Сторожева Галина Меркурьевна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Бумага и её свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Бумага и её свойства"
Цель: уточнение и расширение представлений детей о бумаге и ее свойствах.
Задачи: Развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи. Учить делать выводы на основе эксперимента. Развивать познавательную активность и интерес в процессе исследовательской деятельности. Развивать мелкую моторику. Воспитывать взаимопомощь и умение выслушивать товарищей.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Бумага и её свойства“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Ведущая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое, социально-коммуникативное развитие.
Материал для занятия: коробка с бумажными предметами, заготовки бумаги разного вида для игры «Найди на ощупь», материалы для проведения опытов; корзинка с цветами, выполненными в технике оригами; плоская прозрачная емкость с водой для сюрпризного момента (опуская сложенные цветы в ванночку с водой дети наблюдают за раскрыванием лепестков).
Предварительная работа:
• беседы о происхождении бумаги;
• об использовании ее в повседневной жизни;
• рассматривание энциклопедий, иллюстраций по теме;
• сбор коллекции «Виды бумаги».
Содержание организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент
Утренний ритуал (дети стоят в кругу)
-Доброе утро (каждому из детей)
-Доброе утро, вся Земля (все вместе)
2. Ход занятия:
Появляется инопланетянин Инок (роль выполняет взрослый). В руках у него красивая коробка.
Инок:
- Доброе утро, Земляне! Мне нужна ваша помощь. На вашей планете я нашел интересные вещи, которых никогда раньше не видел. Не могли бы вы рассказать мне: что это такое и из чего это сделано (открывает коробку, выкладывает на стол предметы из бумаги : коробочку, тарелку, стакан, открытку, конверт, пакет, книгу, цветы, тетрадь, листочки для записи, блокнот)
Воспитатель: Доброе утро, Инок! Думаю, мы сможем тебе помочь. Правда, ребята?
Дети: Да.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, из чего сделаны эти предметы? (ответы детей)
Воспитатель: Мы с вами уже знаем, что бумага была не всегда. Расскажите Иноку: на чем в древние времена люди писали, рисовали (камни, дощечки, папирус).
Воспитатель: А из чего же делают бумагу? Кто помнит? (ответы детей)
• из древесины различных деревьев
• из некоторых растений
• из старой бумаги (макулатуры)
Воспитатель: Какие виды бумаги мы с вами знаем?
Дети на плакате показывают и рассказывают о видах бумаги и для чего их можно использовать в повседневной жизни (в помощь детям - коллекция различных видов бумаги, собранная ранее и оформленная на ватмане: печатная, газетная, цветная, обойная, туалетная, картон, оберточная, копировальная, денежная, наждачная и т. д)
Воспитатель: В чем различие разных видов бумаги (ответы детей)
Игровая деятельность
Игра «Найди на ощупь»
- Хотите поиграть? Мы с вами сейчас будем определять на ощупь плотность и фактуру бумаги. Помогать нам будут подушечки пальцев, а глаза завяжем платком.
Дети с завязанными глазами определяют, какая бумага (шероховатая, гладкая, тонкая, плотная, бархатная, гофрированная и т. д.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на предметы, которые принес Инок. Про какие из них можно сказать: бумажный (ответы детей - бумажный конверт, бумажный пакет, бумажный стаканчик); бумажная (салфетка, коробочка); бумажные (цветы, листки, игрушки)
Игра «Найди лишнее» (на интерактивой доске)
Воспитатель: А как вы думаете: может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? Почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду (ответы детей)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Бывает - не бывает». Если я назову предмет, который может быть сделан из бумаги- вы хлопаете в ладоши. Если нет - топаете. Будьте внимательны! ( слова: книга, стол, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, велосипед, журнал)
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Как и все другие материалы, бумага тоже имеет определенные свойства. Хотите узнать: какие?
Дети: Да.
Воспитатель: Для этого мы с вами проведем несколько опытов. Занимайте места за столами.
На столах приготовлены подносы на каждого ребенка. На подносах: листочки бумаги разной плотности, разного цвета, вода в пластиковых емкостях. Инок вместе с детьми участвует в проведении опытов.
Опыт 1. Давайте попробуем узнать - можно ли смять бумагу? Попробуйте, у всех ли бумага сомнется? (дети пробуют). А почему одну бумагу было легче смять, а другую - труднее (ответы детей). Какой можно сделать вывод? Бумага мнется. Чем толще и плотнее бумага, тем труднее ее смять.
Опыт 2. Теперь возьмите цветную бумагу, сложите листок пополам, четко выделите линию сгиба. Затем разверните листок и попробуйте эту линию удалить. Получилось это у вас (ответы детей). Какой можно сделать вывод? Бумага гнется.
Опыт 3. Давайте проверим - можно ли разорвать бумагу? Вся ли бумага порвалась? Какую легче разорвать - плотную или тонкую? (ответы детей). Сделаем вывод: бумага рвётся. Плотная бумага рвется с трудом.
Воспитатель: Ребята, устали? Давайте отдохнем и поиграем.
Пальчиковая гимнастика.
Мы бумагу режем, режем,
Мы бумагу рвем, рвем,
Мы бумагу клеим, клеим,
Мы бумагу мнем, мнем. (дети имитируют движения руками)
Опыт 4.
Воспитатель: А для следующего опыта нам понадобится вода. Опустите листочки бумаги в воду. Что случилось? Все листочки намокли? Какие намокли быстрее? Попробуйте достать из воды тонкую бумагу. Что с ней происходит? (ответы детей). Толстая бумага намокает? Конечно, только для этого нужно больше времени. Какой сделаем вывод? Бумага намокает.
Опыт 5.
Воспитатель: Бумага легко воспламеняется и горит. Это свойство бумаги вы пока исследовать не будете. Как вы думаете - почему? (ответы детей). Верно, это очень опасно. Можно получить ожог, может случиться пожар. Я сама проведу этот опыт, а вы будете наблюдать.
Воспитатель: Перед началом опытов с бумагой я вам задала вопрос : почему все предметы не делают из бумаги? Скажите теперь. (ответы детей).
Воспитатель: Понравилась ли вам наша сегодняшняя работа? Что интересного вы узнали о бумаге? Как мы используем бумагу в детском саду? (рисуем, пишем, делаем аппликацию и т. д)
Воспитатель: А нужно ли бумагу беречь? Почему? (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте спросим у нашего гостя: помогли ли мы ему разобраться с неизвестными предметами?
Инок: Большое спасибо, ребята! Вы мне очень помогли. Я расскажу на своей планете всё, что узнал сегодня.
Воспитатель: А на прощание у меня есть для вас сюрприз! Любите сюрпризы? Я принесла сегодня целую корзинку цветов. Только вот они еще не распустились. А хотите увидеть, как цветы начнут распускаться? Опустите их в воду. (лепестки в воде раскрываются)
Воспитатель: Посмотри, Инок, скоро мы будем праздновать Международный женский день 8 Марта, и на нашей планете распустятся красивые цветы. Прилетай еще к нам в гости!
Инок: Спасибо вам ребята. Я обязательно прилечу в гости.