Евгения Носкина
Конспект НОД в средней группе «В гостях у бабушки Агаши» в музее «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ:
- знакомить детей с традициями русского народа.
- знакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта
- Обогатить словарь детей народными пословицами,, загадками
новыми словами: наблюдники- полки для посуды, рубель, коромысло, рушник, рукомойник, сени, горница, домовой, рубаха, сарафан, лапти, чугун, ухват, крынка- Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи народных игр
Публикация «Конспект НОД в средней группе „В гостях у бабушки Агаши“ в музее „Русская изба“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Русская изба. Мини-музей
- Средняя группа
- Темочки
- Воспитывать интерес и бережное отношение к старинным вещам, народным традициям и обычаям, интерес к русскому фольклору.
Словарная работа: сени, горница, изба, умывальник, рубель, коромысло, чугун, ухват, крынка, наблюдники, рушник, сарафан, рубаха, лапти
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением старинных предметов быта, беседа о предметах.
Оборудование: музей “ Русская изба” с предметами быта, игрушка «Домовенок
Ход занятия:
Дети с родителями заходят в музей «Русская изба», их встречает воспитатель в русском народном костюме.
- Ой,сколько гостей ко мне пожаловало. Давайте с вами знакомится. Как вас звать, величать? (дети говорят свои имена) Какие красивые у вас имена. Но раньше на Руси были другие имена. Вот меня зовут бабушка Агаша. А кто знает, какие были раньше имена, может назвать? (если дети затрудняются, помощь родителей) Ну давайте с вами здороваться. (воспитатель с поклоном здоровается) Раньше здоровались не так, как сейчас, а с поклоном, выказывая уважение. Какие вы все красивые, какая одежда на вас. А раньше люди носили другую одежду и обувь. Носили рубахи, сарафаны, платки да лапти. (показ одежды) Ой что же я держу вас в сенях. Ведь помещение, котором мы сейчас с вами, называется сени. Вот вы,когда заходите к себе домой, куда сначала попадаете, как называется это помещение? (ответы детей, если затрудняются помощь родителей) А у меня в избе называется сени. Здесь хранятся предметы, которые помогают мне управляться по хозяйству. Стоят ведра, чтобы по воду ходить. (показ ведер) Висит, как вы думаете что это? (показ коромысла, если дети затрудняются, помощь родителей) Висит коромысло. (показ способа использования коромысла и ведер) Стоит, что это (показ топора) Для чего он нужен? Висит вот такой предмет (показ рубеля) может кто знает что это? Вот мамы дома стирают как и в чем, а гладят белье чем? (ответы детей) А мне помогает этот предмет, называется он рубель. (рассказ и показ способа действия с рубелем) Еще у меня здесь стоит рукомойник или умывальник. Вот вы дома с помощью чего умываетесь, моете ручки, откуда берется вода (ответы детей) А я пользуюсь умывальником или по- другому рукомойник, он называется так от слова мыть руки или умываться. Вот вы умылись. Помыли руки, потом, чем пользуетесь? (ответы детей) А я пользуюсь, рушником. (показ рушника)
- Ой, опять я заговорилась. Проходите, проходите в мою горницу, у меня в избе комната называется горницей. (подходят к печке) Ребятки, что это? (ответы детей) Правильно печка. А для чего она нужна? (ответы детей) Правильно печка нужна для обогрева. В печке готовлю еду, на печке можно спать, сушить вещи. Печка не заменима. В моей избе. Даже пословица есть «Русские люди на печи избы строили» А чем топили печки? (ответы детей) Не просто дровами, а старались топить яблоневыми дровами. Они горели дольше, и жар держали дольше. Ребятки, а вот мамы, готовят дома в чем? (ответы детей) А я готовлю в посуде которая называется чугун? Посмотрите сколько их у меня, они разного размера. Печка топится, она горячая, чугуны то же горячие, как мне их вытащить из печки, чем? А для этого у меня есть такое приспособление, называется ухват. От слова хватать или ухватить. (показ способа использования) А кто знает что раньше готовили в печках, какие блюда? (ответы детей, если затрудняются помощь родителей) Давайте и мы с вами посмотрим Что же у меня приготовилось в печке. ( воспитатель вместе с детьми достают из печки: блины, пироги, пряники, чугунок с картошкой и ставят их на стол) Ребятки, посмотрите какой у меня большой стол, и главное место занимает на нем, что? (ответы детей) Правильно самовар. (рассказ о самоваре, куда заливали воду, чем и как топили)
- Ой, ребятки, я кажется что-то слышу мы здесь не одни (достаю из печки игрушку домового) Посмотрите, как вы думаете, кто это? (ответы детей, если затрудняются помощь родителей)Ребятки это домовой, русские люди считали, что в каждой избе живет маленький человече, хранитель дома- домовой. Пока хозяйка занималась домашними делами: ходила по воду на колодец, или стирала белье на речке. Домой присматривал за хозяйство и порядком в доме. Ой, мне кажется он что- то спрашивает? А, он спрашивает, умеете ли вы отгадывать загадки? (воспитатель загадывает загадки о предметах русского быта и домашних животных, если дети затрудняются помощь родителей, последняя загадка о корове) Ребятки, какую пользу приносит корова? А вы любите пить молоко? Я тоже хочу вас угостить молоком? (воспитатель берет с полки крынку с молоком) Ребятки, вот дома у вас молоко, в чем храниться? (Ответы детей, если затрудняются, помощь родителей) А у меня оно хранится в посуде, которая называется крынкой. А я вот взяла сейчас откуда крынку, как называются предметы, которые висят на стене, на которых стоит посуда? (ответы детей) А у меня в избе называются не полки, а наблюдники. Ну что же подставляйте свои кружки, будем пить молоко из крынки. (Далее воспитатель из крынки наливает всем молоко.)
- Ну ребятки, понравилось вам у меня в гостях? А теперь пригласите меня к себе в группу в гости. Мы возьмем угощения, которые приготовились у меня в печке, и будем пить чай, а домовой останется, здесь следить за порядком в доме.
Воспитатель с детьми и родителями, уходят в группу. В группе проводится русская народная игра "Ворон на суку" и чаепитие.