Ирина Рыжинская
Конспект НОД на тему «Беседа в музее «Русская изба» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дать детям представление о русской избе.
Задачи:
Образовательные:
Дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи.
Познакомить с предметами старинного русского быта (печь, чугунок, ухват, сундук, самовар)
Развивающие:
Развивать интерес к русскому фольклору, умение отвечать на вопросы воспитателя полными
предложениями, слушать других детей. Пополнять пассивный и расширять активный словарь детей. Расширять кругозор.
Воспитательные:
Формировать любовь и бережное отношение к предметам старины.
Публикация «Конспект НОД на тему „Беседа в музее „Русская изба“ в средней группе» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Русская изба. Мини-музей
- Средняя группа
- Темочки
Воспитывать интерес к истории России.
Словарная работа: печь, чугунок, ухват, сундук, самовар.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: “Русская изба” с предметами быта (печь, сундук, чугунок, ухват, самовар, русские народные костюмы, иллюстрации к сказкам, игрушка – домовенок Кузя, записи русских народных песен, атласная ленточка для игры “Вышел Ваня погулять», два разноса, книги с потешками, пословицами, поговорками и небылицами.
Раздаточный материал: картинки к игре «Что было, что стало», соленое тесто для лепки калачей.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций по теме " Русская изба". Беседа о народных предметах, связанных с предметами русского быта. Разучивание стихотворений «Самовар», «Печка»; хороводов «Вышел Ваня погулять», «Арина»; пословиц, поговорок; отгадывание загадок о предметах быта (печь, сундук, чугунок, ухват, самовар); чтение русских народных сказок «Курочка Ряба», «Репка». «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Три медведя».
Форма проведения: подгрупповое.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель и дети одеты в русские народные костюмы. Заходят в музей «Русская изба».
Воспитатель: Мы находимся в музее нашего детского сада, который называется «Русская изба». В музее шуметь и громко разговаривать нельзя. Обратите внимание на предметы, которые находятся в музее, они очень древние, старинные и называются экспонатами, их трогать руками нельзя, можно только рассматривать.
Воспитатель: Что считалось самым главным в избе и необходимым для проживания?
Дети: Печь.
Воспитатель: Ребята, вы слышите, кажется, кто-то шумит за печкой? (Достает домовенка Кузю)
Да это же домовенок, хранитель нашего музея. Давайте с ним поздороваемся.
А сейчас покажем Кузе, как мы умеем отгадывать загадки:
1) " Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча".
Дети: Печь.
Воспитатель: Правильно, печь. А как вы думаете, в деревенской избе для чего ставили обязательно печь? Для чего она нужна была?
Дети: В ней готовили пищу, пекли хлеб, варили кашу, топили избу, грели воду, спали на ней.
Воспитатель: Как раньше называли печь?
Дети: Кормилица, поилица, Матушка.
2) «Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит…»
Дети: Чугунок.
Воспитатель: Молодцы. Как вы думаете, для чего он был нужен?
Дети: В чугунке варили кашу, щи.
3) «Из русской печи
Кашу тащи.
Чугунок очень рад,
Что его схватил…»
Дети: Ухват.
Воспитатель: Какие вы умные! Для чего нужен был ухват?
Дети: Чтобы достать из печи чугун и не обжечь руки.
4) «Прячет бабушка в нем вещи
Сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите,
Этот шкаф зовут …»
Дети: Сундук.
Воспитатель: Правильно ребятушки, это сундук. Для чего нужен был сундук?
Дети: Чтобы хранить в нем ценные вещи.
Воспитатель: Молодцы! Слушайте последнюю загадку:
5) «Выпускает жаркий пар
Древний чайник…»
Дети: Самовар.
Воспитатель: Правильно. Любили русские люди почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки пили чай из блюдечка с мёдом, вареньем и баранками.
Воспитатель: А сейчас давайте для Кузи расскажем стихи, пословицы и поговорки:
1) Сверху пар, снизу пар -
Шипит наш русский самовар
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем
Всех в гости приглашаем.
2) Ой, ты печка - сударыня
Помоги нам, боярыня
Ты свари, испеки
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство неси!
3) «Не красна изба углами, а красна пирогами»
4) «Без печи хата – не хата»
5) «Домом жить – обо всем тужить»
Воспитатель: Дети, раньше не было на Руси в деревнях ни света, ни телевизора, ни компьютера и чтобы жилось не скучно, народ сочинял сказки, которые так и назывались русские народные сказки. А вы знаете такие сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: Сейчас и проверим. Я буду показывать картинки с изображением сюжета из сказки, а вы должны будете отгадать название этой сказки. (Показывает иллюстрации из сказок «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь» и т. д.)
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: А ещё, ребята, раньше люди любили хороводы водить:
Коли народ невесел-
Низко голову повесил.
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора,
Становитесь в хоровод.
Давайте мы с вами поиграем в хороводную игру «Вышел Ваня погулять»
Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют).
Стал подружку выбирать.
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(Дети останавливаются).
Поклонись, поклонись.
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает).
Да за ленточку держись.
Ваня: “Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая” и др.
(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется)
По желанию детей можно поиграть еще в одну хороводную игру «Арина».
Играющие встают в круг, в середине водящий – Арина. Ей завязывают глаза.
Все поют:
Дорогая Арина, встань выше овина,
Рученьки сложи, чье имя укажи!
Арина ходит, напевая:
Хожу, гуляю вдоль караваю,
Вдоль по караваю, кого найду, узнаю!
Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя.
Чье имя отгадает, тот будет Ариной.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, как печь печет калачи.
Включается русская народная музыка.
Дети раскатывают соленое тесто прямыми движениями, скрепляют концы.
Готовые калачи кладут на разнос и ставят в печь.
Воспитатель: А пока пекутся наши калачи, мы с вами поиграем в игру, которая называется
“Что было, что стало”.
Покажем Кузе, как изменились предметы со временем. Например: Был самовар, стал чайник.
Давайте разделимся на две команды: мальчиков и девочек и посмотрим, кто быстрее с заданием справится. (Затем одна команда называет свои пары, а другая команда проверяет)
Воспитатель: Дети, пока мы с вами играли, наши калачи уже испеклись. (Достает разнос с готовыми калачами). Воспитатель: Понравилось вам у Кузи в избе?
Дети: Да.
Воспитатель: Что больше всего запомнилось?
Дети: Как играли в игры, пекли калачи и т. д.
Воспитатель: Ребята, Кузя говорит, что ему было с нами весело и что вы много знаете о русском быте. Если вам понравилось в избе, то попрыгайте, а если нет, то сядьте на лавочку.
Кузя очень рад, что мы пришли к нему в гости. И на память о нашей встрече он нам дарит книги с потешками, пословицами, поговорками и небылицами.
Воспитатель: Нам тоже, Кузя, очень приятно было побывать в твоей избе. Мы тоже хотим сделать тебе подарок и подарить Птицу Счастья. А сейчас мы пойдем в группу пить чай с калачами.