Зинатуллина Елена Юрьевна
Конспект занятия познавательно — исследовательской деятельности по технологии «Путешествие по реке времени» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта образовательной деятельности по формированию познавательных интересов в процессе ознакомления с темой «История появления одежды» в познавательно – исследовательской деятельности
по технологии «Путешествие по реке времени»
Цель образовательной деятельности : формирование познавательных интересов в процессе ознакомления с историей появления одежды в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Публикация «Конспект занятия познавательно — исследовательской деятельности по технологии „Путешествие по реке времени“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Возрастная категория: старшая группа, возраст 5 – 6 лет.
Задачи образовательной деятельности :
• Познакомить воспитанников с историей появления и развития одежды;
• Научить воспитанников с помощью схемы проводить экспериментирование, выстраивать умозаключения, делать выводы;
• Научить воспитанников находить имеющиеся между явлениями действительности (прошлого и настоящего) связи и отношения;
• Научить воспитанников самостоятельно организовывать собственную деятельность;
• Воспитать у воспитанников навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Образовательная область: познавательное развитие.
Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская деятельность, игровая.
Оборудование и материалы:
• презентация «История появления одежды»,
• панно «Река времени» с метками,
• набор картинок одежды разных времен для сравнения и выстраивания временных рядов,
• образцы тканей;
• юбка из листьев, лейка с водой;
• силуэт платья из белой ткани, натуральные краски из моркови и свеклы, бумажные салфетки, влажные салфетки.
Предварительная работа: прочтение сказки Д. Биссета «Путешествие дядюшки Тик-Так», прочтение рассказа К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», просмотр мультфильма «Ситцевая улица».
Технологическая карта образовательной деятельности
Вводная часть
• Организация и настрой детей на познавательно-исследовательскую деятельность
Проведение психогимнастики
«Круг радости»
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас. Сегодня вы пришли на занятие такие веселые. Каждый улыбается своим друзьям, и я приглашаю вас в наш круг радости. Давайте возьмемся за руки и громко поприветствуем друг друга:
Как хорошо на свете жить! (руки в стороны и вверх)
Как хорошо уметь дружить! (руки соединяются в приветствие)
Как хорошо, что есть друзья! (берутся за руки друг с другом и раскачивают их)
Как хорошо, что есть и Я! (прижимают руки к себе).
Воспитатель: Сегодня день у нас особый, я познакомлю вас друзья с предметом, без которого, прожить на свете нам нельзя.
• Обсуждение реального события
Воспитатель: Дети, хотите узнать, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Тогда отгадайте загадку:
Загадка про одежду:
Везде ты видишь вещи эти,
Ведь в них удобно и тепло,
Эти вещи надо знать,
В них хорошо играть и спать.
Гулять и летом и в мороз,
И даже в холод спрятать нос.
Они о многом могут рассказать:
Кто их надел, куда пошёл?
Для ног, для рук, для головы,
Они важны и хороши. (Одежда)
• II. Создание проблемной ситуации - постановка целей исследования. Постановка и принятие детьми целей.
Воспитатель: Как Вы считаете, одежда всегда была такой разнообразной, красивой и удобной? Какие виды одежды вы знаете? А вы хотите узнать, когда возникла первая одежда? Какой она была в разные времена? А как мы можем узнать о истории появления и развития одежды? Конечно, можно найти эти ответы в интернете, в библиотеке, спросить у родителей. А еще можно найти ответы на наши вопросы, отправившись в путешествие в далекое прошлое, в древние времена. Как мы будем искать ответы на эти вопросы? Посмотрим, что у нас есть.
Воспитатель разворачивает панно «река времени»
Воспитатель: Это река времени. Это настоящее – наше время, здесь помещаются изображения нашей современной одежды. Это прошлое - старина, здесь мы можем видеть, как менялась одежда в средние века. Это древность, здесь мы можем увидеть практически полное отсутствие какой-либо одежды у людей.
Воспитатель объясняет метки - остановки на панно «река времени»
• Проявление готовности к совместной деятельности
Воспитатель: Ну что, ребята, вы готовы отправиться в далекое прошлое и узнать, как появилась первая одежда? Как вы думаете, на каком транспортном средстве будет удобнее всего путешествовать по «реке времени»? Отлично! Занимайте места на нашей лодке.
Заклинание: Река времени нас подхвати, в древность всех перенеси!
Располагаются у экрана.
Основная часть
• III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала, практическая деятельность. Обогащение знаний в процессе проведения опытов; проявление интереса к истории появления одежды.
Просмотр презентации
Слайд 1.
Воспитатель: Давным-давно люди жили в лесу, в пещерах, и не было у них никакой одежды. Нечем было прикрыться от ветра, от дождя. А вокруг росли деревья с большими и маленькими листьями, высокая трава, лопухи, цветы. Красота! Но ведь растениями можно не только любоваться. Можно нарвать листочки, собрать на гибкую веточку – и прикрыться. Хорошо придумано? Но листья – ненадежная защита. Стали люди думать, искать, чем прикрыться от непогоды.
Эксперимент № 1.
Воспитатель: Давайте проверим сами, удобно ли это было носить. Я приглашаю вас в нашу лабораторию.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой из этих предметов похож на одежду древних людей? (юбка из листьев). Кто хочет попробовать примерить эту «одежду»? Эта одежда была красивая? А удобно ли ее носить? Почему? Как вы считаете, она была прочной? Что с ней станет, если человек попадет под дождь? Давайте проверим наше предположение. (Один из детей поливает юбку из листьев из лейки.) Ребята, посмотрите на юбку из листьев, что с ней стало? Скажите, похожа ли древняя одежда на современную? Почему? Предлагаю отправиться в старину, когда жили наши прапрапрабабушки и прапрапрадедушки и посмотреть, какую же одежду носили они. Может кто-то из Вас знает, какую одежду носили люди в старину?
Занимайте места на нашей лодке.
Заклинание: Река времени нас подхвати, в старину всех перенеси!
Слайд 2.
Воспитатель: В лесах, рядом с людьми, жили разные животные. Животным не страшны ни дождь, ни ветер, ни холод. Раз животным так удобно в своих шкурах, значит и мне будет хорошо – подумал человек. Так появилась одежда из шкур животных. Эта одежда удобнее одежды из листьев? Почему? (Она плохо держится на теле, тяжелая, летом в шкуре жарко.)
Шло время и люди стали думать, из чего еще можно сделать одежду. Постепенно с началом плетения, прядения и ткачества - шкуры сменились тканями. Для тканей использовали волокна растений и шерсть домашних животных. Вот теперь уже можно было говорить о красоте одежды: ведь ткань можно красить (или, наоборот, отбеливать, она может быть очень толстой, грубой и очень тонкой.
• Дети самостоятельно знакомятся со свойствами тканей, приступают к практической деятельность и рисуют узоры на силуэтах платьев
Опыт 1. «Выявление свойств натуральных тканей»
Цель: познакомить с различными видами тканей; формировать умение сравнивать качества и свойства тканей; помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.
Материалы и оборудование: образцы ткани квадратной формы, (драп, бязь, ситец, сатин, шёлк, лён, лупа, ножницы, ёмкость для воды, пипетки.
Воспитатель: А теперь давайте поэкспериментируем с тканями. Приглашаю вас в лабораторию. Здесь мы не только побеседуем о тканях, но и рассмотрим их и проведем с ними опыты.
Воспитатель обращает внимание детей на ткани и просит назвать их.
Воспитатель: Чем ткани отличаются друг от друга? Давайте проверим их отличия опытным путем.
Воспитатель предлагает рассмотреть несколько образцов ткани, потрогать, помять.
Воспитатель: Опишите льняную ткань. (Лёгкая, тонкая, гладкая). Что шьют из льняных тканей? (Скатерти, полотенца, постельное бельё). Рассмотрите хлопчатобумажную ткань - ситец и сравните её с льняной тканью. Чем они отличаются? (Ситец легче, тоньше, чем льняная ткань) - Что шьют из хлопчатобумажной ткани? (Постельное бельё, нижнее бельё, сорочки, рубашки, платья, халаты). Чем же похожи и чем отличаются лён и хлопок? Похожи тем, что их выращивают из семян и у растений есть волокна, из которых прядут или ткут ткани. Отличаются тем, что ткань изо льна грубая и холодная, а их хлопка - мягкая и теплая. Рассмотрите образец драпа. Какой он на ощупь? (Толстый, мягкий) - Что можно сшить из драпа? (Тёплую юбку, пальто, куртку). Рассмотрите образец шёлка. Какой он? (Блестящий, гладкий)
- Положите перед собой хлопок, драп и лён, шёлк. Намочите эти ткани. Что случилось с тканями?
Вывод: ткани бывают разные – гладкие и ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные; из ткани шьют одежду.
Мы узнали, какая ткань бывает.
Слайд 3.
Практическая деятельность с силуэтами платьев «Узор на платье»
Воспитатель: Ребята! Сегодня к вам в гости пришла красавица-кукла Маша. Маша – большая мастерица. Попробуйте угадать, чем она больше всего любит заниматься. Маша принесла с собой вот эти предметы.
(Посмотрите иголки, нитки, ткань, пуговицы, ножницы.). Что между ними общего? (Это предметы для пошива одежды.)
Молодцы! Вот что любит делать Маша – шить. Наверное, и платье себе сшила сама.
Слайд 4.
Воспитатель: Она хочет сшить платья своим подружкам-куклам. Давайте придумаем и нарисуем новые узоры для их платьев.
Ребята, предлагаю вам выбрать силуэты платьев, натуральные краски из сока свеклы и моркови и нарисовать красивые
узоры на платьях для подружек Машеньки. Рисуйте и мы создадим коллекцию из ваших моделей!
Физминутка
«Платье»
Мы головкой покиваем,
Носиками помотает,
Платьем мы покрутим
И про ручки не забудем!
Пальчиками потрясем
И немного отдохнем!
Мы чуть-чуть поприседаем,
Ножкой ножку подобьем
И на стульчики пойдем!
Движения имитируются согласно тексту.
Воспитатель: Внимательно рассмотрите свои силуэты платьев. Красивые узоры? У всех получились яркие платья? Сейчас мы узнали много интересного, но пришла пора вернуться в современный мир и проверить, как изменилась одежда. Занимайте свои места на лодке.
Заклинание: Река времени нас подхвати, в современность всех перенеси!
Слайд 5.
Воспитатель: А, вот так выглядит современная одежда. Человек придумал огромное количество красивой и удобной одежды, которую мы с вами носим. Ребята, посмотрите друг на друга, мы сейчас одеваемся так же как в старину? Какую одежду мы надеваем? (платья, футболки, юбки)
• IV. Работа в подгруппах : сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»
- формируются умения подбирать виды одежды на карточках, соответствующие «реке времени»;
Воспитатель: Река начинается в далёком, далёком прошлом – это древность, протекает через старину, где жили наши прапрапрабабушки и прапрапрадедушки, в настоящее время, где живём мы с вами. Интересно, а как заполните вы «реку времени»? У меня здесь очень много картинок, все они могут разместиться на «реке времени». Возьмите каждый по одной картинке и разделитесь на три группы (древность, старина, наше время). В соответствии с изображением каждый из группы выбирает из определенного набора картинки, относящиеся к этому временному отрезку.
• V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования
- формируются умения делать логические выводы; умение следовать правилам
Дети выбирают картинки, обсуждают выбор.
Воспитатель: У кого изображения одежды с древности? Поместите эти картинки рядом с подсказкой-меткой. А у кого картинки с изображением одежды с старины? А у кого картинки с изображением нашего времени?
Картинки крепятся на двусторонний скотч.
Воспитатель: Давайте посмотрим, правильно ли мы расположили картинки.
Заключительная часть
• Подведение итогов
- формируется умение оценивать результат своей деятельности; умение выражать чувства; умение делать выводы; умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность.
Воспитатель: Ребята понравилось вам путешествие? А что было самым интересным? А самым трудным? Что вас удивило? Об истории, какой вещи вам хотелось бы узнать в следующий раз?
• VI.Вывешивание таблицы на стене группового помещения
Воспитатель вместе с детьми решает, где лучше разместить в группе панно «река времени»
• VII. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности
- формируется самостоятельная изобразительная деятельность детей.
Размещение работ на панно «река времени»
Воспитатель: У вас есть еще одно место на «реке времени», и оно не заполнено – будущее. Ребята, я предлагаю подумать и нарисовать свою одежду будущего и рассказать нам о ней в следующий раз.
Воспитатель предлагает использовать различные материалы
(бумагу для рисования, карандаши, фломастеры краски и т. д.) по желанию детей.
Список использованной литературы:
1. Дыбина О. В Путешествие в прошлое одежды. «Что было до …» стр. 75
2. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. — М. :Издательство «ЛИНКАПРЕСС», 2012. — 208 с.