Яшина Екатерина Андреевна
Конспект подгруппового логопедического занятия «Шипим — жужжим. Звуки [ш], [ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дифференциация звуков [ш], [ж].
Задачи:
Коррекционно-образовательные: упражнять в подборе слов на заданный звук в определенной позиции; закреплять понятия, характеризующие звуки: глухой – звонкий согласный, всегда твердый согласный.
Коррекционно-развивающие: закреплять умение различать звуки [Ш] – [Ж] на слух, в слогах, словах, предложениях. Обогащать словарный запас. Развивать слуховую память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику. Развивать артикуляционный аппарат.
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия „Шипим — жужжим, Звуки [ш], [ж]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Коррекционно-воспитательные: создать положительное психоэмоциональное настроение, способствовать приобретению опыта подгрупповой работы. Развивать умение планировать и контролировать свои действия.
Программное содержание: продолжать знакомить детей с согласными звуками родного языка. Твердые согласные звуки [ш], [ж], буквы Ш, Ж. Произношение, артикуляция, место звука в слове. Звуковой анализ слов. деление слов на слоги, вычленение ударного слога. предложение. Составление предложений по опорным словам. Вычленение предложение из микрорассказов, составление схемы предложений.
Оборудование: азбука в картинках, тетради, цветные карандаши, простой карандаш, карточки для работы для составления предложений по опорным словам, карточки с микрорассказами.
Ход занятия
1. Логопед предлагает детям прочитать буквы на азбуке в картинках и проанализировать звук, который они издают. Дети читают буквы Ш, Ж и выясняется, что эти буквы не поются, когда мы произносим звуки [ш], [ж] – губы округлены и немного выдвинуты вперед, язык широкий, поднят к бугоркам за верхними зубами. Когда же мы произносим звук [ш], то голос «спит». Эти звуки согласные и всегда твердые.
2. Фонетическая зарядка.
- Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж-ж)
- Как шипит змея? (Ш-ш-ш-ш)
3. Чистоговорки со звуками [ш], [ж].
Жук жужжит в железной банке, жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька. Жалко бедного жука.
Шла по улице машина, шла машина без бензина,
Шла машина без мотора, шла машина без шофера,
Шла куда – сама не зная, шла машина заводная.
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Мой бумажный журавленок, в синем небе не шали.
Чтоб тебя, мой журавленок, не прогнали журавли.
Жужжат над лугом в жаркий день кружащиеся пчелы,
И шмель мохнатый, и слепень, и майский жук тяжелый.
Жу-жу-жу, я на ветке сижу.
Я на ветке сижу, букву Ж всегда твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
Шура сено ворошила, вилы в сене позабыла.
Шел Фрол по шоссе, к Саше в шашки играть.
Шорох, шептанье, шумок под окном, шлепанье легкое.
Кто это – гном? Ш-ш-ш… Там за шторами, возле окна
Шустрым мышонком шуршит тишина.
Почему ужом назвали старожила здешних луж?
Никого ведь не ужалил безобидный старый уж.
Вот шиповника цветы – просто чудной красоты!
Яркие, пахучие… Ай-ай-ай! Колючие!
Что у нас в лесу на букву Ш?
Это шишка шлепнулась, шурша.
Шмель и шершень шумно шарят в кашке.
Шебуршат в шиповнике букашки.
Что еще в лесу на букву Ш?
Шум и шорох возле шалаша.
Белка с ветки в свой домишко перетаскивала шишику.
Белка шишку уронила, прямо в мишку угодила.
Застонал, заохал мишка – на носу вскочила шишка.
Мышонку мама-мышка шептала: «Шалунишка!
Шумишь, шуршишь, болтаешь… Ты маме шить мешаешь!
А я, - шептала мышка, - подушку шью малышке.
В подушке не пушинки, а шутки и смешинки.
Поешь пшена немножко и спать ложись, мой крошка.
Лишь голову положишь – во сне увидеть сможешь
То, что шепнет на ушко волшебная подушка».
4. Место звуков [ш], [ж] в словах.
- Отгадайте, какой звук в конце слова: каранда., шала., малы., голы., ланды., крепы., камы…
- Определите позицию звука [ш] в словах: шапка, шашка, шаль, шар, малыш, шпулька, шланг, шакал, ватрушка, квакушка, чашка, кошка, мышка, шкура, шарф, шахта, глупыш, идешь, поешь, плывешь, летишь.
- Сделайте из большого предмета маленький при помощи буквы Ж: флаг флажок, снег – снежок, берег – бережок, круг – кружок, сапог – сапожок, луг –лужок, пирог – пирожок, утюг – утюжок, рог – рожок.
- Я скажу слово в единственном числе, а вы это же слово скажете во множественном числе (используйте звук [ж]): чиж – чижи, еж – ежи, пляж – пляжи, стриж – стрижи, этаж – этажи, морж – моржи, манеж – манежи, пейзаж – пейзажи, гараж – гаражи, экипаж – экипажи, чертеж – чертежи.
«Доскажи словечко»
(словесная игра)
Жу-жу-жу, я на ветке сижу.
Я на ветке сижу, букву Ж всегда твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом. (жук)
Слышит мишка краем уха, как жужжит над ухом муха,
Мишка муху лапой хвать! Мухи слыхом не слыхать!
Но понять не может мишка, отчего под ухом …шишка
Не галстук он, не воротник, а шею обнимать привык, но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода. (шарф)
Вяжет мама длинный шарф, потому что сын - … жираф
Если мы растем на ели – мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек никому не нужно… шишек
Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный. бродит по болотам грязным.
Ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек. (журавль)
Черен, да не ворон, рогат, да не бык, с крыльями, да не птица. (жук)
В синем небе голосок, будто крохотный звонок. (жаворонок)
В золотой клубочек спрятался дубочек. (желудь)
На квадратиках доски короли свели полки.
Нет для боя у полков ни патронов, ни штыков. (шахматы)
Твой хвостик я в руках держал, ты полетел – я побежал. (шарик)
6. Написание в тетрадях букв Ш, Ж.
7. Игра «На что похожа буква». Логопед показывает как выглядит буквы, проговаривая стихотворения.
Шура сено ворошил, вилы в сене позабыл.
Эта буква широка, и похожа на жука.
И при этом точно жук издает жужжащий звук:
-Ж-ж-ж-ж-ж!
Посмотри-ка, буква Ж на жука похожа
Потому что нее шесть жучиных ножек.
Стала снежинка букво Ж, солнце ее не растопит уже.
Посмотри на букву Ш – буква очень хороша,
Потому что из нее можно сделать Е и Ё.
8. В тетрадях написаны слова, в которых присутствуют звуки [ш], [ж]. Дети дают звуковой анализ слов.
9. Деление слов на слоги, выделение ударного слога.
ЯБЛОКО ЯБ-ЛО-КО ЯБ-ЛО-КО __ __ __
БЛОНЯ ЯБ-ЛО-НЯ ЯБ-ЛО-НЯ __ __ __
МАЛИНА МА-ЛИ-НА МА-ЛИ-НА __ __ __
БЕРЕЗА БЕ-РЕ-ЗА БЕ-РЕ-ЗА __ __ __
10. Логопед раздает детям индивидуальные карточки с опорными словами, дети составляют предложение, самостоятельно печатают его в тетради, составляют схему предложения.
11. Вычленение предложений из микрорассказов.
Лодочка
Наступила весна. Потекла вода. дети сделали из бумаги лодочку. Они пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, и дети бежали за лодочкой.
Очки
Дедушка надел очки. Он стал читать книжку. Внучек подошел к дедушке и сказал: «Дедушка, дай мне очки Я очень хочу читать книги».