Фатимат Караева
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Посадка комнатных растений и уход за ними»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Посадка комнатных растений и уход за ними»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, речевая, опытно-экспериментальная, трудовая. Восприятие художественной литературы, фольклора.
Программное содержание:
1. Продолжать формировать представление детей о комнатных растениях и уходу за ними.
Темочки:
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посадка и выращивание растений
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
2. Знакомить детей со свойствами земли, почвы, умение самостоятельно проводить опыты, устанавливать причинно- следственные связи.
3. Развивать связную монологическую речь: умение составлять описательный рассказ о растениях и способах ухода за ними.
4. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения, совершенствовать умения посадки отростков растения, используя схему : «Алгоритм посадки комнатных растений», желание доводить начатое дело до конца.
5. Закреплять социально- нравственные правила и нормы: умение работать в группе, оказывать помощь в решении возникших проблем.
Материалы и оборудование: компьютер, экран, проектор, музыкальный центр,
слайды к занятию, фартуки, нарукавники, лопатки, цветочные горшки, лейки, черенки, стеки, перчатки, стаканчики (по количеству детей), контейнер с землей, дренаж, вода, салфетки, комнатные растения (герань, фиалка, сансевиерия, схемы- таблицы «Алгоритм посадки комнатных растений», «Уход за комнатными растениями».
Содержание организованной образовательной деятельности:
1. Организационно – мотивационный момент
- Дорогие ребята и уважаемые гости, я пригласила вас сегодня, чтобы познакомить вас с необычной и загадочной планетой. А чес она необычна, вы скажи те мне, когда просмотрите данный сюжет. Располагайтесь, пожалуйста, по удобнее, внимание на экран (просмотр сюжета м/ф «Загадочная планета»)
- Ребята, вам понравилась эта планета? (нет)
- Почему? (голая, нет животных, растений, людей)
- Верно. Ребята, как можно ее назвать одним словом? Нет жизни, значит она какая? (безжизненная)
- А как называется планета, где мы живем? (Земля)
2. Рассматривание на экране слайда с изображением планеты Земля (на экране появляется изображение планеты Земля)
- Ребята, назовите,пожалуйста, обитателей планеты Земля (люди, Животные, растения, насекомые и т. д.)
3. Чтение стихотворения:
«Наша планета – Земля
Очень щедра и богата
Горы, леса, поля,
Дом наш родимый, друзья!»
(чтение сопровождается просмотром слайдов на экране (планета м ее обитатели)
- Верно. Молодцы. Посмотрим, как богата наша планета. Какая великолепная природа нас окружает!
- Ребята, а что такое природа? Кто мне скажет? (Природа – это вселенная с существующим на ней живым и неживым миром)
- Ребята, расскажите, пожалуйста, а в нашей группе есть часть природы? Если есть, то что это и где она находится? (уголок природы)
Вопросы:
1. Как называются растения, которые растут в помещении? (комнатные)
2. Какие растения вы еще знаете? (луговые, садовые, лесные)
- Правильно, есть еще и горные растения – это растения, которые растут в горах.
3. Почему комнатные растения не растут на улице? (у них в клетках находится вода, на морозе она замерзает и цветок гибнет)
4. Можно ли выносить на улицу, если можно, то в какое время года? (летом)
4. Чтение письма (мотивация к оказанию помощи)
-Ребята, на электронный адрес детского сада пришло интересное и немного грустное письмо – обращение к нам, воспитанникам старшей группы. Пишут нам, такие же ребята из другого детского сада. Хотите узнать его содержание? Внимание на экран:
«Здравствуйте, ребята!
Хотим поделиться с вами нашей проблемой. Цветы в уголке природы раньше были красивыми, радовали нас своим внешним видом. Но сейчас они выглядят так: Посмотрите на эти фотографии, они стали какие-то непонятные: блеклые, вялые. Подскажите нам, пожалуйста, что с ними случилось?
Как спасти наши растения? Научите нас, как за ними ухаживать, можно ли их еще спасти? Дайте нм совет, пожалуйста.»
- Почему у нас плохо растут растения? Что нужно для того, чтобы растения хорошо росли? (свет, воздух, вода, тепло, уход, любовь)
- Почему листья у этого растения пожелтели? Что ему не хватало?
- Ребята, давайте подскажем, назовем причину. (растению недостаточно света, попадания солнечных лучей)
- Почему у герани листья стали сухими, сморщились?
- Ребята, активней, помогайте, раскройте причину, почему это произошло? (потому что его длительное время не поливали, вот листики и засохли)
- Подскажите ребятам я, как вы узнаете, что растение нужно поливать? (можно потрогать землю, если земля на ощупь сухая, светлая, то нужна влага)
- А какой водой желательно поливать комнатные растения? Поделитесь опытом. (из крана нежелательно, надо дать воде настояться)
- Молодцы, ребята, все вы знаете.
- Давайте подскажем детям, для чего люди выращивают комнатные растения у себя дома? Только для красоты? Или какая–то польза от них есть? (растения очищают воздух, выделяют кислород, которым мы дышим и т. д.)
- Верно, обогащают воздух, которым мы дышим, кислородом.
- Вы у меня,большие умнички, все знаете. Давайте расскажем детям о комнатных растениях, за которыми они плохо ухаживали, они стали такие запущенные, безжизненные. Я произведу видеосъемку и мы отправим ее детям по электронке. Они ждут нашего ответа.
5. Рассказ ребенка (описание комнатного растения – герань)
- Стелла, хочет рассказать вам об этом замечательном растении. (слайд на экране, цветок в горшке на столе)
- Что это за растение? Как оно называется? (герань)
- Стелла, как красиво описала герань, а кто хочет рассказать о том, какой требуется уход за растением? Смелей, пожалуйста. У нас есть схемы – подсказки, можно ими воспользоваться. Выберите ту схему, которая подходит для ухода за геранью.
6. Аналогично составляется рассказ о фиалке.
- Понравились вам рассказы ребят? Благодарим вас.
- Я хочу вам показать другое комнатное растение, а вы подумайте и скажите, как правильно за ним ухаживать и чем отличается уход за сансевиерией и теми комнатными растениями, о которых вам рассказали дети. Они требуют такого же ухода, как фиалка и герань? (растения, листья которых имеют бархатистую основу нельзя мыть, опрыскивать и протирать влажной салфеткой)
7. Опытно – экспериментальная деятельность.
А теперь я хочу пригласить вас в небольшую лабораторию. Мы с вами будем проводить опыты с землей, для того, чтобы посадить туда наши отростки.
Опыт № 1. «Есть ли в почве воздух?»
- А зачем в почве нужен воздух? Для чего мы ее рыхлим? (чтобы растению легче дышалось)
- Для того, чтобы узнать об этом берем ложечкой землю и высыпаем ее в стакан с водой. Если появятся пузырьки, значит там есть воздух, воздух легче воды, выходит пузырьками из нее (предлагаю детям выполнить задание)
- Появились пузырьки? (да)
- Значит какой можно сделать вывод? (в почве есть воздух).
Опыт № 2 «Есть ли в почве влага?»
- Второй опыт не менее интересный. Мы должны узнать, есть ли в почве влага. Для этого внимательно послушайте следующие задание: необходимо взять почву (землю) в ложечку и высыпать на салфетку, которая лежит перед вами. Положить сверху другую салфетку прижать ее. Посмотрите, пожалуйста, намокла наша верхняя салфетка или нет. Значит какой мы сделаем вывод? (в почве есть влага, которая необходима цветам для их роста).
- Пригодна ли эта почва для посадки отростков наших растений? Назовите, пожалуйста, отростки растений, которых мы будем сажать? (фиалка, герань).
9. Трудовая деятельность: посадка комнатных растений.
- Теперь подойдем за другой стол, и приступим к посадке отростков наших растений.
- Что нам понадобится для посадки? (горшок цветочный. совок, лопатка. камешки, грунт, фартук, лейка с водой)
- А если мы их просто оставим в стаканчике с водой, они вырастут?
- Что надо растениям, чтобы они выросли и зацвели? (почва, вода. свет)
- Ребята, обратите внимание, на некоторых черенках есть корешки, а на некоторых нет, как вы думаете, вырастут ли растения или нет? Вот и проведем с вами эксперимент, будет лт это растение расти или нет. Попробуем? А кто из вас может рассказать, как надо сажать растения? Может быть, вам поможет эта схема?
10. Рассматривание алгоритма посадки растения.
1. На дно горшка положить камешки (дренаж).
2. Насыпать землю, немного не досыпая до края.
3. Сделать углубление в середине горшка.
4. Полить землю водой.
5. Поставить черенок растения в горшок с землей, и придерживая его, досыпать землю в горшок.
6. Прижать поплотнее почву к стеблю растения, но так, чтобы не поломать.
Педагог предлагает кому-нибудь из желающих детей показать, как палочкой сделать по отметке углубление в горшке с землей.
- Какой цветок хотели бы вы посадить? Выбирайте черенок, берите все неоходимое для его посадки (предлагает 1-2 ребятам черенок какого растения они будут сажать, объяснить весь процесс посадки. План схемы – подсказки перед ними).
(Дети выполняют работу).
- Дети, посмотрите, пожалуйста, правильно ли вы выполнили работу? (можно оценить работу товарища).
- Ребята, хотите подарить горшки с растениями своим сверстникам из другого детского сада, чтобы они поместили у себя в уголке природы, воспользовались нашими советами, как за ними в дальнейшем ухаживать?
11. Рефлексия :
- Чем мы сегодня занимались?
- Что нового узнали?
- Как вы думаете, полезное дело мы с вами сделали? Почему?
- Что нужно делать, чтобы комнатные растения цвели и радовали нас?
- Хотите посадить луковицы этих растений на своем участке? Когда выйдем на прогулку, я раздам их всем желающим.