Янина Макарова
Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Домашние животные»
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Систематизировать знания детей о домашних животных и их детенышах.
2. Развитие мелкой и артикуляционной моторики; Дыхательная гимнастика.
3. Учить детей согласовывать числительные с существительными.
4. Развивать логическое мышление на материале лексической темы.
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия на тему „Домашние животные“» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
5. Развивать внимание, целостность восприятия.
6. Продолжать учить детей координировать речь с движениями.
7. Продолжать развивать графо-мотороные навыки.
8. Итог занятия.
Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей, карточки с контурными изображениями домашних животных для пересчета, индивидуальные карточки с изображением наложенных друг на друга домашних животных, картинки с изображением диких животных (еж, волк, цветные карандаши, магнитная доска, магниты.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети входят в кабинет и становятся возле своих стульчиков.
Логопед : Сейчас сядет тот, кто ответит на мои вопросы:
• Назовите животного, которое дает молоко? - Корова, коза.
• Кто охраняет дом человека? - Собака.
• Кто дает шерсть? - Овца.
• Кто ловит мышей? - Кошка.
• Кто помогает человеку перевозить тяжелые грузы, собирать урожай, пахать землю? - Лошадь.
Молодцы! Правильно!
Каких животных мы называли? - Домашних.
2. Развитие мелкой и артикуляционной моторики; Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика - игра с мячом «Мяч-ёжик» -эта игра развивает не только мелкую, но и общую моторику, ориентировку в пространстве. Глазомер, ловкость и быстроту реакции. Движения соответствуют тексту.
Я мячом круги катаю, (мяч между ладоней)
Взад-вперёд его гоняю. (смена рук)
Им поглажу я ладошку, (соответственно)
Будто я сметаю крошку. (смена рук)
И сожму его немножко, (сжимаем мяч)
Как сжимает лапу кошка. (смена рук)
Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)
И другой рукой начну. (смена рук)
А теперь – последний трюк: (перебрасывание мяча
Мяч летает между рук! из руки в руку)
Дыхательная гимнастика - упражнение «Погреем ручки» - ребёнок вдыхает через нос и дует на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки (стараться не надувать щёки).
Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Обезьянка»
За нижнюю губку заложен язык –
Из зеркала смотрит мартышкин двойник.
Упражнение «Грибок»
Широко открою рот, Присосу язык на нёбо,
Будто щёлкну я вот-вот. Челюсть вниз – и вся учёба.
Упражнение «Чашечка»
Улыбаюсь, рот открыт: К зубам подняты края –
Там язык уже стоит. Вот и «чашечка» моя.
Упражнение «Часики»
Влево – вправо кончик ходит,
Будто места не находит.
3. Учить детей согласовывать числительные с существительными.
А теперь, ребята, отгадайте загадки и вы узнаете отгадку:
Тяжело стучат копыта, Заворчал живой замок,
Вымя молоком налито, Лег у двери поперек.
Длинный хвост, рога дугой… Две медали на груди.
Ждут кормилицу домой. Лучше в дом не заходи!
(Корова) (Собака)
Бежит толстушка, Любит кушать он морковку
Хвостик – завитушка, И капусту для сноровки,
Ушки пирожком, А следит за клеткой Толик,
Рыльце пятачком, Там живет пушистый…
На ногах копытца – (Кролик)
Торопится к корытцу.
(Свинья) Мордочка усатая,
Спинка полосатая,
Кто ни в жару, ни в стужу Лапкой умывается,
Не снимает шубу? А с водой не знается.
(Овца) (Кошка)
Кто там скачет так игриво Идет, бородой трясет,
Развевая хвост и гриву? Травки просит: «Ме-е-е,
(Лошадь) Дай-те вкусной мне.»
(Коза, козел)
Ребята посмотрите внимательно на картинку. Кто на ней изображен?
- Кошка. Давайте назовем ее детенышей. - Котята. А если один? - Котенок.
Кто изображен на следующей картинке? - Лошадь.
Кто у нее детеныш? - Жеребёнок.
А если много? - Жеребята.
(Свинья – поросята – поросенок; собака – щенки - щенок; корова – теленок; овца – ягненок; кролик – крольчонок; коза – козлята).
4. Развивать логическое мышление на материале лексической темы.
Упражнение «Кто кем был?»
Давайте с вами вспомним, кем были животные, когда они были маленькими?
Собака была щенком. Лошадь была жеребенком. Корова была теленком. Свинья была поросенком. Кошка была котенком.
Игра: «Кто как выглядит». Составление описательного рассказа.
- Какие интересные картинки! Красивые животные! Сейчас я расскажу о корове. Слушайте внимательно, потом вы расскажете о других животных.
Это корова. У нее большая голова, на голове рога. Туловище коровы покрыто короткой шерстью. Четыре длинных ноги и копыта. У коровы длинный тонкий хвост с кисточкой, которым она отмахивается от насекомых.
- А теперь ваша очередь. Кто хочет рассказать про козу?
Дети по очереди составляют рассказ с опорой на картинку, данный логопедом образец и стимулирующие вопросы.
Игра: «Кто чем питается».
Усвоение категории творительного падежа имен существительных.
- Чем питается лошадь? (Травой, сеном, овсом.)
- Чем питается кролик? (Травой, морковкой, капустой.)
- Чем питается коза? (Травой, сеном.)
- Чем питается кошка? (Молоком, мясом (мышами, рыбой.)
- Чем питается собака? (Костями, мясом.)
- Чем питается свинья? (Травой, овощами, зерном.)
- По тому, чем питаются животные, их делят на две группы: хищники – питаются мясом, и травоядные (повторяют хором, которые питаются растительной пищей, травой. Кто из домашних животных хищник? (Собака, кошка.) Остальные домашние животные, какие? (Травоядные.)
5. Физ. минутка.
Ребята, давайте встанем из-за стола. Слушайте меня внимательно и делайте, как я: - сесть на корточки, похлопать себя по животу, встать, потянуться и погладить руками живот.
Села кошка под кусточек, Встала кошка, потянулась,
Сыра скушала кусочек, Ее шерстка развернулась.
6. Продолжать учить детей координировать речь с движениями.
Теперь возьмите листики, которые лежат у вас на столах. На них изображены животные. Сейчас каждый по очереди посчитает, сколько животных у него нарисовано. (5 свиней, 5 коров, 5 коз, 5 кошек, 5 зайцев, 5 собак)
Упражнение «Четвертый лишний?»
Ребята, посмотрите внимательно на картинки, какие животные на них изображены? Давайте их перечислим.
- Корова, овца, лиса, кролик. Молодцы!
Эти животные все подходят друг другу? Какое животное здесь лишнее?
- Лиса. Правильно, а почему?
- Потому, что лиса – это дикое животное, а все остальные – домашние.
А кто нарисован на следующих картинках?
- Свинья, собака, коза, ёж.
Кто лишний? - Ёж. Почему? - Он дикое животное.
Игра: «Кто какую пользу приносит».
-Собака стережет дом, охраняет хозяина. Какую пользу приносят другие домашние животные? (Корова дает молоко, мясо. Лошадь запрягают и перевозят грузы, пашут. Кролик дает мясо, шкурку, пух. На лошади ездят. Кошка ловит мышей. Свинья дает мясо, кожу. Овца и коза дают шерсть, мясо, молоко.)
7. Продолжать развивать графо-моторные навыки.
А теперь, ребята, возьмите листики, которые лежат перед вами и внимательно на них посмотрите. Какие животные на них изображены?
- Домашние.
Давайте все вместе их перечислим. - Лошадь, корова, свинья, собака, коза. Молодцы! А теперь послушайте меня внимательно. Я загадаю вам загадку, а вы попытайтесь ее отгадать.
Он сидит в сарае, в клетке. Любит грызть он и морковку.
С ним клубочки пуха – детки. Он еще похож на зайку.
Он грызет капусту ловко, Кто же это? Отгадай-ка? (Кролик).
Правильно, а теперь найдите кролика среди других животных и раскрасьте его.
8. Итог занятия.
Ребята, что мы делали сегодня на занятии?
- Считали животных.
- Вспоминали о том, какую пользу приносят домашние животные человеку.
- Называли детенышей животных.
- Отгадывали загадки.
- Раскрашивали кролика.
- Находили четвертый лишний.