Артемьева Татьяна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Живая коллекция»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Цель: формировать представления о растениях как о живых существах со своими потребностями, необходимыми условиями для жизни, которые создает человек.
Задачи:
- систематизировать знания детей о растениях;
- закреплять умение отличать природные объекты от искусственных;
- продолжать формировать знания о строении растений;
- развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы;
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Живая коллекция“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- закрепить знания детей моделей растений, умение использовать их при доказательстве;
- дать представление о функциях корня растений;
- развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей : всасывает влагу, функции корня, опыт-доказательство, схемы-модели;
- развивать интерес к миру природы;
- воспитывать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле».
Оборудование: магнитная доска, схемы-модели «Признаки живого», «Строение растения», «Функции корня», изображения частей растения на магнитах, горшок с комнатным растением, искусственный цветок, емкость с песком, модель ствола дерева без корней, модель ствола дерева с корневой системой, тарелка с подкрашенной водой, модель корня растения из марли, оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: фартуки.
Предварительная работа: знакомство с растениями леса, поля, луга, длительные наблюдения за посадками семян, проведение опытов-доказательств, чтение художественной литературы, рассматривание картин.
Ход занятия:
1. Сюрпризный момент.
Дети сидят полукругом, на столе стоит горшок с комнатным растением. Появляется Незнайка с искусственным цветком.
Незнайка: Здравствуйте, дети! Дайте мне скорее горшок с землей. Я хочу посадить этот цветок, чтобы он рос и стал еще краше.
2. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.
Дети: Этого делать не надо, потому что цветок, который ты, Незнайка, принес - искусственный, а не живой.
Незнайка: Значит и ваше растение не живое?
Дети: Это растение – живое и называется оно фиалка.
Дети перечисляют признаки живого, опираясь на схему – модель № 1 (все живое растет, дышит, питается, двигается, размножается).
Воспитатель: А хочешь, Незнайка, мы тебе расскажем, что есть у каждого растения?
Незнайка: Конечно, хочу.
Дети рассказывают о строении растения, опираясь на схему – модель № 2 (у растения есть корень, стебель, листья, цветок и плод с семенами).
Незнайка: А, понял, понял! Вот корешок, я положу его сверху, над землей, чтобы его было видно, солнышко его греть будет, а листочки – вниз, под землю, они же питаться должны. А вот цветочек прямо на корешках вырастет.
Выкладывает на магнитной доске части растения в неправильной последовательности.
Воспитатель: Дети, правильно Незнайка сделал?
Дети: Нет, неправильно.
Незнайка: А, наверное, цветок тоже нужно в землю посадить, чтобы его солнышко не жгло?
Воспитатель: Ну, что ты, Незнайка! Послушай, как правильно растет растение.
Дети раскладывают части растения и рассказывают последовательность его роста: корни растут вглубь земли, над землей – стебель, на стебле – листья и цветы.
Незнайка: Как же мне все запомнить?
Воспитатель: Очень просто! Сейчас я превращу ребят в семена:
Раз, два, три, повернись
В семена превратись!
Психогимнастика «Представь себя совсем иным».
Подул ветерок, разлетелись семена, и попали в землю. (Дети немного пробегают и садятся на ковер). Семена, что вы чувствуете? (Ответы детей). Семена, чего вы хотите? (Ответы детей). Сейчас я вас полью, а солнышко вас погреет своими лучами. Вот уже из семечка появились корешки. Куда они растут? (Вниз, глубже в землю). А вот и первые всходы – тянутся стебельки, растут. Куда? В землю? (Нет, к солнышку). Растет наше растение все выше и выше. (Дети встают). А вот и первые цветочки. Что вы, цветочки чувствуете? Чему радуетесь? (Ответы детей).
Незнайка: Ура! Цветочки! Сейчас я их сорву!
Воспитатель: Ну, что ты, Незнайка, нельзя их рвать, они же живые!
Незнайка: Ну ладно, только я что-то не пойму, зачем растению корень? Все равно его под землей не видно!
Ответы детей.
Воспитатель: Мы тебе, Незнайка, сейчас все покажем. Проведем опыты, и ты поймешь, какие важные функции выполняет корень у растения.
3. Проведение опытов-экспериментов.
Опыт 1.
В коробку с песком ставим модель ствола дерева без корней. Дуем. Палочка падает. Потом дерем модель дерева с корневой системой. Дуем. Во втором случае палочка более устойчива.
Воспитатель: Как думаете, какая палочка будет более устойчивой? Почему? А если б не было корней у дерева, чтобы случилось?
Ответы детей.
Вывод: корни удерживают растение в земле.
Опыт 2.
В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли.
Воспитатель: Дети, что вы видите?
Дети: Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше.
Вывод: корни всасывают из почвы влагу.
Воспитатель: Дети, воздух есть везде, даже в земле, и корни, что делают?
Дети: Дышат.
Воспитатель: Значит, для чего нужен корень?
Дети: Он дышит, удерживает растение в земле, всасывает влагу.
Дети рассказывают о функции корня, опираясь на схему – модель № 3 (корень всасывает влагу, дышит, удерживает в земле).
Незнайка: А зачем нужны растения? Какая от них польза?
Воспитатель: Растения дают пищу человеку и животным, чистый воздух, одежду, много разных материалов, растения лечат, а чаще они очень красивые и мы любуемся ими, не зря говорят: «Растение – земли украшение».
Воспитатель: Дети, а что произойдет, если с земли исчезнут все растения?
Дети: Если не будет растений, не будет жизни на земле.
Воспитатель: Правильно, дети. Растения живут вокруг нас, помогают нам жить. Как же мы должны относиться к ним?
Дети: Беречь, охранять, ухаживать и т. д.
Незнайка: А как это ухаживать?
Воспитатель: Незнайка, ты и этого не знаешь? Дети, давайте расскажем ему, как мы ухаживаем за комнатными растениями в нашей группе.
Дети: Рассаживаем, поливаем, протираем листья, опрыскиваем, удобряем и т. д.
Незнайка: Ух, ты! Нелегкое оказывается это дело. Спасибо вам, ребята, я так много узнал интересного! Всем коротышкам в Цветочном городе об этом расскажу!
Воспитатель: Ты, Незнайка, приходи к нам еще. Мы про растения еще много интересного знаем и тебе расскажем.
Незнайка: Спасибо! До свидания!
Дети прощаются с Незнайкой.
Воспитатель: Вот и закончилась наша встреча с Незнайкой, вы были молодцы.
4. Итог.
Воспитатель: Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
Ответы детей.
Воспитатель: Что вы узнали интересного для себя? Что вас удивило? Какой опыт заинтересовал, и вы его повторите дома?