Тамара Фурманова
Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности по области «Познание» «История электричества»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка детский сад №135 города Тюмени
Воспитатель Фурманова Т. В., высшая категория
Задачи:
Образовательная : углубить знания детей об электричестве : провести и объ-яснить простейшие эксперименты с электричеством, закрепить правила безо-пасного обращения с электроприборами в быту.
Развивающая: продолжить формирование навыков экспериментально – ана-литической деятельности.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности по области „Познание“ „История электричества“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
Воспитательная: продолжать формировать умение договариваться, помогать друг другу при работе в парах.
Ход занятия
Вос-ль: Ребята, вам не кажется, что в группе темновато. Что надо сделать, чтобы стало всё видно? Дети: Нужно включить свет, электричество.
Вос-ль: А вы, ребята, знаете, что такое электричество? Предлагаю вам от-правиться в путешествие по времени, чтобы узнать, откуда в жизни человека появилось электричество. Усаживайтесь за столы. Открываем ноутбуки. Чтобы вам было удобно работать, я предлагаю вам в парах поделиться на первый – второй. Листать странички дневника нашего путешествия вы буде-те по очереди.
Очень давно электричества на земле не было, как же тогда жили люди? (от-веты детей). Когда-то давно первобытные люди умели только добывать себе пищу и воду. Источником тепла и света был живой огонь. Древние люди научились разжигать костёр, который давал людям тепло и свет. По ночам они зажигали костры (Слайд№1)
Вос-ль: Костёр обычно горел в центре пещеры и не мог осветить все её угол-ки. Тогда люди стали с помощью палки подносить огонь в разные места пе-щеры. Как вы думаете, как назвали эту палку? (факел) (Слайд№2)
Вос-ль: Как вы думаете, ребята, всегда ли было удобно пользоваться факе-лом?
Дети: (опасно, его нужно держать в руках)
Вос-ль: - Время шло, и люди всё более совершенствовали свои жилища. И теперь освещать избу с помощью костра или факела было невозможно. Когда наступал вечер, люди брали полено и расщепляли его на щепки и так получа-ли лучину. (Слайд№3)
Пожары случались часто, да и света от лучины было немного, она быстро сгорала, очень часто её надо было заменять. Потом люди придумали свечу (слайд №4).
Жизнь людей становилась всё сложнее. Появились люди, которые внима-тельно исследовали окружающий мир, и придумывали что-то новое. Это – учёные. Так, на смену свечке пришла керосиновая лампа. (слайд №5). Керо-синовая - так как горела при помощи керосина. Эти лампы были разными: подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру. Возле настольной керосиновой лампы можно было шить, вязать и вышивать. А вот, что пришло на смену керосиновой лампе вы узнаете, от-гадав загадку:
Дом – стеклянный пузырек,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжётся. (лампочка) (слайд №6).
Почему горит лампочка, что заставляет её работать, вы узнаете из загадки:
К дальним сёлам, городам
Что идёт по проводам?
Светлое величество!
Это … (электричество)
Постепенно в нашу жизнь пришло электричество. Электричество приносит нам большую пользу. Мы с вами живём в благоустроенных квартирах, с комфортом. Всю тяжёлую работу выполняют машины. Какая техника помо-гает нам по хозяйству? (пылесос, чайник, печь, стиральная машина, фен и т. д.) Вся эта техника работает благодаря электричеству.
Электричество рождается на больших электростанциях (слайд электростан-ций №7) .
Затем по проводам, спрятанным глубоко в земле или очень высоко над зем-лей, приходит в дома, на заводы, помогая человеку (слайд №8) .
Провод это дорожка для частичек, он одет в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек, вот по этим проволочкам электрический ток попадает в дома.
Электрический ток бежит по проводам и заставляет электроприборы рабо-тать. Он похож на реку, но в ней течет вода, а по проводам текут маленькие частицы – электроны.
Игра -физминутка «Ток бежит по проводам»
Бежит ток как вода (бегут друг за другом змейкой). Вы, ребята- провода.
Змейкой прямо через лес - Вот и к нам он в дом залез
Ну-ка, ток, замри (замирают)
И … пылесос (утюг) включи (изображают разную бытовую технику)
Вос-ль: Как вы думаете, ток для людей друг или враг? Всегда ли электриче-ский ток бывает безопасным?
- Ребята, как вы думаете, почему, когда вы уходите из дома, нужно всегда выключать свет? А, иногда, родители просят вас выключить свет даже, если вы ненадолго выходите из комнаты?
Ответы детей: (Электричество дорого стоит, и много труда требуется, чтобы электричество пришло к нам в дом)
Вос-ль: Нам посчастливилось жить на планете Земля, маленькой, но очень красивой. Мы живём в век научно-технического прогресса, в век, когда уро-вень жизни каждого отдельного человека напрямую зависит от достижений науки и техники. Здесь всё взаимосвязано. Есть электроэнергия, значит, есть тепло в квартире, есть горячая и холодная вода, работают все бытовые элек-троприборы. Можно легко подогреть обед, вскипятить чайник, поутюжить одежду. Словом – есть электричество – есть жизнь! -А если случится так, что электричество отключат. Что тогда будем делать?
Ответы детей: Транспорт остановится, не подадут воду, в домах станет хо-лодно, продукты в холодильнике испортятся, не будут работать ни телевизор, ни компьютер, ни магнитофон.
Вывод: Таким образом, электричество играет важную роль в жизни совре-менного общества.
Вос-ль: Раньше трудно было человеку. Давайте посмотрим, как люди обхо-дились без электричества, чем они пользовались?
Дидактическая игра "Найди пару". (детям раздаются картинки предметов, на доске вывешиваются изображения старинных предметов, дети должны к ста-ринному предмету найти современный электрический).
Веер – вентилятор Корыто- стиральная машина Яма-холодильник Котелок- мультиварка. Веник-пылесос. Свеча-лампочка Муз. инструменты- магнито-фон Самовар-электрочайник Русская печь-электроплита
Вос – ль: Электричество опасно – это каждый должен знать! Ребята, вы знае-те, как пользоваться электричеством? (ответы детей)
Правильно, нельзя вставлять в розетку разные предметы, нельзя браться мок-рыми руками, трогать оголенный провод, выдергивать вилку за провод.
А еще есть не опасное электричество, и живет везде, и если его поймать можно, с ним поиграть. Я приглашаю вас заняться экспериментированием, мы научимся ловить электричество.
Опыты:
1. Бабочки на шарике. Взять воздушный шарик и тарелочку с лежащими на ней бумажными бабочками. Шарик медленно опустить на тарелку. Что мы видим? (ничего не произошло).
Теперь попробуем шарик потереть об волосы и медленно опустить на тарел-ку. Что сейчас произошло (бабочки притягиваются к шарику, потому что на нём появилось электричество из волос)
Вывод: Электричество живет в волосах.
2. Балерина пляшет. Предложить детям взять пластмассовую линейку и по-трогать бумажную балерину, которая лежат на столе (ничего не происходит). Затем предложить линейку потереть о шерстяную тряпочку, бабочки стали притягиваться. Почему?
Вывод: Электричество живет в одежде.
3. Свечи. Взять две одинаковых игрушки на батарейках. Посмотреть, что од-на светит, вторая нет. Почему не светит вторая? (т. к. нет батарейки) .
Вывод: Электричество живет в батарейке.
Вос-ль: давайте наши выводы закрепим схемой.
Работают со схемой на доске.
Вос-ль: Много информации мы сегодня узнали об электричестве. Как эту информацию запомнить и рассказать дома? Предлагаю нарисовать ленту времени "История электричества". (дети рисуют историю возникновения электричества)