Наталья Гежа
Конспект занятия по приобщению к русской культуре «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по приобщению к истокам русского быта
Разработала воспитатель 1 категории Гежа Наталья Александровна
Публикация «Конспект занятия по приобщению к русской культуре „Русская изба“» размещена в разделах
Цели: Знакомить с интерьером русской избы, предметами старины, их назначением и использованием, применять фольклорные жанры: потешки, колыбельные, приговорки. Расширять словарный запас детей: половичок, лоскутное одеяло, чугунок, гребешок, топор.
Развивать умение видеть и слышать, думать и задумываться; преобразовывать имена людей от ласкательного к полному; мелкую моторику рук, ловкость; умение творчески подходить к выполнению задания.
Воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес и уважение к быту предков.
Оборудование: половики, лоскутное одеяло, кроватка, кукла из ниток, деревянная посуда, ложки, матрешки, платки, топор, дрова, чугунок, прихватка, пучь, соленое тесто, стол, самовар, деревянный гребень.
Подготовительная работа:
1. Чтение русских народных сказок, потешек, приговорок, колыбельных.
2. Рассматривание иллюстраций на тему: «Русская изба и русский быт», «Предметы русской старины».
3. Роспись матрешек из картона.
Ход занятия:
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в русскую избу. Изба-это дом, в старину дома строили из бревен.
Каждый день люди говорят друг другу - «Здравствуйте».
-Что означает это слово. (Здравствуй-от слова «здравие» -здоровья, т. е. мы желаем друг другу не болеть, поэтому говорить надо приветливо, глядя в лицо.
-Давайте хором поздороваемся друг с другом.
Воспитатель показывает матрешку.
-Узнали игрушку? (матрешка)
-Чем интересна.? (раскрывается на две части)
-Из чего она изготовлена? (из дерева)
Рассматривают с детьми выставку работ «Расписные матрешки».
-Мы расписывали матрешек. Во что одета матрешка? (сарафан, платок)
-Все матрешки разные, потому что их расписывали разные мастера.
-В старину девушки украшали свой наряд платком (показ, рассматривают узоры)
-Как носили платок? (на голове, на плечах)
-Девушки-красавицы, надевайте платки да становитесь в хоровод.
Танец с платками.
Дети садятся на стульчики.
-Оглядитесь, мы в горнице - это комната в русской избе.
-Что лежит на полу около кровати? (коврик)
-Он называется половик - потому что кладется на пол. Женщины сами вязали их крючком. Посмотрите, какой он красивый.
-Для чего нужен половик? (стелили около кровати, чтобы было тепло, когда ступали босыми ногами)
-А вот одеяло. -Чем оно необычно? (сшито из лоскутков) –Это лоскутное одеяло.
-В кроватке лежит кукла-малыш. В старину дети сами себе делали куклу из ниток или лоскутков и наряжали ее.
-Что в ней необычного (нет лица)
На Руси считали, что кукла с лицом может оживать и навредить человеку.
-Мы можем дать ей имя. Какие старорусские имена вы знаете? (Варя, Василиса, Маша)
-Назовем Варенькой, потому что пока человек маленький-его называют ласково, а когда подрастет - будут звать Варварой. Мы растем и имя меняется с маленького на большое.
-А как вырастет ваше имя? (дети называют свои полные имена)
-Слышите, Варенька плачет? Как мы можем ее успокоить? (покачать, спеть колыбельную песню). В колыбельной песне люди обращались к природе, зверям, птицам: котику, птичкам, рыбкам.
-Каким голосом пели колыбельные? (тихим, ласковым)
-Почему? (чтобы малыш успокоился и уснул)
-Давайте в нашу колыбельную позовем котика. (воспитатель берет куклу, качает, хором поют с детьми колыбельную)
Котя, котенька, коток.
Котя серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Нашу Вареньку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока,
Да кусок пирога.
-Кажется, Варенька уснула. Положим ее в кроватку.
-Посмотрите, на полочке лежит расческа. Из чего она изготовлена? (из дерева)
-Да, это деревянный гребешок. Девушки причесывались и приговаривали: (воспитатель причесывает одну девочку и заплетает косу).
Расти, коса до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косонька, до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
(Дети имитируют плетение косы)
В избе обязательно был стол с узорной скатертью, которую вышивала сама хозяйка. Посмотрите, что стоит на столе? (посуда)
-Из чего она изготовлена? (Из дерева)
-Какие узоры вы видите на росписи? (листья, ягоды, цветы)
-Ложками не только ели, но и использовали их как музыкальный инструмент. (воспитатель показывает прием игры на ложках)
-Выходите ложкари, да сыграйте от души!
Танец с ложками.
(Дети садятся на стульчики)
-А самой главной в избе была печь. К ней всегда обращались ласково. Подберите ласковые названия (печечка, печурка).
-Чем топили печь? (укладывали дрова, разводили огонь).
-Где брали дрова? (рубили сухие деревья)
-Чем рубили? (топором)
-Да, посмотрите, вот топор около печки. Кололи большой пенек на маленькие чурочки. Давайте представим, что у нас в руках топор и нарубим дров для нашей печки. А чтобы работа спорилась – будем приговаривать: (Дети повторяют, имитируя движения)
Я дрова колю, колю,
Я печурку растоплю.
По чурочке, по чурочке
Гори огонь в печурочке.
-А теперь сложим дрова в печь. Укладываем аккуратно. Вот теперь печка дает тепло. Ой, на печи чугунок стоит. Я в нем что-то приготовила.
А что это вы узнаете, отгадав загадку.
Я пузырюсь и пыхчу, жить в кастрюле не хочу.
Надоела мне квашня, посадите в печь меня. (тесто)
-Да, тесто ставили в теплое место, то есть на печь. Хозяюшки стряпали вкусные пироги и баранки.
-Что значит «стряпали»(лепили)
-Давайте состряпаем баранки. (Дети раскатывают тесто колбаской, сворачивают в кольцо, скрепляют, стекой делают украшения. Готовые изделия складывают на противень.)
-А теперь отправляем баранки в печь. На Руси любили танцевать, играть в игры и дети и взрослые. Давайте, пока пекутся баранки, поиграем в р. н. и. «Цапка». (Воспитатель выставляет вперед ладонь, дети под ладонь выставляют палец. Воспитатель говорит слова:
Под моею крышею собралися мыши,
Заяц, белка, жаба, цап!
При слове «цап» дети убирают палец, а ведущий пытается поймать опоздавшего.
-Пока мы играли-наши баранки испеклись. Но как мне ухватить горячий противень? (прихваткой) Достаю противень, ставлю на стол.
-Посмотрите, какие они румяные, горячие. Давайте на них подуем, чтобы остыли. (Дети удивляются, что баранки настоящие)
-Чтобы баранки были вкуснее – заварим чай. Раньше чай заваривали в самоваре, который согревался на печи. (Рассматриваем самовар, сравниваем с чайником)
-Давайте пригласим гостей на чаепитие:
Хором: Добро пожаловать на чай!