Панова Татьяна Викторовна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Тайны воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема "Тайны воздуха"
Автор составитель: Панова Татьяна Викторовна воспитатель структурного подразделения детский сад «Солнышко» МБОУ «Шалапская ООШ» Целинного района Алтайского края
Цель: познакомить детей с объектом неживой природы в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.
Задачи:
- Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
- Развивать представление детей о воздухе, его свойствах.
- Способствовать развитию познавательной активности детей.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста „Тайны воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
- Развивать умение делать выводы на основе практического опыта.
- Воспитывать интерес к экспериментированию.
Предварительная работа: игры с мыльными пузырями; игры с ветром с помощью султанчиков (флажков); беседа о роли воздуха в жизни человека, животных, растений.
Словарная работа: лаборатория, бесцветный, прозрачный.
Материалы и оборудование: игрушка Совы; воздушные шарики по количеству детей; одноразовые шапочки и бейджики по количеству детей; полиэтиленовые пакеты, стаканчики с водой, трубочки для коктейля по количеству детей; таз с водой, кораблик, схематические картинки с изображением свойств воздуха.
1. Вводная часть
-Ребята, давайте встанем в круг, и поздороваемся друг с другом.
«Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!».
(Игра на установление эмоционально-положительного настроя детей к предстоящей деятельности, общению со сверстниками и взрослыми).
За дверью шум. Воспитатель заносит игрушку Совыс воздушными шарами.
-Ребята, посмотрите, к нам прилетела гостья! А на чем она к нам прилетела? Какие они красивые и веселые. Вы хотите с ними поиграть?
(Дети отвечают).
Проводится игра «Кто дальше всех бросит шарик?»
-Какого цвета шарик у Алёны? А у Стёпы? У Арсения?
-Шарик легкий или тяжелый? (ответы детей- легкий). А, как думает Надя, Вадик?
-Ребята, как называются эти весёлые шарики одним словом? (ответы детей- воздушные). Варя повтори, Рома повтори.
-Как вы думаете, почему шарики так называются? Что у них внутри? (Ответы детей-воздух)
Правильно, воздух.
(Воспитатель подносит сову к уху и слушает).
-Сова спрашивает, что такое воздух? (ответы детей)
Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, и не просто о воздухе, а о его тайнах!
Но делать это мы будем как настоящие ученые - исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов. А помещение, в котором работают ученые, называется лаборатория. (повтори Денис, Семён, Настя)
Давайте отправимся в нашу лабораторию проводить опыты с воздухом, а Совушка-сова будет за нами наблюдать и всё запоминать (дети проходят за столы, надевают одноразовые шапочки для ученых, бейджики)
2. Основная часть
-Знаете, как говорят про воздух? Глазами не увидишь, руками не возьмёшь, но куда ни пойдёшь, ты везде его найдёшь.
Воздух есть везде, он всегда вокруг нас (показывает рукой). А почему мы не видим воздух? (ответы детей- потому что он бесцветный, прозрачный)
Послушайте, ребята, а может, мы с вами ошибаемся, может быть нет никакого воздуха? Мы же его не видим!Давайте всё проверим!
Опыт1.
- Посмотрите, что у меня в руках?
Дети-Пакет, мешочек.
- Какой он?
Дети- Пустой.
- В нём есть что-нибудь? (ответы детей)
Смотрите внимательно, что я сейчас сделаю. (Воспитатель набирает в него воздух и завязывает пакет)
Посмотрите, что у меня получилось. Как вы думаете, внутри этого пакета что-нибудь есть? Наверное, есть, но мы этого не видим. (предлагаю детям встать у своих столов и сделать тоже самое со своими мешочками).
Давайте дотронемся до пакета, какой он? (ответы детей- твёрдый, полный, упругий).
- Что же наполняет пакет? (ответы детей- воздух).
- А вы воздух видите? Дети отвечают.
Посмотрите на свою руку через мешочек. Вы видите её?Почему? (ответы детей- потому что он прозрачный, бесцветный).
- Вот вам и первая тайна воздуха- воздух нельзя увидеть, он прозрачный.
- Ребята, чтобы нам не забыть тайны воздуха я буду на доске оставлять подсказки. (воспитатель помещает на доску карточку- символ)
- А, вам интересно, есть ли воздух внутри нас? Давайте проверим.
Опыт 2.
Перед вами стоятстаканы с водой. Возьмите трубочки и опустите их в воду. А теперь подуйте в трубочку. Что вы увидели? (ответы детей- пузырьки).
- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была? Как вы думаете, пузыри – это что? (ответы детей- воздух, который выходит из нас)
- Действительно, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков.
- Пузырьки поднимаются наверх. Это значит, что воздух легче, чем вода. Он лёгкий и не может удержаться в воде и пузырьками поднимается вверх. - Значит, мы дышим воздухом, мы его вдыхаем и выдыхаем.
Вот вам ещеодна тайна воздуха- он легкий, воздух не только вокруг нас, но и внутри.
- Без воздуха человек, животные, растения не могут жить. Воздух необходим для всего живого, без воздуха нет жизни на земле.
Поместим на доску еще одну подсказку (карточка с человеком).
Давайте отдохнем (Физкультминутка)
Воздух-невидимка, выходи гулять. (машут рукой «зовут»)
Воздух-невидимка, как тебя поймать? (хлопки в разных местах)
Если быстро- быстро в поле побегу, (бег на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду. (потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шагают на месте)
Самого полезного воздуха найду. (руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду. (фонарики)
- Все люди дышат через нос. Покажите, пожалуйста, как дышат ваши носики.
Хотите узнать следующую тайну воздуха?
- Ребята, воздух есть вокруг нас, мы его не видим, но мы можем его почувствовать?Сейчас мы это проверим.
Опыт 3.
Подуйте на ладошку. Чувствуете воздух?
Если помахать ладошкой, то тоже можно почувствовать воздух. Вот так помашите ладошкой. (Дети машу). Чувствуете что-то легкое? Это и есть воздух.
Ребята, а воздух ещё может двигать предметы! Будем проверять?
Опыт 4.
У вас на столах лежат комочки из ваты, подуйте на них. Что произошло? (ответы детей)
- Давайте пройдем к столу, на котором стоит тазик.
Опыт 5
Посмотрите, что у меня в тазике? (ответы детей- вода)
Поверхность воды ровная, гладкая. Вот сейчас я подую на воду (дует). Что сейчас у нас получилось? (ответы детей).
- Вы где-нибудь видели волны? (ответы детей-на воде, на реке, на озере).
- Смотрите, у нас на воде, прямо как на реке, появился кораблик. Давайте снова подуем, чтобы кораблик смог поплавать (Дуют.)
Вот мы с вами узнали ещё одну тайну воздуха – он двигает предметы и поднимает на реке волны.
3. Заключительная часть. Итог занятия. Рефлексия.
Давайте мы с вами повторим тайны воздуха, чтобы и сова хорошо запомнила.
Воздух окружает нас повсюду. Воздух прозрачный, мы его не видим, он легкий. Воздухом дышат люди, животные и растения. Мы можем его почувствовать. Воздух может двигать разные предметы.
Что нового вы узнали на занятии?
Вы все были внимательными и активными, вы много узнали сегодня интересного. Сова дарит вам по воздушному шарику за старание. Всем большое спасибо!