Татьяна Шишкина
Конспект занятия по ФЦКМ «Путешествие в Космос» для разновозрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект Познание - ФЦКМ «Путешествие в космос»
(Разновозрастная группа)
Цель: развивать у детей познавательных интересов, интеллектуальную активность.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию, любознательность, активность, организованность.
Развивающие задачи: стимулировать к проявлению волевых качеств, формировать умения использовать вербальное и не вербальное свойства общения. Развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Темочки
Образовательные задачи: формировать умения в составлении и решении логических задач. Упражнять в умении устанавливать закономерности, закрепить навыки обратного счета.
Интегрированные образовательные области: коммуникация, социализация, художественное слово, художественное творчество, здоровье.
Методы: Игровые, словесно-наглядные, сюрпризный момент.
Приёмы: Вопросы, художественное слово, поощряющая оценка, дополнения.
Наглядные средства обучения: Глобус, иллюстрации космоса, планет, счетные палочки, восковые карандаши, цветные карандаши, раскраски и простой карандаш.
Словарная работа: обогащать словарь (космос, иллюминатор, скафандр, космодром)
Предварительная работа: Чтение Т. А. Шорыгина серия «Педагогические беседы о космосе»
Чтение художественной литературы по теме «Космос»:
• Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
• В. Кащенко «Созвездие драконов»,
• П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
• О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
Структура: 1часть: Психологический настрой, вводный организационный момент.
2 часть: Сюрпризный момент.
3 часть: Беседа, худ. слово.
4 часть: Физминутка.
5 часть: Работа за столами, работа с счетными палочками.
6 часть: Классификация одежды
7 часть: Обратный счёт.
8 часть: Художественное слово, беседа, рассматривание иллюстраций.
9 часть: Гимнастика для глаз «Звезды»
10 часть: Игры «Найди отличия», «Родственные слова»
11 часть: Беседа, рассматривание иллюстраций, мозговой штурм.
12 часть: Беседа, работа за столами, рисование
13 часть: Итог, самооценка, сюрпризный момент.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, я люблю путешествовать и сегодня я хочу вас пригласить в увлекательное путешествие. Но, скажите, как вы думаете, что нужно для начала нашего путешествия?
- Для начала - это хорошее настроение. У меня настроение замечательное и я хочу с вами им поделиться (делаю жест руками).
- У меня для вас есть загадка. Отгадав её, вы узнаете, что я для вас принесла.
Как изучишь все бока
Расписного колобка,
Так узнаешь, где Дунай,
Где Кавказ, а где – Китай.
- Глобус - это модель нашей планеты Земля. За ее пределами – космос. Люди всегда мечтали взлететь в небо, как птицы и возникало много вопросов о звездах, о планетах, о вселенной, и конечно придумывали сказки о коврах-самолетах. С тех пор прошло много-много лет, и люди давным-давно научились летать на самолетах, вертолетах, некоторые даже на ракетах.
Вспомните, как звали первого космонавта, полетевшего в космос? (показать портрет).
Воспитатель: Да действительно, 12 апреля 1961 года первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на космическом корабле «Восток» - это было важным событием для ученых всего мира.
Юрий Гагарин
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
В. Степанов
- Алексей Архипович Леонов – первый космонавт, вышедший в открытый космос» (показать портрет)
- Среди российских космонавтов были и женщины-космонавты. Валентина Владимировна Терешкова – первая женщина-космонавт» (Показать портрет).
- Светлана Евгеньевна Савицкая – первая женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос» (Показать портрет).
- Ребята, чтобы жить и работать в космическом корабле, надо быть очень образованным и здоровым человеком. Нужно пройти специальную подготовку. Вы хотите стать космонавтами?
Физминутка
Чтоб космонавтом, дети стать, нужно с самых малых лет Шагать на месте
Приучать себя к порядку: Застилать свою кроватку «Показать» бицепсы
Выполнять физкультзарядку. Встанем прямо, плечи шире. Встать прямо, плечи шире.
Руки вверх, держись прямее. Руки вверх.
От таких вот упражнений станешь крепче и сильней Бег на месте.
- Молодцы, я вижу вы уже готовы для покорения межпланетного путешествия. На чем мы сможем отправиться в межпланетное путешествие (показ воздушного транспорта) – вертолет, самолет, воздушный шар, ракета.
- Значит, для путешествия нам нужно ракета. Пройдем на своё место и сядем правильно. У вас на столе лежат счетные палочки. Давайте сообща мы соберем одну большую ракету. После того как ракета будет готова предложите подправить ракету до нужного вида (если это понадобиться). Предложить добавить Иллюминатор-окно, спросите, можно ли из палочек сделать круг, если ребёнок скажет да, то пусть попробует и убедится в том, что это невозможно, после предложите круг из бумаги. Молодцы, ракета готова. А ракета производит взлет со специального места – это место называется космодром.
- Теперь давайте выберем одежду, подходящую для полета в космос (показ иллюстраций с изображением разной одежды, комбинезон, куртка, пальто, спортивный костюм, скафандр).
- Ребята, вы сделали правильный выбор. А почему вы решили, что именно в скафандре нужно лететь в космос? (Защищает от вредных воздействий, потому что смоделирован, из специальных материалов.)
- Ну вот, мы с вами готовы. Ракеты сконструированы, скафандры одеты, пора отправляться в космос. Обязательно возьмем с собой фотоаппарат, чтобы сфотографировать все планеты.
Если в космос мы хотим,
Значит скоро полетим!
Самым дружным будет наш,
Развеселый экипаж.
- Внимание, внимание! Наш экипаж отправляется в полет. Начинаем обратный отсчет 10,9,8,7,. 1 Старт! (включается музыка, показ иллюстраций с изображением космоса)
- Вот мы с вами и в космосе! Вы чувствуете невесомость? Вы стали легкими словно пушинки. Внимательно посмотрите в иллюминатор что-то видно? (много звезд и планет).
Что такое звезды?
Если спросят вас
Отвечайте смело:
Раскаленный газ.
И еще добавьте,
Что притом всегда,
Ядерный реактор –
Каждая звезда!
(Р. А. Алдонина)
- Все планеты вращаются вокруг Солнца. Планеты и Солнце напоминают дружную семью, которая называется Солнечной системой. Как вы думаете, почему? (главой этой семьи является Солнце).
- Планеты все одинаковые? (они маленькие и большие, разного цвета). Чем они походят друг на друга? (круглые). Планеты все круглые, но, тем не менее, они не похожи друг на друга и находятся на разном расстоянии от Солнца. Каждая планета вращается по своей собственной орбите.
- Давайте, посчитаем, сколько всего планет в солнечной системе?
- Первая, самая близкая к Солнцу планет – Меркурий.
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,
Залит он лучами горячего света,
Так много ему достаётся лучей,
Что эта планета других горячей!
Так быстро Меркурий бежит по орбите,
Как будто торопит: «Меня догоните!»
Что мы узнали о планете Меркурий из стихотворения? (Ответы детей: самая близкая к Солнцу планета, очень жарко, очень быстро бежит по орбите). Молодцы, все верно, Меркурий за один земной год успевает обежать вокруг Солнца четыре раза. Давайте эту планету сфотографируем.
- Вторая от Солнца планета – Венера.
В честь богини красоты,
Названа Венера– ты.
В темных небесах сияешь,
Красотой нас озаряешь.
- Эти слова не случайны, ведь Венеру называют утренней или вечерней звездой, потому что она видна на небе то утром, то вечером. Венера светится как горный хрусталик и очень красива (Фотографирует)
- Вы узнали третью планету?
- Почему вы решили, что это Земля?
- Земля - это единственная планета в Солнечной системе, на которой есть все условия для жизни животных и людей.
- Что это за условия? (воздух, вода). Земля средняя по размеру планета, она находится не слишком близко к Солнцу. Посмотрите, Земля как будто окутана голубоватой дымкой, которая защищает Земля от перегрева или охлаждения, от ударов метеоритов. Давайте сфотографируем нашу Землю.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой, похожей нету. Я. Аким
- Ой, ребята, посмотрите внимательно в иллюминатор, вы видите планету красного цвета?
Марс – таинственная планета,
Она по размерам чуть больше Луны
Из-за кроваво-красного цвета
Назвали планету в честь бога войны.
Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но ученые доказали, что жизни на Марсе нет. Четыре самые близкие к Солнцу планеты, помните их названия по порядку?
- Они являются твердыми и каменистыми.
Гимнастика для глаз: (упражнения выполняем с произносимым текстом)
«Звезды»
Мы звездочку увидали,
Глазки вверх подняли.
Вот звезды полетели,
Глазки вправо посмотрели.
Вот звезды полетели,
Глазки влево посмотрели.
А теперь звезды внизу.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
Воспитатель: А, сейчас поиграем в игру. Нам нужно придумать родственные слова к словам «Космос» и «Планета» (дети придумывают).
- Молодцы поиграли, а следующая пятая планета от Солнца называется Юпитер.
Юпитер – больше всех планет,
Но суши на планете нет.
Повсюду жидкий водород
И лютый холод круглый год!
Она похожа на огромный шар, который в одиннадцать раз больше Земли. Состоит самая большая планета Солнечной системы из жидкости и газа. Эта планета совсем необитаема, потому – что на ней лютый холод (Фотографируем)
- Мы видим Сатурн – шестую планету на ней очень холодно.
Сатурн – красивая планета
Жёлто-оранжевого цвета,
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.
Вы заметили, что она желто-оранжевого цвета? Чем она отличается от других планет? (кольцо). Эти удивительные кольца состоят из чего? (камней и льда). (Фотографируем).
- Планета следующая называется Уран. Посчитайте, какая она по счету?
Уран – лежебока и встать ему лень,
Подняться планете невмочь.
Сорокалетие длится там день
И сорокалетие ночь.
Это единственная планета, которая вращается лежа на боку. Поэтому к Солнцу обращен то один бок, то второй. Сколько лет на планете длится ночь? (40 лет). Все верно, молодцы. (Фотографируем).
- Восьмая планета – Нептун.
Планета Нептун от Земли далеко.
Увидеть её в телескоп нелегко.
От солнца по счёту планета восьмая,
Царит в ней вечно зима ледяная. (Фотографируем).
А девятая – Плутон- это самая холодная планета Солнечной системы. Как вы думаете, почему?
Несется в пространстве далекий Нептун,
Он Солнца лучами едва освещен.
А чтоб не скучат в одиночестве он,
С ним спутник летит под названьем Харон.
- Увидеть эти планеты с Земли в телескоп невозможно. Зато их можно сфотографировать из иллюминатора нашей ракеты. (Делаем фото)
- Дорогие ребята, теперь вы знаете, какие разные планеты входят в состав Солнечной системы. И все-таки у этих планет есть кое-что общее. Подумайте и скажите, чем похожи все планеты Солнечной системы? (ответы детей)
- Верно! Все планеты имеют форму шара, и все вращаются вокруг Солнца.
- Ребята, мы теперь знаем о планетах нашей Солнечной системы и нам пора возвращаться на Землю. Приготовились к приземлению, начинаем обратный отсчет 10. 9.. Земля!
Родная планета
Земля нам всех планет родней!
Ведь мы с тобой живем на ней,
И любим мы ее просторы,
Ее леса, моря и горы.
- Вот мы с вами и в саду. А где мы живем? (ответ детей)
- Правильно наша страна Россия, Красноярский край, город Норильск.
- Давайте с помощью наших снимков соберем схему Солнечной системы и вспомним название всех планет.
- Молодцы все планеты расставили по порядку. А, сейчас я вам задам вопросы, вы отвечайте.
- Как звали первую женщину-космонавта? (Валентина Терешкова).
- Как называется площадка для взлета космических ракет? (Космодром).
- Как называется костюм космонавта? (Скафандр).
- Как называется окно в ракете? (Иллюминатор).
- В какой день отмечается день Космонавтики? (12 апреля).
- Как называется третья планета от Солнца? (Земля).
- У нас получилось замечательное путешествие, мы много узнали о планетах солнечной системы. Но планета Земля, на которой мы живем – самая главная, самая красивая, потому что является нашим домом. Землю надо беречь и любить. И может быть через много лет кто-то из вас станет космонавтом, полетит в космос, увидит нашу планету и скажет: «Как прекрасна наша земля.
- Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с нашей главной задачей, все планеты на своих местах. Посмотрите, как много звезд!
- Что же такое звезды? (Звезды- это огромные огненные шары, но температура у этих раскаленных шаров разная, поэтому и цвет у них разный)
Подвижная игра «Звездочет». Дети произносят считалку, при этом передавая мяч по кругу. Выбранный «звездочет» двигается под музыку подскоками, останавливается между двумя детьми, которые насчет раз-два-три-беги! Обегают в разные направления круг, стараясь первыми вернутся в исходную точку и забрать мяч у «звездочета». Успевший это сделать игрок сам становится «звездочетом» - ведущим.
Считалка:
На луне жил звездочет. Он планетам вел отсчет.
Меркурий-раз, Венера-два,
Три-Земля, Четыре-Марс,
Пять-Юпитер, шесть-Сатурн,
Семь-Уран, восьмой-Нептун,
Девять-дальше всех Плутон…
Кто не видит-выйди вон!
- На ваших столах лежат восковые мелки, карандаши и раскраски на ваш выбор. Закройте глаза и еще раз вспомните наше путешествие (звучит музыка) Вспомните звездное небо, как мы видим его. (Самостоятельная работа детей).
- Ребята заканчиваем и размещаем свои работы на ковер. Посмотрите, какое получилось у нас звездное небо. Что понравилось вам, в космическом путешествии?
- Я вам по секрету скажу, что все старались, отвечали на вопросы. Вы у меня молодцы.