Инна Куфтова
Конспект подгруппового занятия по развитию речи для детей с ТНР «Животные жарких стран» по Нищевой Н. В
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Ромашка»
Конспект подгруппового занятия
по развитию речи с использованием приемов активизации детской деятельности
в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему :
Подготовила :
учитель-логопед
Публикация «Конспект подгруппового занятия по развитию речи для детей с ТНР „Животные жарких стран“ по Нищевой Н, В» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Куфтова И. А.
г. Семёнов
2024 год
Цель: Активизация словаря по теме «Животные жарких стран» и совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран» (животное, хищник, джунгли, саванна, слон, тигр, лев, зебра, бегемот, носорог, крокодил, обезьяна, хобот, клык, коготь, шерсть, добыча, охота, охотиться, бросаться, настигать, питаться, сильный, хищный, травоядный, мощный, крупный). Обогащение экспрессивного словаря словами-антонимами. Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование притяжательных прилагательных). Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в рассказе.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, навыков слогового
анализа, тонкой моторики, координации речи с движением.
Воспитательные задачи. Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности.
Оборудование: Наборное полотно, мольберт, альбом «Живая природа. В мире животных. Выпуск 1». альбом «Мир природы, Животные», аудио с записью звуков джунглей и голосов животных жарких стран, крупные игрушки – животные жарких стран, тропические растения в горшках, полые трафареты животных жарких стран, контейнеры с карандашами, альбомные листы по числу детей, контейнеры с карандашами, разноцветная бумага для заметок на клеевой основе.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Объявление темы занятия. Создание эмоционального положительного фона.
Л о г о п е д. Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие в страну, где обитают самые необычные и экзотические животные – в Африканскую саванну. Хотите там побывать?
Д е т и. Да, очень хотим!
Л о г о п е д. Тогда вперед!
Логопед приглашает детей в кабинет, в котором среди тропических растений в горшках расставлены крупные игрушки – животные жарких стран, звучит запись звуков джунглей, а потом отдельных голосов животных жарких стран. Логопед читает стихотворение.
Л о г о п е д.
В жарких странах носороги
Просто ходят по дороге.
Мокнут в речке бегемоты.
Львы выходят на охоту.
Крокодилы, обезьяны,
Зебры - жители саванны.
И тропические птицы.
Есть чему тут подивиться!
В. Нuщев
Ну вот, мы с вами и оказались в джунглях Африки. Посмотрите, сколько вокруг животных. А чьи голоса вы сейчас слышали?
1-й р е б е н о к. Я слышала, как трубил слон.
2-й р е б е н о к. А я слышал рычание тигра.
3-й р е б е н о к. Мне кажется, что слышалось рычание льва.
4-й р е б е н о к. Были слышны крики обезьян.
Логопед проходит на ковер и зовет с собой детей.
Л о г о п е д. Вот на этой поляне, кажется, никого нет. Давайте расположимся на ней.
Дети садятся на ковер. Логопед выключает проигрыватель.
2. Упражнение «Расскажи о животных».
Логопед помещает на мольберт, стоящий перед детьми, плакат «Животные жарких стран» из альбома «Живая природа. В мире животных. Выпуск 1».
Л о г о п е д. Раз уж мы оказались в джунглях, давайте расскажем о животных, которые гуляют вокруг нас. Вспомните план рассказа.
Д е т и. Нужно назвать животное, сказать, где оно обитает, а потом описать его, рассказать, какое оно по размеру, какого цвета, какие особенности внешнего вида можно у него отметить, как называются его детеныши, чем оно питается.
Л о г о п е д. Правильно. Подумайте одну минуту и начинайте рассказывать по очереди. Старайтесь говорить четко и красиво, правильно произносите звуки.
1-й р е б е н о к. Я вижу слона. Он обитает в джунглях в Африке или Индии. Это очень крупное животное серого цвета. У слона огромная голова с большими ушами и длинным хоботом; мощное туловище, покрытое толстой кожей, толстые ноги, тонкий хвост с кисточкой на конце. У слона маленькие глаза и острые бивни. Дети слона - слонята. Питается слон листьями тропических растений. Люди используют его как сильное животное для перевозки и переноса грузов.
2-й р е б е н о к. А я увидел тигра. Это крупное хищное животное. Тигр яркий, полосатый, У него роскошный блестящий мех. У тигра мощное туловище, большая голова с круглыми ушами, сильные лапы и толстый хвост. У тигра острые зубы и когти. Он питается другими животными. Например, нападает на антилоп. Детеныши тигра - тигрята.
Остальные дети составить рассказы в вечерний отрезок времени. Логопед предлагает детям определить лучшего рассказчика и аргументировать свой выбор.
3. Упражнение «Кто самый внимательный?».
Логопед вновь привлекает внимание детей к плакату.
Л о г о п е д. Продолжаем наблюдать за животными. Смотрите на них внимательно и слушайте мои вопросы и задания. Перечислите животных, в названиях которых есть звук [р].
Д е т и. Жираф, носорог, зебра, крокодил, страус, гепард, леопард.
Л о г о п е д. Теперь назовите животных, в названиях которых есть звук [л].
Д е т и. Слон, крокодил, антилопа.
Л о г о п е д. Есть ли здесь животные, в названиях которых есть звук [с]?
Д е т и. Да, есть. Носорог, слон, страус.
Л о г о п е д. Отлично. Вы справились с этим заданием.
4. Упражнение «Разноцветные листочки».
Логопед раскладывает на ковре разноцветную бумагу для заметок на клеевой основе.
Л о г о п е д. А теперь разделите названия животных на слоги. Слова из одного слога нужно закрыть красными листочками, слова из двух слогов - зелеными, из трех - желтыми, из четырех - синими.
Дети выполняют задание и комментируют свои действия.
1-й р е б е н о к. В слове слон один слог.
2-й р е б е н о к. В слове жираф два слога.
Когда все животные на плакате оказываются закрытыми, логопед оценивает работу детей и убирает альбом.
5. Пальчиковая гимнастика «Где обедало воробей?»
Логопед приглашает детей на ковер, предлагает встать в круг и сделать пальчиковую гимнастику.
- Где обедал, воробей?
- В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы,
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
С. Mapшак Машут перекрещенными ладошками.
Ладошками изображают раскрывшуюся пасть.
На каждое название животного загибают по одному пальцу сначала на левой, потом на правой руке.
Опять изображают раскрывающуюся пасть.
6. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Логопед берет в руки мяч.
Л о г о п е д. Следующая игра вам знакома. Учимся подбирать слова-«наоборот». Я начинаю предложение и бросаю мяч вам. Вы ловите мяч и заканчиваете предложение.
У жирафа длинная шея, а у бегемота.
1-й р е б е н о к.. короткая.
Л о г о п е д. У обезьяны тонкий хвост, а у тигра.
2-й р е б е н о к,. толстый.
Л о г о п е д. У слона большие уши, а у зебры.
З-й р е б е н о к.. маленькие.
Л о г о п е д. У бегемота широкая спина, а у зебры.
4-й р е б е н о к. узкая.
Л о г о п е д. У крокодила спина шершавая, а у бегемота.
5-й р е б е н о к. гладкая.
Л о г о п е д. Слон тяжелый, а фламинго.
6-й р е б е н о к. легкий.
Логопед убирает мяч.
7. Игра «Чей? Чья? Чье? Чьи?»
Логопед предлагает детям сесть на ковер и вновь ставит на мольберт альбом. Он сдвигает самоклеящиеся листочки так, чтобы были видны части тела животных.
Л о г о п е д. Животные спрятались, но вы можете видеть их лапы, хвосты, копыта и так далее. Расскажите, что вы видите.
l -й р е б е н о к. Я вижу жирафий хвост.
2-й р е б е н о к. Я вижу львиную голову.
З-й р е б е н о к. Я вижу слоновье туловище.
4-й р е б е н о к. А я вижу львиные лапы.
5-й р е б е н о к. Я вижу буйволиную голову.
6-й р е б е н о к. Я вижу бегемотью спину.
Логопед предоставляет каждому ребенку возможность ответить не менее двух раз и убирает альбом.
8. Упражнение «Кто скорее?»
Логопед приглашает детей за столы, где уже стоят контейнеры с карандашами.
Л о г о п е д. Сейчас мы будем рисовать африканских животных. После выполнения мы посмотрим на ваши работы и все вместе выберем самого аккуратного художника. Выберите по одному силуэту с трафарета, потом обведете его по внутреннему контуру, и заштрихуете простым карандашом прямыми вертикальными линиями, расположенными очень близко друг к другу, так как показано на образце. Постарайтесь выполнить задание быстро, но аккуратно.
Дети выполняют задание. Логопед предлагает им определить того, кто выполнил задание быстрее и аккуратнее всех.
9. Упражнение «Веселая задача».
Логопед убирает листы, трафарет и контейнеры с карандашами.
Л о г о п е д. И в конце нашего путешествия предлагаю вам решите веселую занимательную задачу.
Слон, слониха, два слоненка
Шли толпой на водопой.
А навстречу два тигренка
С водопоя шли домой.
Сосчитайте поскорей,
Сколько встретилось зверей.
В. Волuна
Д е т и. Встретилось шесть зверей.
Л о г о п е д. Как вы решили эту задачу?
Д е т и. Слон, слониха и два слоненка - это один плюс один плюс два, получается четыре. И два тигренка, это четыре плюс два, получается шесть.
Л о г о п е д. Молодцы! Верно решили задачу! А теперь нам пора возвращаться из нашего удивительного путешествия.
10. Рефлексия.
Логопед предлагает детям вспомнить, где мы были, в какие игры они играли, какие задания выполняли, что им было интересно делать. Можно предложить детям оценить работу друг друга. В конце поощрить детей наклейками с изображением животных жарких стран.