Эльмира Златина
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы на тему «Масленица. Традиции русского народа»
▼ Скачать +Заказ
Конспект подгруппового логопедического занятия для подготовительной группы на тему «Масленица. Традиции русского народа»
Цель: Знакомство детей с обычаями и традициями русского народа.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- Введение в историю возникновения и традиции празднования Масленицы.
- Расширение знаний детей о народных традициях.
- Помощь детям разговаривать полными предложениями.
Публикация «Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы на тему „Масленица, Традиции русского народа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
- Расширение активного и пассивного словаря.
2. Коррекционно-развивающие:
- Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти.
- Развитие способности выражать свои эмоции.
- Развитие межполушарных связей через нейроигру.
- Развитие познавательного интереса к традициям русского народа.
3. Коррекционно-воспитательные:
-Воспитание волевых качеств личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность).
- Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
- Воспитание умеренного темпа речи и координации речи с движением.
- Воспитание чувства патриотизма.
Оборудование: Ноутбук, презентация.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- С добрым утром! Начнем наш день!
- Первым делом гоним лень!
- На занятии не зевать,
- Красиво, четко отвечать!
- Ребята, давайте мы сейчас поздороваемся друг с другом. Будем передавать мячик по кругу и каждый, кому передаем, говорим “Здравствуй” и называем его имя.
- Поздоровались, молодцы! А теперь повторим правила поведения на занятии.
(Дети хором повторяют правила поведения на занятии) :
- Внимательно слушай!
- Другим не мешай!
- Когда тебя спросят,
- Тогда отвечай!
II. Основная часть:
1. Объявление темы занятия :
- Ребята, посмотрите на картинки и расскажите, что вы видите на них? (Слайды № 1, № 2, №3, №4)
- На этих картинках люди веселятся, потому что отмечают праздник, который называется Масленица.
Наш язычок тоже хочет узнать про Масленицу побольше, давайте ему расскажем.
3. Артикуляционная гимнастика «Язычок на Масленице»
«Язычок печет блины» (Упражнение «Печем блинчики», произносим пя-пя-пя, шлепаем губами по высунутому широкому языку на нижней губе.)
«Ах, блиночки хороши!» (Показываем большой палец правой руки)
«На тарелку их кладу,
Блин подую, остужу.» (Дуем на кончик языка на нижней губе)
«Буду блин вареньем мазать» (Упражнение «Маляр», широким языком гладим небо)
«Губки сладко оближу.» (Упражнение «Вкусное варенье», облизываем по кругу губы)
«В чашку я чайку налью.» (Упражнение «Чашечка», широкий язык высунут)
«И друзей скорей зову.» (Машем рукой, зовем друзей)
«Раз – блинок, другой – блинок» (Упражнение «Мячик», язык изнутри рта упирается в одну, потом в другую щеку.)
«Мы за щечкой пожуем.» (Сильно, попеременно надуваем щеки)
«Гости блинчиков наелись
И давай плясать, скакать» (Упражнение «Лошадка», щелкаем языком)
«Весну – Масленицу встречать!» (Глубокий поклон)
2. Вводная беседа:
Внимательно послушайте рассказ про «Масленицу».
Масленица – один из самых любимых праздников народа. Его празднуют в конце февраля, начале марта. Масленица – это проводы зимы. Люди забывают о холодах, зимних морозах, тоске и печали, и веселятся от души.
Люди ходят друг к другу в гости и сами приглашают гостей к себе, потому что чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году.
Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю масленичную неделю обычно едят блины, потому что блины похожи на солнышко – круглые, золотистые и горячие. Люди считали своим долгом помочь солнцу прогнать зиму и разбудить природу от зимнего сна.
3. Беседа по тексту «Подумай и ответь» :
- Почему праздник называется Масленица? (Потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины)
- Что готовят хозяйки? (Хозяйки пекут вкусные блины)
- Почему пекут именно блины, а не булочки или пирожки? (Потому что блины похожи на солнышко – круглые, золотистые и горячие)
- Как по-другому называли праздник Масленицу? (Проводы зимы)
- Что делают люди на Масленицу? (Ходят друг к другу в гости, веселятся и едят блины)
И мы тоже немного повеселимся и поиграем. Под музыку будем выполнять упражнения.
4. Нейрогимнастика «Масленица» под музыку «Я пеку, пеку».
Развитие слуховой памяти и грамматического строя речи:
- Масленицу отмечают целую неделю, и каждый день этой недели имеет свое название. Начинается Масленица в понедельник, который называется «Встреча». В этот день начинали печь блины.
Праздник открывали дети, они зазывали и приветствовали Масленицу с помощью заклички : «Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться». Давайте вместе повторим эту закличку.
После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»
- Второй день недели – вторник, называется «Заигрыши».
С утра молодые люди катались на санках и ели блины. Звали родственников и друзей: «У нас горы готовы и блины испечены – просим жаловать». Давайте повторим эти слова вместе.
- Среда – «Лакомки». В этот день зять (муж дочери или сестры) приходил к теще (мать жены) и приносил ей подарки. Она угощала его блинами и давала такие же подарки взамен. Давайте повторим эти слова вместе.
- Четверг назывался разгуляем. Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни). Слайд №7
- Пятница — тещины вечерки. В этот день зятья приглашали своих тещ к себе на блины. Слайд №8
- Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки (Жена брата или сына) приглашали в гости к себе золовок (Сестра мужа). Слайд №9
- Последний день Масленицы — Прощеное Воскресенье. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы. Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат: «Бог простит». Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права. Слайд №10,№11
6. Развитие связной речи «Припомни и ответь»
- Ребята, давайте вспомним, как долго отмечают масленицу? (Масленицу отмечают целую неделю. 7-мь дней)
- Что делают в 1-й день, который называется «Встреча»? (Пекут блины, катаются с горки на санках)
- Как называется последний день масленичной недели? (Последний день называется Прощеное воскресенье)
- Что делают в Прощеное воскресенье? (Провожают Масленицу, сжигают соломенное чучело, просят друг у друга прощение)
III. Итог занятия :
- Скажите, что из нашего занятия вам запомнилось больше всего?
- А что было самым сложным?
(Ритуал)
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем,
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!