Васильева Ирина Ивановна
Конспект познавательно-развивающего занятия для обучающихся 3 класса «Что я знаю о воздухе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Регулятивные: развивать инициативность и самостоятельность при решении поставленной проблемы в ходе занятия.
Познавательные : обобщать информацию по теме «Воздух», закреплять умение делать логические выводы в ходе занятия.
Личностные: формировать интерес к окружающему миру, желание выполнять учебные действия, использовать фантазию, воображение при выполнении учебных действий.
Ход занятия
Воспитатель: «Добрый день, ребята! Что-то у нас в классе душно. Что же нужно делать?»
Ученики: «Добрый день!
Темочки:
- Воздух. Свойства воздуха
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Воспитатель: «Что-то у нас в классе душно. Что же нужно делать?»
Ученики: «Открыть окна».
(Воспитатель имитирует открытие окна).
Воспитатель:«Кажется, кто-то к нам в окно пожаловал» ( заходят 4 мальчика:Воздух, Кислород, Углекислый газ, Азот).
Воздух : «Здравствуйте, ребята. Попробуйте угадать, кто я?»
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый и все же
Без него мы жить не сможем.
Ученики: «Воздух».
Воздух : «Молодцы, ребята! А теперь назовите моих братьев».
Кислород: «Отгадайте, кто я?»
Ты без него не сможешь жить.
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня.
Ученики: «Кислород».
Кислород: «Правильно».
Углекислый газ: «Я то, что выделяет при дыхании человек, а растения поглощают».
Ученики: «Углекислый газ».
Углекислый газ: «Молодцы!»
Азот: «А меня вы узнаете, отгадав ребус»
А
н
Ученики: «Азот».
Азот: «Отгадали верно».
Воздух : «Молодцы! Вы правильно назвали моих братьев. Скажите, что происходит со мной при нагревании?» (Воздух имитирует расширение).
Ученики: «При нагревании воздух расширяется».
Воздух : «Молодцы! А что происходит сомной при охлаждении?» (Воздух имитирует сжатие).
Ученики: «При охлаждении воздух сжимается».
Воздух : «Правильно».
Воспитатель: «Давайте проверим, так ли это на самом деле. Мы сейчас с вами проделаем два опыта, а вы – Воздух, Кислород, Углекислый газ, Азот присаживайтесь»
Воспитатель: «Для первого опыта нам понадобится 1 яйцо, бутылка с горлышком меньшим, чем диаметр яйца, спички, палочка для горения. Хочу вас предупредить, что самостоятельно данный опыт выполнять нельзя, только под присмотром и контролем родителей».
Воспитатель: Прежде чем мы перейдём к данному опыту, предлагаю посмотреть следующий видеоролик, который пояснит нам, как проводить данный опыт. Внимание на экран (просмотр видеоматериала).
Воспитатель: «А теперь давайте проделаем этот опыт вместе со мной.
Нам следует проделать следующую цепочку действий:
1. Чистим вареное яйцо.
Воспитатель: «Оля мне поможет почистить яйцо».
(Воспитатель приглашает Олю, чтобы почистить яйцо, затем предлагает детям дотронуться до вареного яйца).
Воспитатель: «Ребята, можете убедиться, что яйцо, действительно, вареное».
2. Поджигаем палочку для горения.
3. Бросаем горящую бумагу в бутылку.
4. Помещаем яйцо в горлышко бутылки».
Воспитатель: «Получилось у нас провести этот опыт?»
Ученики: «Да!».
Воспитатель: «А теперь сделаем вывод, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается. Когда в бутылке оказывается горящая палочка, воздух в бутылке расширяется. Как только мы закрываем яйцом горлышко бутылки, доступ кислорода прекращается, и горение палочки останавливается. После этого воздух в бутылке остывает и сжимается. Это приводит к тому, что яйцо втягивается внутрь бутылки».
Воспитатель: «Ребята, давайте немного отдохнем, подвигаемся».(Ребята встают около своих парт и повторяют движения за воспитателем)
Ветер дует нам в лицо.
(помахать руками на лицо)
Закачалось деревцо.
(покачаться из стороны в сторону)
Ветер тише, тише, тише.
(присесть, помахать руками вверх-вниз)
Деревцо всё выше, выше.
(потянуться вверх)
Воспитатель: «А теперь мы с вами переходим ко 2 опыту. Для опыта понадобится: свеча, заготовленный раствор, стакан, тарелка. Хочу напомнить вам, что самостоятельно данный опыт выполнять нельзя, только под присмотром и контролем родителей».
Воспитатель: Прежде чем мы перейдём к данному опыту, предлагаю посмотреть следующий видеоролик, который пояснит нам, как проводить данный опыт. Внимание на экран (просмотр видеоматериала).
Воспитатель: «А теперь давайте проделаем этот опыт вместе со мной. Для выполнения опыта нам следует придерживаться следующего алгоритма действий:
1. Устанавливаем свечу на тарелку так, чтобы она не упала.
2. Наливаем небольшое количество заготовленного раствора в тарелку.
3. Поджигаем свечу.
4. Накрываем свечу стаканом.
5. После того, как раствор все затянет в стакан, переворачиваем тарелку вместе со стаканом.
Воспитатель: «А теперь сделаем вывод, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается. Именно этот эффект демонстрирует опыт со свечей и заготовленным раствором. Как только мы накрыли стаканом свечу, воздух внутри стакана расширился и вытолкнул свой излишек. Затем, после того как свеча погасла из-за недостатка кислорода, воздух начал охлаждаться и, соответственно, сжиматься, заодно и увлекая внутрь стакана раствор из тарелки».
Воспитатель: «Получилось у нас провести и этот опыт?»
Ученики: «Да».
Воспитатель: «Ну что, ребята, интересное было сегодня занятие? Познавательное? А вы, Воздух, что скажете?»
Воздух : «Да! Опыты интересные, познавательные».
Воспитатель: «Какой вывод мы с вами можем сделать, исходя из результатов обоих опытов? Что происходит с воздухом при нагревании?»
Ученики: «При нагревании воздух расширяется».
Воспитатель: «А что происходит с воздухом при охлаждении?»
Ученики: «При охлаждении воздух сжимается».
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Мы сегодня с вами хорошо поработали и в качестве поощрения посмотрим с вами мультфильм о воздухе» (просмотр видеоматериала).
Воздух : «Молодцы, ребята! Порадовали вы сегодня нас. А сейчас мы с вами прощаемся, нам пора в гости к другим ребятам. Вы нас не будете видеть, но мы всегда будем с вами». (Воздух, Кислород, Углекислый газ, Азот уходят)
Воспитатель: «На этом наше занятие завершается. Все большое спасибо за активное участие».