Наталья Станинова
Конспект познавательного мероприятия «Осторожно, огонь!»
Цель: привитие элементарных знаний и навыков по пожарной безопасности.
Программное содержание:
Убедить детей в том, что огонь приносит человеку не только пользу, но и немало бед.
Рассказать, от чего возникают пожары, закрепить порядок действий во время пожара.
Привлекать родителей к взаимодействию с детьми в формировании навыков безопасной жизнедеятельности при обращении с огнем.
Оборудование: плакаты: «Когда без присмотра оставлена печь,
Один уголек целый дом может сжечь»;
Публикация «Конспект познавательного мероприятия „Осторожно, огонь!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Пожарная безопасность. Сценарии развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Пусть помнит каждый гражданин пожарный номер «01».
Костюмы для инсценировки музыкальной сказки «Пожар в лесу» : мама – зайчиха, зайчата, волк, ежик, лягушки – пожарные.
Реквизит для проведения комбинированной эстафеты:
- 2 больших ведра;
- 8 маленьких ведер;
- 2 телефона;
- 6 маленьких стульчиков;
- 2 куклы.
Реквизит для проведения эстафеты «Пожарные на учении» :
- 8 кеглей;
- 2 мяча;
- обручи.
Рисунки с изображением предметов: огнетушитель, лопата, песок, топор, выдвижная лестница, рукавная линия, ведро, пожарная машина, противогаз.
Оформление зала: детские рисунки на противопожарную тему, плакаты.
Ход мероприятия:
Ведущий: Ребята, сегодня, мы собрались, чтобы поговорить об очень важных вещах. А что будет главной темой нашего разговора, вам предстоит отгадать:
Он друг ребят, но когда с ним шалят,
Он становится врагом и сжигает все кругом.
Правильно, это огонь. Огонь – давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Сегодня активными участниками нашего развлечения будут наши родители.
Давайте вместе вспомним, где человек не может обойтись без огня? (При приготовлении обеда, при работе кузнецов, электросварщиков)
Ребенок читает стихотворение:
А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня,
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак,
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.
Ведущий: Но случается, что огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга и уничтожает в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда. Ребята, а от чего может произойти пожар? (играли спичками, от электрических приборов, не затушили костер) Вспомните, отчего возник пожар в стихотворении «Кошкин дом»? (выпал уголек из печки) Правильно. Есть даже такая пословица: (показывает плакат)
«Когда без присмотра оставлена печь, один уголек целый дом может сжечь». О чем говорится в этой пословице? (о том, что нельзя оставлять без присмотра печку, а также электрические приборы, включенные в сеть, зажженный газ и нельзя детям брать спички). Давайте посмотрим сказку «Пожар в лесу», которую приготовили наши ребята.
А пока наши герои готовятся, мы проведем с родителями интеллектуальную игру «Что бы это значило?»
1. Огненная вода (спирт, водка).
2. Антонов огонь (болезнь).
3. Вечный огонь (горит возле памятника).
4. Огнедышащее жерло (вулкан).
5. Огневик (артиллерист).
6. Горящие глаза (у увлеченного чем-то человека).
7. Работать с огоньком (с задором, с увлечением).
8. Огниво (камень для высекания огня из кремня).
9. Огнеборец (пожарный).
10. Огнетушитель (первичное средство для тушения огня).
11. Погорелец (человек, пострадавший от пожара).
Музыкальная сказка «Пожар в лесу».
Ведущая:
В лесу пожар случился как-то раз,
О нем услышите сейчас рассказ!
Зайчиха в доме с зайками жила
И за едой однажды в лес пошла.
Выходит Зайчиха с зайчатами.
Зайчиха (поет) :
Встала я сегодня рано,
За едой чтоб в лес пойти.
Пожелайте же, зайчата,
Вы мне доброго пути.
Вас прошу: послушны будьте,
Уберите все кругом,
Спички в руки не берите,
Не шутите вы с огнем!
1-й зайчонок:
Обещаем : вчетвером
Все мы в доме уберем!
Зайчиха:
Ну, смотрите, не шалите
И меня к обеду ждите.
Зайчата: До свидания, мамочка!
Зайчиха: До свидания, детки!
Зайчиха уходит.
2-й зайчонок:
Мама из дому ушла –
Надо браться за дела!
Непослушный зайчонок:
А мне не охота –
Подождет работа.
3-й зайчонок:
Стыдно, брат, так поступать,
Стыдно маму огорчать!
Непослушный зайчонок:
Хватит вам меня учить,
Помогу я, так и быть.
1-й зайчонок:
Все игрушки в доме сам
Я расставлю по местам.
2-й зайчонок:
Я сейчас полью цветок.
Под музыку польки зайчата начинают трудиться: убирать игрушки, поливать цветы, подметать пол.
1-й зайчонок:
Ну вот, все сделано,
Давайте, пить чаек!
2-й зайчонок:
Но как же чайник
Будем мы разогревать?
Ведь мама строго
Не велела спички брать!
Непослушный зайчонок:
Подумаешь! Какая ерунда!
Нам спичка-то нужна всего одна.
Тем более я видел много раз,
Как мама в кухне зажигала газ.
3-й зайчонок:
А может быть, не надо?
Я боюсь.
Непослушный зайчонок: Да ты, я вижу, просто трус!
Непослушный зайчонок заходит в домик.
1-й зайчонок: Наш братец все же спички взял!
Зайчата (все вместе) : Ох, не случился бы пожар!
Из домика слышится крик: Ой-ой-ой! Обжегся я!
Упала спичка у меня!
Горит наш дом! Скорей сюда!
Зайчата бегут в домик, на крыше которого появляются языки пламени. (Их можно сделать из красной бумаги или ткани).
Зайчата громко: Пожар! Пожар!
Вбегает Волк и грозно смотрит кругом.
Волк: Ну, кто здесь громко так кричал?
(Оглядывается, замечает горящий домик).
Да у зайчихи в домике пожар!
Эх, значит, я напрасно прибежал.
(Притворяется огорченным. Поет).
Как я зайчиков люблю,
Все об этом знают!
Жалко, жалко, что они
Все в огне сгорают.
Видно, спичками они
Баловаться стали,
И теперь, их дом горит.
Зайки, вы пропали!
Зайчата уж, наверное,
Поджарились давно.
А мне такую пищу
Есть запрещено!
Живот от жареного
Сразу заболит…
Лесной наш врач сказал,
Что у меня гастрит.
Ничем помочь я не могу –
Свою я шкуру берегу!
Ну, а потом я лучше убегу.
Волк убегает.
Зайчата: Спасите! Помогите! Мы горим!
Вбегает ежик, принюхивается.
Ежик: Я чую где-то дым! (оглядывается)
Теперь я вижу – здесь огонь!
Да это же горит зайчихин дом! (решительно)
Сейчас же надо позвонить
И о пожаре сообщить!
(Подбегает к телефону, висящему на доме. Набирает номер).
Ноль один!
Пожарные, спешите на опушку!
Горит здесь заячья избушка!
(Вешает трубку и подбегает к домику).
Из дома, зайки, выходите.
А не то сейчас сгорите!
Ежик быстро выводит зайчат из домика.
Появляются лягушки-пожарные. У них в руках красные ведерки с надписью «01». Лягушки встают возле домика.
1-я лягушка:
На пожар мы поспешили
Сразу, как нам позвонили!
2-я лягушка:
Действовать сейчас нам нужно
Очень слаженно и дружно!
3-я лягушка:
Мы зальем огонь водой,
Быстро справимся с бедой!
Поворачиваются к домику, тушат огонь.
4-я лягушка:
Вот и все, пожар мы потушили,
Хорошо, что мы так поспешили!
Лягушки поют:
1. Мы, лягушки-попрыгушки,
От пожара лес храним.
Чтоб огонь не зажигали,
Очень зорко мы следим.
Припев: Если что-то загорелось,
Мы на помощь к вам придем.
Только лишь пожар начнется,
Тут как тут мы вчетвером!
2. Потушить пожар мы можем,
Помогает нам вода.
Знает каждый: без нее нам
Обойтись никак нельзя!
Припев.
Вбегает взволнованная зайчиха.
Зайчиха:
Я, как узнала о пожаре,
Домой скорее побежала! (обнимает зайчат).
За вас, зайчата, волновалась я!
(Обращается к лягушкам и Ежику)
За помощь всем спасибо вам, друзья!
1-я лягушка:
Причина возгорания –
Детское непослушание.
2-я лягушка:
Вовремя Еж сообщил о пожаре:
Еще бы немного – и зайки пропали!
3-я лягушка:
В любое время дня и ночи
Мы от пожара вас храним!
1-я лягушка:
И если что-то загорится,
Звоните быстро – «01»!
Все участники сказки выходят на сцену и читают по очереди:
Чтобы не было пожаров,
Не горели бы дома,
Не берите, дети, спички
Вы без спросу никогда!
Хоть огонь нас согревает,
Но бывает и жесток.
Очень быстро он сжигает!
Осторожней с ним, дружок!
Даже малую бумажку
Никогда не поджигай!
Береги деревья, пташек –
Все вокруг оберегай!
Все вместе: Осторожнее с ним, дружок!
Ведущий: Ответьте на вопрос: Как друзья помогали тушить пожар зайчатам? (позвонили, залили огонь водой). А что надо сделать, когда увидишь пожар? (нужно позвать на помощь взрослых, позвонить по телефону в пожарную охрану и уйти подальше от огня). Кто из вас знает, по какому телефонному номеру нужно звонить, чтобы вызвать пожарную команду? (01). Читают хором плакат: «Пусть помнит каждый гражданин: пожарный номер «01». Кто ответит на вопрос : Почему пожарных вызывают по телефону именно 01? (Во-первых, этот номер самый простой, его запомнит каждый. Во-вторых, это номер короткий, а когда пожар, каждая секунда дорога. И, в-третьих, этот номер легко набрать на диске телефона даже в темноте). Ребята, а кто знает, что именно необходимо сообщить диспетчеру по телефону? (нужно сообщить о пожаре, назвав точный адрес). Можно ли оставлять детей одних в закрытой комнате? (Нельзя, потому что в комнате есть электроприборы, от которых может произойти пожар: телевизор, холодильник, плитки, лампы и пр. Также на виду могут оказаться спички, а игра с ними всегда приводит к пожару). Чем еще опасен пожар, кроме огня? ( Иногда страшнее огня дым: в задымленной комнате легко заблудиться и не найти выход; в горячем и ядовитом дыму невозможно дышать).
А сейчас мы проведем эстафету, которая поможет вам запомнить, как нужно действовать во время пожара.
Комбинированная эстафета: выбираются две команды детей и родителей «Уголек» и «Искорка».
1 этап: «Кто быстрее сообщит о пожаре?» Нужно добежать до телефона, набрать нужный номер и сообщить о пожаре, назвать адрес.
2 этап: «Спасательные работы». Проползти, спасаясь от дыма, под стульями до «места пожара», взять на руки куклу и вынести из огня.
3 этап: «Кто быстрее потушит огонь?» С ведерком воды добежать до места пожара, вылить воду и вернуться. Таким образом, несколько человек наполняют большое ведро. Та команда, которая скорее его наполнит, объявляется победительницей.
Ведущий: Сейчас мы будем отгадывать загадки. Отгадывают команда детей и команда родителей.
1. Маленькая палочка, на верхушке шапочка.
Чиркнешь, раз или другой, вспыхнет пламя ой-ой-ой (спичка).
2. На колесах, а не воз. С водою, а не паровоз.
Бока в пояс, всегда на часах! (пожарная автоцистерна)
3. Не фонарь, а свет дает. Таять может, да не лед (свеча).
4. Висит молчит, а повернешь – шипит, из трубы пена летит. (огнетушитель).
5. Шипит и злится, воды боится,
С языком, а не лается, без зубов, а кусается (огонь).
6. Во дворе – столбом, в избе – ковром (дым).
7. В избе – изба, на избе – труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе.
Видит пламя народ, а тушить не идет (печь).
8. Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злобы ест дрова
Целый час, а может, два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь (огонь).
Ведущий: Очень большую опасность представляют костры, которые разводят в лесу. Увлекшись игрой, дети забывают потушить костер, тогда развеваемые ветром искры разлетаются на большое расстояние, и пожар охватывает большие лесные площади, уничтожая не только лес, но и все живое. Когда вы уходите из леса, обязательно потушите костер. Помните: костер – не игрушка! Очень опасна шалость со спичками. Одна маленькая спичка может натворить немало бед.
Чтение детьми стихотворений.
Не играй, дружок, со спичками.
Помни ты, она мала.
Но от спички – невелички
Может дом сгореть дотла.
Младшим братьям и сестричкам
Все ребята говорят:
«Крепко помните, что спички
Не игрушка для ребят!»
Смастерил Сергей пугач,
Пострелял немного,
А теперь Сережу врач
Лечит от ожога.
От такого пугача
Путь обычный до врача.
Возле дома и сарая
Разжигать костер не смей,
Может беда большая
Для построек и людей.
Костер вы бросили в лесу,
И вот несчастье на носу.
Крепко помните, друзья,
Что с огнем шалить нельзя.
Ведущий: Ребята, сейчас я вам покажу предметы, а вы должны ответить человеку какой профессии они могут принадлежать? (рисунки огнетушителя, лопаты, песка, топора, выдвижной лестницы, рукавной линии, ведра, пожарной машины). Ответьте на вопрос: для чего нужны пожарному эти предметы? (объяснения детей). А какими качествами должен обладать человек, который работает пожарным? (должен быть сильным, ловким, смелым)
Сейчас мы проведем эстафету «Пожарные на учении». Участвуют две команды.
1 этап: пробежать между кеглями, вернуться назад, не сбив кегли.
2 этап: сбивание кегли мячом на расстоянии.
3 этап: преодолеть дистанцию прыжками.
4 этап: все разошлись врассыпную, чья команда по сигналу свистка быстрее построить в шеренгу.
Подведение итогов, объявление победителей. Исполнение песни «Физкульт – Ура».
Ведущий: Ребята, мы сегодня с вами говорили об огне, о том, что он может приносить не только пользу, но и вред. И сейчас я хочу проверить, хорошо ли вы запомнили то, о чем мы с вами беседовали:
А ну, ребятки, не зевайте,
Дружно хором отвечайте:
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его (водой).
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички (отобрать).
Раскалился если вдруг
Электрический утюг,
Что должны вы делать, детки?
Вынуть вилку из (розетки).
Если вдруг пожар возник,
Ты обязан в тот же миг
В часть пожарным позвонить
О пожаре (сообщить).
Знает каждый гражданин
Пожарный номер (01).
Кто с огнем не острожен,
У того пожар возможен.
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить с (огнем).
Ведущий: На этом наше развлечение заканчивается, и на память о нашей беседе я хочу подарить памятки для взрослых «Как уберечь ребенка от опасностей» и памятки для детей.