Когда все готово, дети зовут Карлсона к столу, напоминают ему, что надо вымыть руки, а также правила поведения за столом.