Анна Матушевская
Конспект подгруппового занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Звуки [Ы]-[И]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звуки Ы-И
Коррекционно-образовательные цели:
1. Продолжать учить различать звуки Ы – И на слух и в произношении;
2. Упражнять в образовании Им. п. множественного числа существительных;
3. Учить выделять звуки Ы, И в конце слова;
4. Совершенствовать навык звукового и слогового анализа слов.
5. Продолжать учить выполнять звуковой анализ слов типа ДЫМ, КИТ;
6. Уточнять и активизировать словарь по теме «Насекомые».
Коррекционно-развивающие цели:
Темочки:
- Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- ТНР, заикание. Конспекты
- Темочки
1. Развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух и фонематическое восприятие, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, ловкость.
Коррекционно-воспитательные цели:
1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Совершенствование навыка слогового анализа слов. ]
Взрослый предлагает рассмотреть картинки (паук, бабочка, жук, стрекоза, пчела, шмель, оса, комар, муха, муравей, гусеница, кузнечик).
Взрослый: Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Вспомните названия насекомых. Разделите эти названия на слоги. Молодцы. Вы правильно разделили названия насекомых на слоги. Сегодня мы продолжим разговаривать о насекомых и научимся различать некоторые гласные звуки.
2. Игра «Скажи наоборот». [Развитие фонематических представлений, (дифференциация звуков [ы] - [и] в ряду слогов).]
Взрослый берет мяч и дает его ребенку, произнося слоги со звуком Ы, а ребенок возвращает мяч, произнося слоги со звуком И :
ПЫ-ПЫ-ПЫ - ПИ-ПИ-ПИ
ТЫ-ТЫ-ТЫ - ТИ-ТИ-ТИ
МЫ-МЫ-МЫ - МИ-МИ-МИ и т. п. (с согласными Г,С,Х,Ф,В,З)
3. Игра «Подними фишку». [Развитие фонематического восприятия. ]
Взрослый предлагает ребенку взять в руки красный квадрат-фишку (2*2см).
Взрослый: Послушайте стихотворение и определите, какой звук слышится в конце некоторых слов.
Взрослый читает стихотворение, акцептировано произнося звук [ы].
На глазах у детворы
Улетают ввысь шары.
Дети: Это звук [ы].
Взрослый: Давайте произнесем этот звук все вместе.
Дети вместе со взрослым произносят звук [ы].
Взрослый: Обратите внимание: когда мы произносим этот звук, у нас во рту нет преграды для воздуха. Как вы думаете, звук [ы] — гласный или согласный?
Дети: Гласный.
Взрослый: Верно. Его можно петь. Какой фишкой мы будем обозначать этот звук?
Дети: Красной.
Взрослый: Правильно. Поэтому возьмите в руки по красному квадратику-фишке. Вы будете поднимать его, как только услышите звук [ы].
Ы, и, а, ы, у, ы, о, э, ы, и.
Мы, ба, ын, им, ты, пи, ым, ан.
Мышь, губы, вилка, рыжий, рыть, сидеть, толстый, синий, рынок,
Дети слушают и поднимают фишки, услышав звук [ы].
Взрослый: Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок.
4. Упражнение «Кто скорее?» [Развитие навыков звукового анализа и синтеза. ]
Взрослый: А сейчас — уже знакомая вам игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы подумаете, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот - молодец.
- Т, ы. Что получилось?
1-й ребенок. Ты.
Взрослый: Верно. М, ы. Что получилось?
2-й ребенок. Мы.
Взрослый: Правильно.
Аналогично приводится работа по синтезу слогов и слов: вы, ды, дым, бык,
5. Упражнение «Гусеница». [Координация речи с движением. Развитие творческого воображения. ]
Взрослый предлагает детям выполнить упражнение.
Этот странный дом без окон Дети лежат на спинах ногами в
У людей зовется «кокон». центр круга.
Свив на ветке этот дом, Поворачиваются на левый бок,
Дремлет гусеница в нем. положив руки под щеку.
Спит без просыпа всю зиму. Переворачиваются на другой бок.
Но зима промчалась мимо — Ложатся на спину, потягиваются.
Март, апрель, капель, весна. Медленно садятся.
Просыпайся, соня-сонюшка! Потягиваются сидя.
Под весенним ясным солнышком Встают, потягиваются стоя.
Гусенице не до сна. Бегут по кругу, машут руками,
Стала бабочкой она! как крылышками.
6. Игра «Веселый поезд». [Совершенствование навыка звукового анализа слова из трех звуков. ]
Взрослый показывает картинку "дым" :
Взрослый: Что изображено на картинке?
Дети: Дым.
Взрослый: Правильно. ДДДым (еще раз произносит слово и голосом выделяет первый звук). Какой звук слышится в начале слова?
Дети: [Д].
Взрослый: Звук [Д] - какой это звук?
Дети: [Д]- согласный, твердый, звонкий.
Взрослый: Правильно! дЫЫЫм. Какой звук сейчас я выделила голосом?
Дети: [Ы]
Взрослый: Какой он по счету в этом слове?.
Дети: Второй.
Взрослый: Звук [Ы] - он какой?
Дети: Звук [Ы] - гласный звук.
Взрослый: Правильно! дыМММ. Какой звук сейчас я выделила голосом?
Дети: [М]
Взрослый: Какой он по счету в этом слове?.
Дети: Третий.
Взрослый: Звук [М] - он какой?
Дети: Звук [М] - согласный, твердый, звонкий.
Взрослый: [Д], [ы], [м] - если мы произнесем эти звуки отдельно, это как вагончики, которые не присоединили к паровозику. А если произнесем эти звуки плавно : ДЫМ, получилось СЛОВО, звуки в котором звучат вместе, плавно, как вагончики в поезде!
Взрослый: Давайте выложим схему этого слова.
Взрослый кладет перед детьми квадратики-фишки (2*2см) : красный квадратик, 2 синих квадратика-фишки с желтым колокольчиком на них.
Взрослый: Каким кружком вы обозначите первый звук и почему?
Дети: Звук [д] мы обозначим синим кружком с колокольчиком, потому что он согласный, твердый, звонкий.
Дети: Звук [ы] мы обозначим красным кружком, потому что он гласный.
Дети: Звук [м] мы обозначим синим кружком с колокольчиком, потому что он согласный, твердый, звонкий.
Взрослый: Сколько согласных звуков в слоне дым?
Дети: В этом слове два согласных звука,
Взрослый: Сколько гласных звуков в слове дым?
Дети: Один гласный звук.
Взрослый: Сколько слогов в слове дым?
Дети: В этом слове один слог.
Взрослый: Запомните: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
7. Игра «Один-много» [Учить выделять звуки Ы, И в конце слова. ]
Взрослый: (берет мяч) пчела -
Дети: пчелЫ
Взрослый: жук-
Дети: жукИ и т. д. (кузнечик - кузнечикИ, паук - паукИ, стрекоза - стрекозЫ, оса - осЫ, комар - комарЫ)
8. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Взрослый предлагает детям вспомнить, чем они занимались, а потом оценивает их работу.