Екатерина Бондаренко
«Речевые звуки». Конспект подгруппового логопедического занятия для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: актуализация опорных понятий «Звук», «Речевые звуки», «Неречевые звуки».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- вспомнить понятие «звук»;
- вспомнить понятие «неречевые звуки»;
- дифференцировать речевые и неречевые звуки;
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое внимание, восприятие, память;
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать дыхание;
- развивать чувство ритма;
- развивать фонематические процессы;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение слушать и слышать логопеда, других детей;
- воспитывать навык сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Оборудование: волшебный мешочек, аудиозаписи неречевых звуков (колокольчик, погремушка, свисток, ключи, шелест бумаги, стук молоточка, картинка-схема «Звук и буква», игрушка-говорушка бегемотик, картинки: осёл, кот, утка, мышь, лягушка, тетрадь, цветные карандаши.
Ход:
1. Организационный момент:
Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в царство звуков и будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.
2. Основная часть:
2.1. Развитие слухового восприятия. Игра «Волшебный мешочек»
Логопед: В волшебном мешочке спрятались разные звуки. Попробуйте отгадать, но только по звуку. Нам в этом помогут наши внимательные ушки.
Дети закрывают глаза. Звучат следующие предметы: колокольчик, погремушка, свисток, ключи, шелест бумаги, стук молоточка.
Логопед: Молодцы! Как вы угадали, что за предметы лежат в мешочке? (По звуку).
Что помогло нам слушать звуки? (Уши).
Звуки издают животные, птицы, природа, транспорт… И мы можем издавать звуки, например, хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами. Все это - неречевые звуки, звуки окружающего нас мира.
Логопед: А теперь послушайте, как я произнесу звуки (а, о, у, и).
Как вы думаете, звуки, которые издают предметы, и звуки, которые я произнесла одинаковые или разные? (Разные)
Звуки, которые произносит человек, называются звуками речи или речевые звуки.
(выставляется картинка-схема к стихотворению)
Мы не можем звук увидеть
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
С помощью чего мы произносим звуки? Человек произносит различные звуки с помощью органов речи, а именно языка, губ.
(Показать на Бегемотике и на себе органы артикуляции и назвать)
2.2. Артикуляционная гимнастика (упражнения на усмотрение логопеда)
Логопед: Чтобы мы проговаривали все речевые звуки четко и правильно, необходимо выполнять специальную гимнастику. Бегемотик Гоша, придумал интересные упражнения для ваших язычков.
«Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Блинчик», «Месим тесто», «Чистим зубки», «Часики», «Иголочка», «Качели», «Вкусное варенье».
2.3. Произношение отдельных звуков. Развитие просодики
Однажды на лесной полянке собрались: Ослик, кот Мурлыка, уточка, мышка, лягушка (Выставляются картинки животных)
Решили спеть песню. А петь они совсем не умеют. Научим зверей произносить речевые звуки?
Ослика научим петь звук О-О-О.
Уточку: У-У-У.
Лягушку: И-И-И.
Кота Мурлыку: А-А-А.
Логопед: Давайте споем вместе с ними! Вот каким разным звукам мы научили зверей.
Звуки речи звучат по-разному:
Б-Б-Б, Д-Д-Д (громко)
П-П-П, Т-Т-Т (тихо)
Ж-Ж-Ж, Ж-Ж-Ж (с голосом)
(Дети произносят звуки)
3. Заключительная часть:
Логопед:
- Чем мы сегодня занимались?
- Что мы слушали?
- Чем мы слушали?
- Чем произносили звуки? Давайте еще раз вспомним, как называются звуки природы, звуки окружающего нас мира, звуки, которые могут издавать разные предметы? А как называются звуки, которые произносит человек?
- А что мы раскрашивали?