МААМ-картинки

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Соль-волшебница»

Анна Гваладзе
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Соль-волшебница»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект

познавательно – исследовательской деятельности

Тема: «Соль - волшебница»

Цель: вызвать интерес к изучению свойств соли, формировать

представления детей о соли и ее свойствах, через

исследовательскую деятельность.

Программное содержание:

-Развить интерес к экспериментальной и опытнической деятельности;

- Уточнить знания детей о свойствах соли ее; продолжать знакомить с ее видами;

Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Соль-волшебница“» размещена в разделах

- Развивать творческие способности, наблюдательность, воображение, фантазию, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;

- Формировать представления о соли и её свойствах;

- Продолжать развивать речь как средство общения.

- Воспитывать чувство радости от экспериментирования, открывать новое в знакомом.

Задачи:

1) найти информацию о соли;

2) изучить исторические сведения о соли;

3) узнать о значении соли в жизни человека;

4) провести опыты с солью;

5) изготовить поделку из цветной соли

6) проанализировать полученные результаты.

Материалы:

- различные виды соли,

-народная сказка «Соль в кушанье»

- слайды о соли,

- тарелочки с солью,

- лупы,

- сырые куриные яйца,

- стаканы и ложки,

- влажные и сухие салфетки,

- большая ложка.

- Ребята, я сегодня получила на свой сайт электронное письмо. На нашей

планете есть вещество, без которого не сможет жить человек. Нам с вами необходимо угадать загадки:

1. В воде она родится,

Но странная судьба:

Воды она боится

И гибнет в ней всегда. (соль)

2. В серых скалах её вырубали,

Из морей и озёр добывали,

Чтоб потом положить по щепотке

В миски, плошки, горшки, сковородки.

Рис и рыба, фасоль и салат

Сразу стали вкусней во сто крат! (соль)

Правильно, это соль

Ребята, а знаете ли вы, что существуют сказки про соль? Давайте с одной из их мы сегодня с вами и познакомимся. Это румынская народная сказка «Соль в кушанье». Девайте и мы с вами с ней познакомимся.

На протяжении многих столетий соль была ценным товаром. Её хранили в особых ларцах, меняли не только на товары, но даже на землю и на рабов. Из-за нее устраивали войны, образовывались и разрушались государства. Сейчас нам трудно представить, что в прошлом во многих странах соль служила существенным источником пополнения казны, была важным предметом торговли. В некоторых странах соль выполняла даже роль денежной единицы.

Солью запасались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег. По своей ценности она приравнивалась к золоту. В Римской империи легионерам платили жалование солью. Отсюда и произошло слово «солдат».

Многие века соль была источником обогащения торговцев и предпринимателей. К соли всегда относились уважительно, экономно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

В наше время соль уже не ценится настолько дорого. Ее можно купить в любом продуктовом магазине. Но, тем не менее, она не перестает играть очень важную роль в жизни человека. Люди используют ее не только в пищу, но и в быту, медицине, промышленности.

История добычи соли на Руси отражена не только в древних рукописях, но и в названиях русских городов: Соликамск, Усолье Сибирское и т. п.

Первую шахту для подземной добычи соли построили в Илецке в 1889 году.

В развале, а затем в шахте работали главным образом люди, осужденные царским судом на каторгу.

Их ноги были скованы тяжелой цепью. Плохо одетые, при тусклом свете керосиновых ламп, они топорами выламывали громадные глыбы соли. Соль проникала под одежду и разъедала кожу. Глаза слезились и слепли от тончайшей соляной пыли.

Соль начали добывать в шахте сначала очень близко от поверхности земли. Разработку вели слоями, и шахта постепенно, по мере выбора соли, углублялась. В 1906 году, во время наводнения на реке Песчанке шахту затопило, погибло много рабочих. Вода быстро заполнила камеру, и на этом месте образовалось глубокое соленое озеро, названное «Развалом».

В настоящее время вся шахта освещается электричеством, и в ней светло, как днем. Здесь, в этом сказочном подземном царстве, всюду господствуют машины. Все технические процессы механизированы. Добытые куски соли погружают на вагонетки электропоездов или на конвейер и доставляют к механическим солемельницам, которые тут же под землей размельчают соль. Готовую соль подают к подземной клети, а на поверхности ее ссыпают из клети прямо в товарные вагоны.

На Урале и Донбассе большие месторождения каменной соли. Чтобы достать соль из-под земли, копают глубокие шахты, соединяют их подземными коридорами. Когда-то на том месте, где была соль, находилось соленое озеро, все, что попадало в него, покрывалось корочкой соли. Соли было так много, что она оседала на дне морей. Потом озеро высохло, море отступило, а оставшуюся соль засыпало землей и песком. Над ней образовались другие горные породы.

Соль под их тяжестью все время уплотнялась и стала твердой и тяжелой, как камень, потому ее назвали каменной солью. Соль важный для жизни человека минерал. И не только потому, что она нужна для химической промышленности. Самое главное - без соли человеческий организм не может развиваться, и человек заболевает.

Наша планета очень богата соляными происхождениями:

– Как вы думаете, для чего используют соль?

- Применяют для приготовления и сохранения пищи.

- Поливают ею дороги, чтобы не было гололеда.

- Посмотрите, какие интересные камни.

Как думаете, для чего их используют? Эта соль нужна для подкормки

животных. Они очень любят ее облизывать и

называют ее соль-лизунец.

- Соль просто необходима для жизни человека. Дефицит соли может привести к истощению клеток пища будет плохо перевариваться. С помощью соли люди лечат различные заболевания.

- Но и чрезмерное употребление соли ведет к задержке жидкости в нашем

организме, а стало быть, затрудняет работу сердца и почек. Из-за этого

люди могут испытывать головные боли и страдать отеками.

Сегодня мы с вами представим, что мы в лаборатории.

Ребята, обратите внимание, перед вами тарелочки с солью, какая она по цвету? (белая)

Сейчас наберите на кончик ложки немного соли и попробуйте. Какая

соль на вкус? (соленая)

Понюхайте соль, имеет ли она запах? (нет)

Возьмите лупу и рассмотрите через нее соль. На что она похожа?

(кристалл)

Возьмите ложку, наберите соль и пересыпьте ее в стакан. Что вы

наблюдаете? (сыпется – сыпучая)

У вас в стакане соль, насыпьте еще соли. А теперь ложкой налейте

немного воды. Что мы видим? (соль не растворилась)

Куда же делась вода? (она впиталась)

Это произошло потому, что мы налили немного воды, соль впитала воду.

А теперь налейте побольше воды и размешайте. Куда делась соль?

(растворилась)

Какой вывод можно сделать? (если налить немного воды-соль впитает воду,

а если много воды, то соль растворится.)

Я открою вам секрет. Соль – волшебница. В соленой воде практически

невозможно утонуть. Хотите проверить?

Сейчас мы с вами проведем эксперимент и проверим, как соленая вода будет выталкивать предметы на поверхность.

Для этого мы возьмем с вами 2 сырых яйца и 2 стакана. В одном стакане

пресная вода, в другом – соленая. Давайте мы попробуем определить, в каком стакане соленая вода?

Берем сырое яйцо и опускаем в первый стакан с водой. Что произошло? (оно утонуло)

Затеи второе яйцо опускаем в со второй стакан с водой. Что можно сказать про это яйцо? (яйцо осталось плавать на поверхности).

Как вы думаете, в каком стакане соленая вода? (конечно в том, где яйцо осталось плавать на поверхности.)

-Ребята, а знаете ли в, что пресная вода замерзает, а соленая – нет?

Подскажите пожалуйста, где мы можем встретить это в природе?

Подводим итог:

– Скажите, что нового и интересного вы узнали о соли?

Соль – белая, соленая, сыпучая, не имеет запаха.

- Какие свойства имеет соль?

Растворяется в воде, соленая вода не замерзает, удерживает предметы

на поверхности.

Соль помогает сделать пищу вкуснее. Еще помогает сохранить продукты, для консервирования. Соль применяют для оздоровления: делают ингаляции, промывают нос и горло, принимают ванны. Но в больших количествах соль вредна для нас. Она задерживает жидкость в организме, затрудняет работу сердца и почек. От этого люди страдают головными болями и отеками. А так соль нужна нам. Она отвечает за работу мышц и для пищеварения.

Ребята давайте сделаем на память о сегодняшнем занятии «Радугу из соли»

Нам понадобится мелкая соль, цветные мелки цилиндрической формы, прозрачная емкость.

Насыпаем 2-3 чайных ложки мелкой соли на цветной лист бумаги. Берем мелок, начинаем раскатывать его по соли, слегка надавливая. Соль становится цветной. Высыпаем в прозрачную емкость. Делаем слоями. Получается радуга.

Мы много интересного узнали о соли и можем так сказать: «Соль это удивительное вещество»).

Существует много пословиц и поговорок:

1. Без соли не вкусно, без хлеба не сытно

2. Без соли и хлеб не естся, без соли и стол кривой

3. На хлебе, на соли, да на добром слове

4. Без соли, без хлеба — худа беседа

5. Соли не жалей, так и есть веселей

6. Спасибо тому, кто поит и кормит, и вдвое тому, кто хлеб-соль помнит

7. Рассыпал соль — быть беде

8. Пуд соли вместе съесть

9. Подавая соль смейся, не то поссоришься

10. И старая кобыла до соли лакома

11. Без хлеба не сытно, без соли не сладко

В России существует обычай встречать гостей хлебом-солью, соль считается символом дружбы. От этого пошла пословица: если просыпать соль к ссоре.

Заключение.

Соль… Что в ней загадочного и необычного? На примере опытов мы ещё раз вспомнили и выяснили, что соль хорошо растворяется в воде и образует бесцветные кристаллы, похожие на кубики; подтвердили, что соль повышает плотность воды и снижает температуру замерзания воды.

При более внимательном изучении соли мы поняли, что знаем о ней мало. Много важного и интересного мы нашли в энциклопедиях, интернет - источниках.

По итогам выполнения исследовательской работы мы сделали следующие выводы:

• для нормальной работы соль необходима человеческому организму;

• выяснили нетрадиционное использование соли.

Оказалось, что соль используется не только, как приправа для блюд, а широко используется в промышленности, быту, медицине, сельском хозяйстве, на дорогах, в косметологии. Она всегда рядом с нами и «честно нам служит». Проведенные опыты и эксперименты помогли увидеть различные свойства соли. Кроме научных фактов, мы собрали много пословиц и поговорок про соль, изготовили поделку из цветной соли.

Цель нашего исследования была достигнута, гипотеза подтвердилась: соль – это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.

- Мне понравилось, как вы работали. Большое вам спасибо.

Список использованной литературы.

1. Аксёнов А. В. Соль Илецкая.

2. Дыбина О. В. ,«Неизведанное рядом»

3. Иванова А. И. «Живая экология»

4. Детская энциклопедия «Всё обо всём».

Публикации по теме:

Конспект исследовательской деятельности с водой «Волшебница вода» Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Волшебница вода»Цель: Создать условия для развития познавательной активности детей.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Как мы хлебушек пекли».Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Как мы хлебушек пекли». Задачи Образовательные: содействовать развитию познавательно- исследовательской деятельности дошкольников; пробуждать к самостоятельному.

Конспект НОД в средней группе по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница Вода» Конспект НОД В средней группе по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница Вода» Цель НОД: в процессе различных видов.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода-волшебница» Цель: Развитие познавательной деятельности ребёнка в процессе знакомства со свойствами воды. Задачи: образовательные: уточнить представления.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода»Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода» Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема НОД: «Волшебница вода»Основная образовательная область:.

Конспект НОД по исследовательской деятельности «Волшебница вода» с детьми в старшей группе (с использованием ИКТ)Конспект НОД по исследовательской деятельности «Волшебница вода» с детьми в старшей группе (с использованием ИКТ) Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: познакомить детей.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль» Возраст воспитанников: старшая группа Форма проведения: Технологии – исследовательская деятельность и игровая Цель: изучить особенности.

План-конспект образовательной деятельности «Волшебница соль, или Разгаданная тайна» для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница-соль или разгаданная тайна» для детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать формировать познавательную активность.

Познавательно — исследовательский проект «Волшебница — соль» в старшей группе. .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Соль-волшебница»
Опубликовано: 30 января 2017 в 20:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Соль-волшебница»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Гваладзе (УИ 354684) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД