Наталия Жаркова
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Юные эколята»
Задачи:
- закреплять знания об особенностях и взаимосвязях жизни растительного и животного мира в экосистеме (лес, пруд, луг);
- развивать логическое мышление, умение строить умозаключения;
- воспитывать бережное отношение к природе и всему живому, умение слушать ответы товарищей и дополнять ответы.
Методы и приемы: создание проблемной ситуации, загадки, художественное слово, сюрпризный момент, вопросы, объяснения, наглядный и иллюстративный материал, аудиозапись, схематические изображения.
Предварительное взаимодействие с детьми:
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию „Юные эколята“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята - защитники природы. Конспекты занятий
- Темочки
-цикл ОД: «Растения луга», «Пруд и его обитатели», «Птицы нашего края»,
«Зима в лесу»;
-дидактические игры «Лото – дикие животные», «Зоологическое лото», «В воде, в воздухе, на земле»; беседа «Красная Книга Нижегородской области»;
-цикл занятий по ИЗО : рисование «Цветущий луг», «Совушка-сова», «Ворона в полете», «Кувшинка», «Любимое животное»;
- чтение: «Лесные малыши» Ю. Дмитриев, «Лечебница под сосной» В. Песков, «Золотой луг» М. Пришвин, «Экологическая азбука для детей» О. М. Газина.
ХОД:
- Здравствуйте, юные любители природы. Я рада вас приветствовать. Сегодня мы узнаем много нового и интересного. Самым любознательным я предлагаю отгадать загадку: «На поляне возле елок дом построен из иголок. За травой не виден он, а жильцов в нем миллион». У кого готов ответ?
Предположительные ответы детей:муравейник.
- Что вы знаете о жителях муравейника? Расскажите мне про муравьев.
- В муравейнике живут муравьи. Она приносят большую пользу, поедая вредных насекомых (тлю, гусениц). Муравейник нельзя разорять.
- Правильно, ребята, в одном из таких муравейников живет наш друг Муравьишка-Вопросик. Посмотрите, он прислал нам посылку (показываю). Интересно, что бы это могло быть? Да это же игра-путешествие «Юные экологи»! а к этой игре он приготовил вопросы, на которые не может ответить сам. Поможем ответить Муравьишке?
- Да, поможем
1 ход - «Загадки» :
1) С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он
Шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. (белка)
2) Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (заяц)
2) За деревьями, кустами
промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало.
Нет ни дыма, ни пожара. (лиса)
4) Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга. (лось)
5) Стоял на крепкой ножке,
теперь лежит в лукошке. (гриб)
6) В белом сарафане встала на поляне.
Летели синицы, сели на косицы. (береза)
7) Волосата, зелена,
в листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
бегать все равно не может. (гусеница)
8) Я, друзья, подземный житель
Землекоп я и строитель,
Землю рою, рою, рою,
Коридоры всюду строю,
А потом построю дом
И живу спокойно в нём. (крот)
9) Зелёная пружинка
Живет в траве густой.
С травинки на травинку
Он скачет день- деньской. (кузнечик)
10) В полосатом платьице
На лугу летает.
Мохнатыми лапками
Пыльцу собирает. (пчела)
11) Маленькая модница
Села на ладошки.
Красненькое платьице
С черными горошками. (божья коровка)
- На все загадки вы ответили правильно. Где мы можем встретить перечисленных животных и птиц?
- Этих животных и растения мы можем увидеть в лесу. Лес — это огромный дом, в котором живут животные, насекомые, рыбы и птицы.
2 Ход - Расскажите правила поведения в лесу
• Никогда не рви в лесу цветов, а просто ими любуйся.
• Никогда не разводи в лесу костров, он может стать причиной пожара, а место под костром не зарастает 5 – 7 лет!
• Не оставляй мусор на природе, а забирай его с собой
• Не кричи в лесу и не включай громко музыку, чтобы не пугать зверей и птиц. Звери и птицы боятся громких звуков и крика.
• Не ломай ветки деревьев и кустарников. Не разрушай птичьи гнёзда.
• Не лови бабочек, кузнечиков и жучков.
• Не разоряй муравейник, не ломай домик великих тружеников. В нем есть всё, что нужно для жизни многочисленной муравьиной семьи: спальни, чуланчики, детские, коридоры.
• Не сбивай в лесу мухоморы и не срывай несъедобные грибы, такими грибами питаются звери и птицы. Это для них еда.
• Не режь кору на деревьях. Дереву будет больно. Кора защищает дерево от вредных насекомых, а также резких перепадов температуры.
• Береги водоемы от загрязнений.
3 ход – Игра «Да - нет»
1) Роза- украшение пруда (Нет);
2) Летом рыба быстро растет? (Да);
3) Цапли питаются ягодой (Нет)
4) Раки выходят на охоту ночью? (Да);
5) Рыба спит в берлоге (Нет)
6) Ужи не умеют плавать (Нет)
7) В водорослях прячутся мелкие рыбешки (Да);
8) Лапки клопа-водомерки покрыты чешуйками, как тело рыбы? (Нет. - Правильно, какая экосистема была описана?
- Мы говорим о тех, кто живет в пруду. Эта экосистема – пруд.
4 ход – Игра «Светофорик» Дети садятся за столы. Перед ними светофорики красного, желтого, синего, зеленого цветов.
- Я буду называть обитателей леса, пруда, поля, луга, а вы поднимайте тот цвет, который соответствует тому, где живет этот представитель (медведь, лимонница, хомяк, сова, лось, щука, кувшинка, сосна, пшеница, незабудка, ландыш, утка, пчела). Молодцы, никто не ошибся, все были внимательны.
5 ход -
Игра «Хорошо – плохо».
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет) Почему?
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет) Почему?
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да) Почему?
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да) Почему?
Если разведу костер, а тушить не буду? (нет) Почему?
Если сильно насорю и убирать не буду? (нет) Почему?
Если мусор уберу, банку закапаю? (да) Почему?
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да) Почему?
6 ход – Мы продолжаем путь вместе.
- Цифра 6 говорит нам о том, что пора сделать привал и отдохнуть.
Физкультминутка:
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
7 ход - «Обведи по точкам».
Дети обводят представителей луга. (В. уровень – бабочка на цветке, с. уровень – пчела, н. уровень – двухточечная коровка)
- Где мы можем встретить этих насекомых?
- На лугу.
8 ход – Игра «Вопрос-ответ»
- Я буду задавать вопросы, а вы – отвечать.
1) Почему солнца больше на лугу и поле, чем в лесу?
- В лесу деревья закрывают (задерживают) солнечные лучи.
2) Какой зверь сушит себе на деревьях грибы?
- Это белка.
3) Почему на лугу много бабочек и пчел?
- Потому что бабочки собирают пыльцу, а пчелы нектар. На лугу много цветов.
4) Какие цветы растут на лугу?
- На лугу растут колокольчики, одуванчики, незабудки, клевер.
5) Какие 3 царства растений вы знаете?
- Это деревья, кусты и трава.
-Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились, и на все вопросы Муравьишки-Вопросика ответили. Вам было интересно?
Очень жаль, что игра закончилась, но мы еще не раз вернемся в лес и на пруд, поле, луг. Еще много интересного нам предстоит узнать в будущем. А после занятия мы напишем письмо Муравьишке-Вопросику и зарисуем ответы и обязательно поблагодарим его за интересную игру!