Наталья Гежа
Конспект посещения уголка «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект путешествия в уголок «Русская изба».
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой — жилищем крестьянской семьи.
Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.
Публикация «Конспект посещения уголка „Русская изба“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.
Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям.
Закрепить умение лепить посуду домашнего обихода (миски, ложки, чугунок).
Материалы и оборудование:
Предметы домашнего обихода
Содержание непосредственно образовательной деятельности
Вступительная часть.
Воспитатель: Мы находимся в музее нашего детского сада, который называется «Русская изба». Предметы, которые находятся в музее, называются экспонатами, их руками трогать нельзя, только рассматривать.
-Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.
-Войдя в избу, что вы увидели? Отгадайте загадку:
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча. (Печь)
-Правильно, войдя в избу, на печь сразу обращали внимание: она занимает почти пол избы.
-Почему печь занимала так много места? Для чего она нужна?
-Каким цветом была печь?
О печи в народе придумывали пословицы и поговорки.
- Почему к печи относились уважительно?
Мы отправимся в гости к Хозяюшке этой избы.
Входит Хозяюшка.
Хозяюшка: Здравствуйте, я - Хозяюшка этой русской избы.
Воспитатель: Здравствуй, Хозяюшка! Мы с ребятами рассматривали твою русскую печь.
Хозяюшка: Ребята, народ сложил пословицы о печи и избе. Почему так говорят- объясните:
«Без печи хата – не хата».
«Когда в печи жарко – тогда и варко».
«Не красна изба углами, а красна пирогами»
Хозяюшка: Молодцы.
Воспитатель: О печи говорили так: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница».
Обратите внимание, что стоит у печи, и отгадайте загадки.
1. Утка в воде, а хвост на горе. (Ковшик)
2. То назад, то вперед ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе – продырявишь море. (Утюг)
Воспитатель показывает чугунок: Как вы думаете, зачем он нужен? В чугунке варили кашу, щи.
— В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого есть специальный предмет.
Рогат, да не бык, хватает. Да не ест.
Людям отдает, а сам на отдых идет. (Ухват)
-Ухват - от слова «Хватать»
(Воспитатель показывает, как ухватом ставить чугунок в печь).-
Трудно нести воду с колодца,
Вёдра тяжёлые,а хозяйка смеётся.
Воду несёт – руки свободны:
Плечи несут полнёхоньки вёдра.
Этот предмет с загадочным смыслом
Есть два крючка у (Коромысла)
-Давайте попробуем одеть ведра и попробовать понести.
(Дети с помощью воспитателя несут коромысло)
Загадка: Под крышей- 4 ножки,
Над крышей – суп да ложки. (Стол)
Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.
-Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).
— На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, а самая большая ложка называется…
Загадка:
Среди ложек я полковник,
А зовут меня… (Половник)
Вечерами молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.
Хороводная игра.
Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой.
Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют).
Стал подружку выбирать.
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(Дети останавливаются).
Поклонись, поклонись.
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает).
Да за ленточку держись.
Воспитатель: Поиграли, а теперь продолжим осмотр музея.
Посмотрите, какие салфетки и полотенца вышиты своими руками (Вручную). Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым.
-А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).
-Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен). И пряли с помощью другого приспособления – веретено.
Хозяюшка: В каждой избе обязательно есть красный угол. –Что означало слово «красный»? (красивый) В моей избе тоже есть красный угол. А о чем еще говорили «красный» в смысле «красивый»? (Красна девица, красно солнышко)
Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие.
Отгадайте загадку:
У носатого Фоки постоянно руки в боки,
Фока воду кипятит и как зеркало блестит. (Самовар)
Говорили так: Сверху пар, снизу пар —
Шипит наш русский самовар
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня посетили музей нашего садика «Русская изба».
— Вам понравилось? (Ответ детей).
— Что нового вы узнали? (Ответ детей).