Папки-передвижки

Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [Ш-Ж]

Сабина Мугумаева
Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [Ш-Ж]
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Дифференциация звука [Ш-Ж].

Цель: Упражнять детей в различении на слух знакомого звука, в дифференциации звуков [Ш-Ж].

Задачи: Образовательные: закреплять правильное произношение звуков [Ш], [Ж]; учить дифференцировать их по звонкости-глухости на уровне слогов, слов; закреплять умение определять первый звук в слове; закреплять навык чтения и письма отдельных слов;

Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [Ш-Ж]» размещена в разделах

Развивающие: развивать мышление, внимание, память воображение, развивать мелкую моторику; тренировать способность удерживать и выполнять двухуровневые инструкции; развивать фонематическое восприятие и связную речь;

Воспитательные: воспитывать доброжелательность, инициативность, фактор взаимопомощи, взаимовыручки, желание помогать.

Оборудование: предметные картинки, игрушки главных героев, конверт.

Ход занятия:

Этапы Деятельность логопеда Деятельность детей

1. Орг. момент - Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

- О чем это стихотворение?

- Этому мы учимся на наших занятиях.

-О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.

2. Артикуляционная гимнастика - А теперь поиграем с язычком.

Упражнение для языка «Лопатка»

Упражнение для языка «Качели»

Упражнение для языка «Лошадка»

Упражнение для языка «Грибок»

Упражнение для языка «Чашка»

Упражнение для языка «Прятки»

Выполняется комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков.

Расслабленный

широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

Верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка.

Рот широко раскрыт.

Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы. Упражнение повторить 15—20 раз.

Присасывать кончик

языка к нёбу. Темп пощелкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Упражнение способствует растяжению укороченной подъязычной связки. Упражнение выполнить 10—15 раз.

Широко раскрыть

полость рта. Присосать поверхность языка к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Упражнение выполнить 5—6 раз.

Рот широко раскрыт.

Широкий кончик языка поднять вверх. Потянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боко-вые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до10.

Рот широко раскрыт.

Зубы разомкнуты. Кончик языка упирается за нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка опускается вниз, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Упражнение выполнить до 10 раз.

3. Объявление темы занятия - К нам сегодня в гости пришли Нюша и Ёжик.

- Нюше и Ёжику пришли письма от их друга Звуковичка.

- Звуковичок пишет, что у него пропало два звука, и он просит Смешариков помочь ему их найти. Давайте вместе с Нюшей и Ёжиком поможем Звуковичку? Тогда отправляемся в добрый путь!

4. Проговаривание изолированных звуков - Прежде всего, Нюше и Ёжику нужно узнать, какие же звуки потерялись?

- Нам стало известно, что один из этих звуков живёт в начале слов : шапка, шуба, шоколад. Какой же это звук? Произнесите его: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

- Действительно, этот звук один из любимых звуков Нюши, потому что в её имени есть звук [Ш]. Поэтому Нюша решила, что будет искать именно этот звук.

- Второй же звук живёт в начале слов : жук, жёлудь, жилет. Какой это звук?

- Этот звук - один из любимых звуков Ёжика, потому что в его имени есть звук [Ж]. Поэтому Ёжик будет искать именно его. Произнесите его: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж.

- Звук [Ш].

- Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.

- Звук [Ж].

- Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж.

5. Анализ артикуляции звука - Решили Нюша и Ёжик вспомнить, как эти звуки произносятся, начали их звать. Нюша позвала: «Ш-ш-ш». Губки её округлились в форме окошка, язычок поднялся вверх в форме чашечки.

«Я поняла», - сказала Нюша, -

«Это согласный твёрдый звук! Он обозначается синим цветом».

Ёжик тоже начал звать свой любимый звук : «Ж-ж-ж». Губки его тоже округлились, а язычок стал похож на чашечку. «И я понял!» - воскликнул Ёжик, - «Мой звук тоже согласный, и тоже твёрдый! Он, как и твой, обозначатся синим цветом!»

- «Ой, а ведь эти звуки так похожи! Как же мы их отличим?» - сказала Нюша.

- Ребята, давайте подскажем Смешарикам, как отличить эти звуки. Произнесем звук [Ш] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ш]? Звук [Ш] звонкий или глухой?

- Давайте вместе произнесем звук [Ж] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ж]? Звук [Ж] звонкий или глухой?

- Правильно! Теперь Ёжик знает, что звук [Ж] - звонкий, поэтому он взял с собой колокольчик. А Нюша взяла наушники, потому что звук [Ш] – глухой.

- Горлышко не дрожит, звук [Ш] - глухой.

- Горлышко дрожит, звук [Ж] - звонкий.

6. Характеристика звуков - Приготовьте пальчики на правой руке. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке [Ш] :

Звук (Ш) - согласный или гласный?

• Какая преграда у звука [Ш]?

• Звонкий или глухой?

• Твёрдый или мягкий?

• Каким цветом обозначаем?

- Приготовьте пальчики на левой руке. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке [Ж] :

Звук [Ж] - согласный или гласный?

• Какая преграда у звука [Ж]?

• Звонкий или глухой?

• Твёрдый или мягкий?

• Каким цветом обозначаем?

- Найдите на доске символы звуков [Ш и Ж].

Согласный;

Зубки, язык;

Глухой;

Твёрдый;

Синим.

Согласный;

Зубки, язык, горлышко;

Звонкий;

Твёрдый;

Синим.

Дети показывают цветовое обозначение звука [Ш].

7. Связь звуков и букв Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

- Вот домики, где живут наши звуки [Ш-Ж].

- Сегодня мы изучаем звук [Ш], который обозначается буквами Ш, ш и звук [Ж], который обозначается буквами Ж, ж.

- Посмотрите, как эти буквы изобразил веселый художник.

8. Развитие фонематического слуха - Ребята, перед вами лежат две карточки. На первой карточке нарисован колокольчик, а на второй наушники.

- Давайте поиграем в такую игру: Нюша и Ёжик называют слоги, и если в слоге вы услышите звук [Ш], то поднимите карточку с колокольчиком. Если же услышите звук [Ж], то поднимите карточку с наушниками.

Включается запись слогов, или логопед произносит сам : ша, жа, шо, жё, жи, ши, аш, жна, шка, каш, жла, што, ашка, ажд.

Дети поднимают соответствующие карточки.

9. Дифференциа-ция звуков в слогах

- Ребята, а давайте сейчас с нашими гостями споём слоговые песенки,при этом чётко произнося звуки [Ш-Ж]. Готовы?

Ша-жа, ши-жи, ше-же, шо-жо, шу-жу.

Ша-жа-ша, ши-жи-ши, ше-же-ше, шо-жо-шо, шу-жу-шу.

Жа-ша-жа, жи-ши-жи, же-ше-же, жо-шо-жо, жу-шу-жу.

Дети пропевают с логопедом слоговые песенки.

10. Дифференциа-ция звуков в словах - Нюша и Ёжик решили подарить своему другу Крошу много подарков, они перепутались. Давайте разберём, что подарила Нюша, и что Ёжик.

Нюша: шар, шарф, шапка, карандаши.

Ё жик: журнал, жилет, лыжи, флажок.

11. Физминутка - Присядьте на корточки и представьте, что вы маленькие растения. К кому я подойду и «полью из лейки» начинает подниматься, расти, тянуться к солнышку.

12. Дифференциа-ция звуков в предложениях - Нюша и Ёжик приготовили для вас, ребята необычное задание. Вам надо безошибочно проговорить предложения с их любимыми звуками. Приступаем?

Женя – хороший лыжник. Маша режет картошку ножом. У Жениного брата плюшевый медвежонок. Большой жук жужжит над ромашкой.

Дети произносят предложения.

13. Дифференциа-ция звуков в тексте. - Ребята, я хочу сегодня вас и наших гостей познакомить со сказкой К. Д. Ушинского «Умей обождать»(чтение сказки).

Вопросы к детям:

- Как кричал петушок наклевавшись

зелехонькой смородины?

- Что говорила курочка петушку?

- Что еще натворил Петушок?

- Чем закончилась сказка?

Назовите мне слова, где есть:

Звук [ш] Петушок, простынешь, прошло, не послушался, утонешь, не ешь

Звук [ж] Побежала, обожди, жили, приложила, пролежал

Индивидуальные и хоровые ответы детей.

- не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет

14. Домашнее задание Выучить потешку, учиться различать звуки [Ш-Ж].

Кошка мышку не поймала,

Мышка в норку убежала

И от страха там дрожит.

Кошка мышку сторожит.

15. Итог занятия - Какие звуки вы сегодня произносили чаще всего?

- В какую игру хотели бы поиграть ещё раз?

- Что было трудным для вас?

- Кто у нас были в гостях?

Дети отвечают на вопросы.

16. Оценка работы детей - Вот и подошли к концу наши приключения. Ёжик и Нюша помогли своему другу Звуковичку найти потерявшиеся звуки! Звуковичок сердечно благодарит своих друзей, а Ёжик и Нюша от всей души благодарят вас, ребята, потому что вы им сегодня очень помогли, без вас бы они не справились!

Детям дарят сладкие призы

Публикации по теме:

Конспект подгруппового логопедического занятия «Поможем почтальону. Дифференциация звуков [р]-[р’], [л]-[л’]» «Поможем почтальону» Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: «Поможем почтальону» Цель: учить дифференцировать звуки Р,Рь –.

Конспект занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш] Цели и задачи: 1. Формировать умения различать звуки [с], [ш], давать характеристику этим звукам. 2. Четко и правильно произносить звуки.

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш] «Путешествие за шишками» Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш] «Путешествие за шишками» Тема: Звуки С-Ш. Цель: Дифференциация звуков.

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [З] — [С] для детей 6–7 лет Учитель –логопед Галиева Диляфруз Фатиховна Конспект логопедических занятий по дифференциации звуков [З - С] для 6-7 лет. Тема: Дифференциация.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы «Дифференциация звуков [л]-[р]» Познавательные задачи: 1. Обогащение представлений детей по теме «Космос». 2. Формирование навыка работы по алгоритму Коррекционно-развивающие.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[с’]» Конспект разработан для занятия с детьми с ОНР 2,3 вида старшей/подготовительной группы. Дифференциация звуков [с]-[с']Цель: закрепление.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Профессии» Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: «Профессии» Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: - расширение представлений.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р] и [Л] в словах и предложениях» Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков Р и Л в словах и предложениях". Цель: автоматизировать и.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Звук [ш]» Цель занятия: Развивать фонематическое восприятие детей путём автоматизации звука [ш ] в слогах, словах, предложениях. Задачи: 1. Закрепление.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р], [Л]» по теме «Дикие животные» Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Р*]-[Л]-[Л*] «по теме «Дикие животные» Цель: Учить дифференцировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [Ш-Ж]
Опубликовано: 13 ноября 2019 в 19:34
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [Ш-Ж]» (включая файлы) размещена пользователем Сабина Мугумаева (УИ 1672156) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД