Ирина Матвеева
Конспект по экспериментированию в старшей группе «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание. Познакомить со свойствами воздуха (невидимое, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, легкий) и с его значением для всего живого.
Оборудование:Пластмассовые стаканчики (70 и 200 мл, трубочки, вода, бумага, камешки, чеснок, корка апельсина, палитра, гуашь, полиэтиленовые пакеты.
Ход занятия.
В. Отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух.)
Публикация «Конспект по экспериментированию в старшей группе „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Правильно. Сегодня мы поговорим о воздухе. Я предлагаю вам стать ученым и заняться исследованием воздуха. Вы знаете, кто такие ученые – исследователи. (Ответы детей). Ученые это серьезные люди, ответственные, занимаются научной деятельность, исследованием различных областей наук, проводят научные открытия. Ученый – это человек, который всегда что то узнает. Давайте и мы начнем заниматься исследованием воздуха.
Дети садятся за стол.
В. Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке, значит, он не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить, значит, он не жидкость. Можно сделать вывод: Воздух – не твердое тело и не жидкость, воздух – это газ. Он находится вокруг нас.
Опыт 1. (воздух невидим) (с полиэтиленовым пакетом). Давайте попробуем поймать воздух в наш пакет и посмотрите что в нем? (Пусто). А теперь раскройте, подуйте и закрутите пакет. Что произошло с пакетом? Он изменил форму и полон воздуха. Скажите, вы видите воздух в пакете? (Нет). Значит воздух (невидимый, бесцветный). А теперь раскрутите пакеты и выпустите воздух. Что изменилось? Пакет снова стал пустым. Значит вывод: Воздух невидим, он везде окружает нас.
В. Скажите, а у воздуха есть запах? (нет, запаха у воздуха нет). Вы верно сказали: воздух действительно не имеет запаха. Давайте проверим.
Опыт 2. Возьмите корку апельсина, помните ее. Что вы чувствуете? (пахнет апельсином). Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издает такой аромат? (Это запах идет от корки).
Воспитатель отходит от детей подальше и давит дольку чеснока.
В. Вы чувствуете запах? Чем пахнет? (пахнет чесноком). Как вы поняли, что пахнет чесноком? (запах дошел до нас). Значит, запах передается по воздуху. Скажите еще раз: воздух имеет запах? (нет). Как же мы чувствуем запахи? (они передаются воздухом, и мы их чувствуем).
В. Как вы думаете: есть ли воздух внутри нас? (ответ детей.)
Опыт 3. Давайте проверим. Возьмите трубочку и подуйте, опустив ее в стаканчик с водой. Что же происходит. (Появились пузырьки). Откуда они взялись? (мы выдыхаем воздух, и он выходит пузырьками). Значит, внутри нас тоже есть воздух? (да).
Проводится физкультминутка «Ветерок».
Дует ветер с высоты,
Гнуться травы и цветы (руки вверх, наклоны).
Вправо-влево, влево-вправо
Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны).
А теперь давайте вместе все попрыгаем на месте (прыжки на обеих ногах).
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг (ходьба на месте).
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора (садятся за столы).
(Малоподвижная игра «Земля, вода, воздух»). Водящий бросает мяч кому-нибудь из игроков произнося одно из трех слов, тот что поймал мяч должен в ответ быстро назвать любое животное, которое живет «на земле», птицу «на небе», рыбу на слова «вода».
В. Возьмите маленькие стаканчики. В них что ни будь есть? (ничего нет, они пустые).
Опыт 4. Переверните стаканчики вверх дном и опустите их в большие стаканы с водой. Вода попадает в маленькие стаканчики? (нет). Почему? Что мешает воде? Что ее не пускает? (если дети затрудняются сответом, воспитатель помогает). В маленьком стаканчике находится воздух, который не дает воде занять место. Значит, воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.
В. А теперь проверим вес воздуха.
Опыт5. Проведем опыт. Бросьте аккуратно камушек в воду. Что произошло? (камешек утонул). Почему он утонул? (потому что он тяжелый). Что тяжелее, вода или камень? (камень тяжелее воды). Почему вы так считаете? (потому что камень утонул в воде). Скажите, а что тяжелее, вода или воздух? (вода тяжелее). Как это проверить? (дети предлагаютсвои варианты). Давайте попробуем пустой стакан опустить в стакан с водой. Что происходит? (он не тонет). Почему? (потому что воздух легче воды). А сейчас подуйте в трубочку, опущенную в воду. Что происходит? (выходят пузырьки). Почему они не тонут? (потому что пузырьки – это воздух, а воздух легче воды). Итог нашего опыта – воздух легкий.
В. Скажите, человек может существовать без воздуха? Почему? (человеку нужно дышать). Давайте проверим.
Опыт 6. Наберите побольше воздуха и попробуйте не дышать, хотя бы недолго. (Дети пробуют не дышать).
В. Тяжело вам? Лучше дышать, без воздуха жить невозможно.
Скажите, кто не может жить без воздуха? (люди, животные, растения). Правильно! Молодцы!
А еще ребята, с помощью воздуха можно рисовать. Хотите попробовать (на столе палитры с разведенной краской)
Возьмите каплю, гуаши и поместите на лист бумаги, а теперь подуйте на нее в трубочку, создавая любой образ. Это техника называется «Кляксография».
В. Ученые после проведения опытов всегда подводят итоги своих исследований. Давайте и мы подведё м итоги нашего исследования: Что мы узнали о воздухе?
1. Воздух бесцветный, прозрачный и невидимый.
2. воздух не имеет своего запаха - только передает чужие запахи.
3. Воздух легкий.
4. Воздух заполняет все пространство.
5. Он необходим для жизни людям, животным и растениям.