Ирина Юнеман
Конспект познавательного занятия в библиотеке детского сада «Удивительный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия в библиотеке детского сада «Удивительный мир»
Тема: Знакомьтесь – Б. В. Заходер (знакомство с биографией Б. В. Заходера).
Цель: Познакомить детей с биографией и творчеством советского детского писателя Б. В. Заходера.
Деятельность на занятии:
1 Просмотр презентации «Биография Б. В. Заходера»
2 Прослушивание произведений в формате аудио «Почему рыбы молчат»
Темочки:
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2023
3 Творческая мастерская «Я-юный иллюстратор», рисование по произведению «Почему рыбы молчат» - нетрадиционная техника «Восковые мелки и акварель»
Материалы и оборудование: Проектор для презентации, аудиозапись произведения «Почему рыбы молчат», альбомные листы, восковые мелки и акварельные краски, кисточки на каждого ребёнка.
Ход занятия:
Детей встречает Мэри Поппинс.
Я здесь на несколько минут,
Но ждут ли Мэри Поппинс тут?
Здравствуйте, дети! Здравствуйте, дети!
Скуке зеленой скажем мы “нет”!
Милые дети, Добрые звери!
Всех приглашаю ко мне на удивительное знакомство
-Вы знаете, кто я?»
Дети: - Мэри Поппинс!
Ребята, а Вы знаете, кто написал обо мне познавательные повести?
Рассказы обо мне написала английская писательница Памела Трэверс.. А что бы дети России могли прочитать обо мне рассказы, перевёл их советский детский писатель - Борис Владимирович Заходер, известный, как детский писатель, на чьих книгах выросло не одно поколение детей.
И сейчас я Вас познакомлю с его биографией.
Показ презентации на проекторе.
Слайд 2:
Борис Владимирович Заходер родился 9 сентября 1918 года.
Слайд 3:
В бессарабском городке Кагул (Молдавия)
Слайд 4
Его отец Владимир Борисович работал юристом.
- Ребята, а Вы знаете, кто такой юрист?
Ответы и предположения детей.
- Да, юрист - это человек, который помогает людям отстаивать свои права.
А мама Полина Наумовна - работала переводчиком.
А Вы знаете, кто такой переводчик?
Ответы и предположения детей.
Правильно, ребята, переводчик - это тот человек, который переводит разные тексты с других языков.
Его мама была образованной и начитанной женщиной, знала несколько языков.
Сам Заходер был любознательным мальчиком и проявлял живой интерес к естественным наукам, особенно к биологии.
Слайд 5:
Вскоре семья Заходера перебралась в Одессу, а затем — в Москву.
Слайд 6:
В 1935 году Владимир Борисович закончил школу и пошел работать на заводе учеником токаря.
Он поступает учится в Московский авиационный институт. Но в 1936 году Борис Заходер поступил на биологический факультет Казанского университета, но вскоре перевёлся на тот же факультет в МГУ им. Ломоносова.
Слайд 7: К тому времени он всерьёз увлёкся поэзией, стал писать стихи. В 1938 году юноша поступил в Литературный институт, что стало большой неожиданностью для его семьи.
Слайд 8: Но с началом В. О. В. его учёба прервалась. Обучение в институте Заходер был вынужден прервать в конце 1939 года, когда вместе с другими студентами-добровольцами отправился на советско-финскую войну.
В марте 1941 года Борис продолжил учёбу в Литинституте, но уже в первые дни Великой Отечественной войны отправился добровольцем на фронт. Он сражался на Карельском и Юго-Западном фронтах.
Слайд 9:
Борис Заходер принимал участие в освобождении Львова. За проявленную отвагу был награждён медалью «За боевые заслуги».
Интересный факт: даже в тяжёлые военные годы Заходер не переставал писать, приобретя опыт фронтового журналиста. Работая в редакции газеты «Огонь по врагу», он неоднократно публиковал свои стихи, которые пользовались большой популярностью.
После окончания В. О. В. в 1946 году продолжил учёбу в университете. Окончил учебу в университете с отличием.
Слайд 10 Первым его литературным произведением было стихотворение «Морской бой», опубликованное в журнале «Затейник», под псевдонимом Борис Вест.
Слайд 11:
А вот и строки из этого стихотворения:
Часто терпит пораженье
Самый храбрый адмирал,
Если место для сраженья
Неудачно он избрал.
Слайд 12 Печатался в журнале
«Мурзилка»,
газете «Пионерская правда»
В последующие годы он написал немало произведений, которые пришлись по душе маленьким читателям: «Мартышкино завтра», «Четвероногие помощники», «Кто на кого похож», «Кит и кот», «Добрый носорог» и многие другие.
Слайд 13
В 1958 году Борис Заходер стал членом Союза писателей. А так как Борис Заходер тоже с детства увлекался изучением языков ему открылись новые возможности для творчества. Например, он смог опубликовать пробную главу авторского пересказа сказки «Винни-Пух» англичанина Александра Алана Милна, которую раньше не допускали в печать. В 1960 году Заходер выпустил книгу «Винни-Пух и все остальные», позже он дал ей новое название — «Винни-Пух и все-все-все».
Ребята вспомните героем мультфильма о Винни Пухе.
Дети: Пятачок, Мудрая сова, ослик Иа
1967 году Борис Заходер взялся за повесть «Мэри Поппинс» английской писательницы Памелы Трэверс. Через год он выпустил сокращенный перевод первых двух книг о Мэри Поппинс.
А кто такая Мэри Поппинс?
Дети: Добрая учительница и няня, которая позволяла шалить детям.
С английского языка «Приключения Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла и пьесу «Питер Пэн» Джеймса Барри, с чешского языка — сказки и веселые истории Карела Чапека.
С немецкого — «Бременских музыкантов» братьев Гримм, с польского — стихотворения Людвика Ежи Керна.
Ребята, а вы знаете героев «Бременских музыкантов»
Дети перечисляют героев сказки
Почему их назвали Бременскими музыкантами
Дети:- Потому что они все жили в городе Бремен.
Оригинальные переводы, а точнее, авторские пересказы Заходера были известны не только в Советском Союзе, но и за рубежом — в 1978 году Заходер стал лауреатом международной литературной премии детских писателей имени Ханса Кристиана Андерсена. Оригинальные стихи и сказки писателя перевели на многие европейские языки и опубликовали в Англии, США, Австралии, Польше, Чехии.
- А вы знаете кто такой Ханс Кристиан Андерсен
Дети- Ханс Кристиан Андерсен автор сказок
Слайд 14
Борис Владимирович Заходер, писал свои произведения о детях и для детей. Он очень любил животных и многие его произведения посвящены животным.
Слайд 15
Борис Владимирович Заходер прожил длинную и счастливую жизнь.
И сейчас я Вам предлагаю послушать такое стихотворение, как «Почему рыбы молчат».
Дети слушают аудиозапись стихотворения.
ВОПРОСЫ ДЕТЯМ:
- Ребята, о ком этот рассказ?
- С кем на берегу разговаривал судак?
- Почему он решил не разговаривать ни с кем на следующий день?
- Так почему рыбы молчат?
Творческая мастерская- Мэри Поппинс предлагает детям нетрадиционным способом рисования изобразить рыб в пруду.
Показ способа рисования.
Объясняется техника, в которой будет выполняться работа.
Акварель, благодаря своим свойствам прозрачности, позволяет создавать лёгкие и воздушные композиции.
Восковые мелки – это графический художественный материал, который позволяет создавать своеобразные по своей фактуре яркие композиции. Восковыми мелками можно работать остриём, торцом или плашмя, боковой поверхностью мелка. Мелок оставляет на поверхности бумаги след в виде штриха. Близко расположенные штрихи образуют пятно. Мелки имеют насыщенный, яркий цвет. Основное свойство воска – отталкивать воду
Первым этапом работы является выполнение эскиза, в котором нужно нарисовать различных рыбок, водоросли, камушки на дне. Желательно размещать рыбок в разных местах формата, на разных уровнях, различного размера. Лучше, если рыбки будут плыть в разных направлениях.
Рисование контура рыбок восковыми мелками, можно выполнить без использования простого карандаша.
Также нужно прорисовать плавники, чешуйки, глаза и хвосты рыбок. Кроме белого мелка для контура могут использоваться цветные мелки. Лучше использовать контрастные цвета. Если рыбка будет красная, то контур можно взять зелёный, если оранжевая – контур фиолетовый, жёлтая рыбка – контур синий. Также можно учитывать различные тональные отношения.
После этого водой смачивается силуэт рыбок.
Затем в соответствии с эскизом акварелью прорисовываются рыбки.
Поскольку рыбки плавают в воде, которая имеет холодную синюю гамму (используем синюю, голубую и фиолетовую краски, то рыбок лучше выполнить в тёплой гамме. После того, как все рыбки выполнены, смачивается оставшееся пространство листа и заливается холодными синими, фиолетовыми и голубыми красками.
Воды берётся на кисть достаточно много, чтобы получались интересные вливания одного цвета в другой и цветовые растяжки. Чем плавнее будет переход цветов и тонов, тем эффектнее будет выглядеть работа.
Дети после объяснения приступают к работе.
Мери Поппинс: Ребята, какие вы талантливые просто настоящие художники.
В группе развести свои рисунки для показа родителям.
Для вас в следующий раз приготовлю интересные вопросы по стихам и рассказам, которые были написаны кем? (уточняет у детей фамилию и имя писателя с которым познакомились на занятии)
Дети. Борис Заходер
Мери Поппинс: Правильно ребята.
И так в группе с воспитателем и дома с родителями прочитаете расказы и стихи «Разговорчивая пещера», «Мартышкино завтра», «Русачок», «Сказка про доброго носорога».