Кристина Березина
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Наши первые открытия» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Наши первые открытия» в подготовительной группе.
Цель: Познакомить детей с наукой дактилоскопия, развить интерес к тайне и её разгадке, понять работу сыщика, а также обогатить и расширить имеющиеся у детей представления об отпечатках пальцев (типы отпечатков и их характеристика, закреплять навык исследовательской деятельности : умение определять тип отпечатков пальцев и характер через проведение опытов.
Задачи:
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Наши первые открытия“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
• Развивать познавательные способности на полисенсорной основе: с помощью анализаторов – зрительного, тактильного, слухового.
• Формировать умение работать в малых подгруппах, уметь прислушиваться к мнению других членов подгруппы и отстаивать свое мнение.
• Развивать доказательную речь, умение четко аргументировать свой ответ.
• Воспитывать у детей любознательность, аккуратность, серьезность при выполнении опытов.
• Развивать любознательность, внимание, мышление, память.
• Воспитывать желание с удовольствием включаться в эксперименты и самим предлагать темы для исследований.
• Выяснить, чем похожи и чем отличаются отпечатки пальцев.
Предварительная работа:
1. Рассматривание и беседы по различным отпечаткам пальцев.
2. Обучающее занятие «Следопыты».
3. Рассматривание и составление коллажей.
4. Дидактическая игра «Следопыты».
5. Беседы с детьми «Знакомство с микроскопом».
Активизация словаря: Дактилоскопия, папиллярные узоры, индивидуальность.
Оборудование и материалы: Игрушки (зайчиха и зайчонок, письмо, свеча, картинки отпечатков пальцев, следы лисы, рассказ Елены Артамоновой «Попугай-разведчик», табличка слова «дактилоскопия», скотч, белые листы бумаги, карандаши, картинки ( типы отпечатков пальцев: завитки, дуга, петля).
Словарная работа: Уникальный код, идентификация, дуга, завиток, петля, предметное стекло, пинцет, покровное стекло, предметный столик, зажимы, окуляр.
Ход:
Воспитатель: Дети, сегодня с утра кога я шла в группу, то рядом с нашим участком я увидела мокрые пятна, они вели на нашу веранду, там сидела зайчихи. Зайчиха была очень расстроена, я пригласила её к нам в группу и попросила рассказать, что же с ней случилось.
Воспитатель: Дети, зайчиха что-то хочет вам сказать. Мама – зайчиха говорит, что у неё похитили маленького зайчонка, и пока он не найдется, она н перестанет расстраиваться и плакать. Похитители оставили ей вот это письмо, но она не умеет читать. Поможем маме – зайчихе прочесть письмо? (Ответы детей. Открываю конверт, но листок белый)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а письмо какое – то загадочное, с секретом, на нём что-то написано, но ничего не видно. Как же нам его прочесть? (Ответы детей)
Воспитатель: Хотите, я раскрою вам секрет этого письма и помогу его прочесть? (Ответы детей)
Воспитатель: Смотрите внимательно и слушайте. Это письмо написано молоком. А чтобы его прочесть, нужно нагреть лист бумаги над свечой и мы увидим, как невидимое превращается в видимое.
Воспитатель: А теперь давайте прочитаем что написано (Читаем письмо «Здравствуйте, дети! Я хочу сладко полакомиться, поэтому я его похищаю. Лиса»).
Воспитатель: Дети, что же нам делать? Как помочь зайчихе найти её ребенка, чтобы она перестала расстраиваться? (Ответы детей)
Воспитатель: Верно, похитители всегда оставляют следы. А что такое следы? (Ответы детей. Это отпечатки пальцев рук, ног). У каждого человека свои отпечатки пальцев (Рассматриваем отпечатки пальцев с различными узорами, завитками).
Воспитатель: На Земле живёт около 7 миллиардов человек, и каждый из них уникален. Если присмотреться к структуре кожного покрова на пальцах рук, то можно заметить наличие сложного папиллярного узора
Воспитатель: Посмотрите на свои подушечки пальцев, вы видите узор? (Ответы детей)
Воспитатель: Это и есть папиллярные узоры, эти линии образуют отпечатки пальцев.
Воспитатель: Особенности завитков очень индивидуальны и не меняются в течение всей жизни человека, но у членов вашей семьи узоры очень похожи.
Воспитатель: Когда придете вечером домой посмотрите у своих родителей, братиков и сестрёнок узор, сравните со своим, действительно ли узоры похожи.
Воспитатель: Наука, которая изучает методы идентификации человека по отпечаткам пальцев, по уникальности рисунка кожи называется дактилоскопия.
Воспитатель: Основоположником дактилоскопии считается британский антрополог Френсис Гальтон. Основываясь на его трудах, установлена индивидуальность и неизменность отпечатков пальцев на протяжении всей жизни.
Воспитатель: Дактилоскопия помогает устанавливать личность человека по узорам пальцев рук. Следы пальцев рук содержат очень ценную криминалистическую информацию. Пальцевой отпечаток позволяет судить о том, какой рукой и каким пальцем он оставлен, принадлежит мужчине, женщине или ребёнку.
Воспитатель: Криминалисты для снятия отпечатков пальцев используют бланки, черную типографскую краску, валик, металлические или стеклянные пластины для раскатки краски и растворитель краски.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что отпечатки пальцев являются уникальным кодом, позволяющим точно идентифицировать человека? (Ответы детей)
Воспитатель: Изучив, отпечатки пальцев, можно определить характер человека. Несмотря на многообразие строения папиллярных узоров, они поддаются четкой классификации.
Воспитатель: Все папиллярные узоры делятся на три основных типа: дуга, завиток, петля.
Воспитатель: Если рисунок имеет форму дуги, это указывает на человека простого и бесхитростного. Данный тип рисунка является наиболее редким среди основных типов рисунка, встречающихся на пальцах человека.
Воспитатель: Петлевой тип рисунка является наиболее распространённым типом отпечатка. Обладатели петель при обычной работе очень энергичны. «Петли» доброжелательны, покладисты, отзывчивы, помощники. Люди с преобладанием на пальцах петлевых узоров имеют достаточно широкий круг интересов. Обладатели петель на всех пальцах оказываются наиболее компанейскими, терпимыми, доброжелательными, понимающими.
Воспитатель: Особенности завитков очень индивидуальны, но они всегда указывают на разностороннюю личность, творческую и очень одарённую, все схватывают на лету, очень быстро обучаются.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам самом провести опыт и узнать, какой тип отпечатков у каждого из вас. Но для начала давайте разомнёмся.
Физкультминутка:
Пальчики в замок сцепили,
Вправо, влево покрутили.
Кисти вниз, потом подняли.
Так недолго помахали.
Каждый пальчик на руке
Помассировать в руке
Пальцы в кулачки сомкнули,
Кисти рук слегка стряхнули.
Воспитатель: Дети, пройдите за рабочие места, (кем мы будем с вами? (лаборантами). У нас есть спецодежда, оденьте её (Одеваются). Давайте вспомним правила лаборантов (Ответы детей)
Воспитатель:
Правило № 1: На столах ничего не трогать без разрешения воспитателя;
Правило № 2: Брать в рот предметы запрещено;
Правило № 3: Бережно обращаться с оборудованием. Поработал, убери на место;
Правило № 4: Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Воспитатель: Послушайте и посмотрите внимательно, лаборанты, как мы с вами будем проводить опыт, сначала я покажу и расскажу, а затем вы всё повторите.
Воспитатель: Аккуратно беру скотч липкой стороной вверх, подношу к себе и ложу на стол. На липкой стороне скотча я оставляю свой отпечаток пальца. Теперь нужно взять лупу и рассмотреть папиллярный узор своего отпечатка.
Воспитатель: Ребята, найдите на своих подносах кусочек скотча. Аккуратно пододвиньте его к себе липкой стороной вверх.
Воспитатель: Теперь нам нужно оставить отпечаток пальца, чтобы его рассмотреть.
Воспитатель: На липкую часть скотча, положите большой палец правой руки, левой рукой аккуратно придерживайте край скотча, и тихонько убирайте палец с липкой стороны скотча.
Воспитатель: Что вы видите на скотче? (Ответы детей)
Воспитатель: Теперь нужно взять лупу и рассмотреть отпечаток. Что вы видите? (Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите еще раз внимательно в лупу и, запомните какой рисунок. Теперь давайте зарисуем карандашами то, что вы увидели (Дети зарисовывают)
Воспитатель: Давайте подпишем наши рисунки, такой интересный альбом у нас получится, ведь у всех разные отпечатки пальцев!
Воспитатель: Посмотрите на свои рисунки и определите, к какому типу относятся ваши отпечатки. Расскажите нам про свои отпечатки пальцев (Каждый из детей выходит со своим рисунком и рассказывает про свои отпечатки пальцев).
Воспитатель: Ребята, мы с вами разговаривали и проводили опыт, то не заметили, что у нас на полу появились какие-то следы. На что они похожи? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте пойдём по этим следам (Дети идут и находят зайчонка).
Воспитатель: Молодцы! Мама – зайчиха очень рада, что вы помогли ей найти ее ребенка и теперь она обязательно станет самой счастливой.
Воспитатель: Ребята, чем мы с вами сегодня занимались? Что понравилось вам больше всего? Что вы можете сказать про отпечатки пальцев? Какие типы отпечатков пальцев бывают? Как они характеризуются? (Ответы детей)