Мочалова Наталья
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы «Мы — друзья природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнение представлений детей об источниках возникновения мусора и познакомить с принципами сбора и утилизации бытовых отходов.
Задачи:
1. Формировать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду.
2. Формировать умение сортировать мусор при его сборе.
3. Содействовать развитию умения дифференцировать предметы по материалу, из которого они были изготовлены.
4. Развивать умение анализировать экологическую проблему.
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы „Мы — друзья природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
5. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Ожидаемые результаты: научить детей правильно сортировать мусор, вызвать желание делать контейнеры, коробки для мусора своими руками и организовать вместе с родителями правильную утилизацию мусора около своего дома; не выбрасывать мусор пригодный для вторичного использования.
Основные участники: дети подготовительной группы №11.
Методы: Практический, игровой, наглядный, словесный.
Приемы: Погружение в игровую ситуацию, пояснение, беседа, использование художественного слова, показ иллюстраций.
Средства: подвижные и дидактические игры, презентация.
Оборудование: Аудио запись голоса птиц, звуки леса, шум воды, мультимедийный проектор, экран; карточки с правилами поведения в природе мусорные контейнеры, различная упаковка (для д/игры «Сортируем мусор правильно», дидактическая игра «Как появляются отходы», заготовки для поделок (распечатанный на фотобумаге цветной смайлик - лицо Солнышка, колечко из картона, тонкая деревянная палочка, полоски из пакетов, бейджики.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская.
Форма работы: подгрупповая.
Используемые технологии:
Игровая. Пробуждение интереса к деятельности. Развитие коммуникативных навыков.
ТРИЗ учит детей искать и находить свое решение, находить выход из затруднительной ситуации, помочь другим взглянуть на проблему под иным углом зрения.
Сотрудничество. Реализует демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и ребёнка.
Предварительная работа: Чтение энциклопедии «Отчего и почему?», проведение беседы «Природа и человек», «Что такое экология и почему о ней нужно заботиться», рисование «Проулка с мамой в парке», поделка (стаканчик для карандашей) из втулки от бумажного полотенца «Веселый кролик», экскурсия – прогулка по территории детского сада «Соблюдаем чистоту», аппликация из конфетных фантиков «Золотая рыбка».
Ход мероприятия
Организационный момент.
Воспитатель : Ребята, я очень рада всех вас видеть. Давайте встанем в круг поприветствуем, друг друга, и познакомимся поближе.
В круг широкий вижу я встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём и здороваться пойдём!
Здравствуйте ребята! Меня зовут Наталья Ивановна! Я пришла к вам из другой группы нашего детского сада. Мне сказала, что в вашей группе очень хорошие и сообразительные дети. И мне так захотелось с вами поближе познакомиться и пообщаться. Будем знакомиться? Как вас зовут?
(Дети называют свои имена)
Ребята, я пришла не одна, а с гостями. Это мои ребята из 10 группы. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к ним и прикоснёмся ладошками к их ладошкам. У гостей ладошки теплые? Потому что они добрые, и поделились с нами своим теплом.
Основная часть.
Воспитатель : Ребята сегодня мне приснился необычный и странный сон. И мне хотелось бы вам его рассказать. Послушайте. (СЛАЙД № 2)
- Жил мальчик Петя, в маленьком городе под названием Солнышкин. Город был чистый и красивый. Петя любил ходить в лес и дышать свежим воздухом. Но вот однажды проснулся он вышел на улицу, и видит кругом мусор, и люди то уже тонут в мусоре. Напугался мальчик, решил спрятаться в лесу от такой ужаса, прибежал да не узнал своего леса, кругом был мусор: бумаги, стекла, банки. (СЛАЙД № 3)Пришёл к реке, смотрит вроде река чистая. Решил рыбы наловить. Закинул удочку, чувствует, что - то есть! Вытянул! А вытянул он консервную банку. Вздохнул, положил банку около себя. Опять закинул удочку. Во второй раз вытащил рваный башмак. Совсем грустно стало Пете. И закинул он удочку в последний раз. Вдруг чувствует, крючок кто - то в глубину тянет. Вытянул и глазам своим не поверил.
- Как вы думаете, кто ему на удочку попался?
(Рассуждения детей).
Смотрит, а - перед ним Золотая Рыбка! И человеческим голосом ему говорит: «Отпусти меня в речку добрый человек, а я твои желания исполню!».
- Хорошо, исполни, пожалуйста, одно мое единственное желание и я тебя отпущу.
- Ребята, как вы думаете, какое желание попросил исполнить мальчик Петя?
(Предположения детей).
- Сделай так Золотая Рыбка, чтобы не попадались в реке вместо рыбы консервные банки. И чтоб весь мусор исчез.
А Золотая Рыбка ему ответила: какой ты хитрый! Вы сами мусор разбрасываете, а я убирай?. Защити себя сам от мусора. Хвостиком махнула и выскользнула из рук Пети.
Воспитатель : Странный сон, да? Ребята, а вы тоже раскидываете мусор везде? Как вы думаете, что стал делать Петя?
Ответы детей.
Воспитатель : А вы умеете собирать мусор? Давайте проверим.
Физминутка. «Мы по улице идем» (дети вместе с воспитателем имитируют движения) :
Мы по городу идем, всё мы дружно приберём,
Мы стекляшки и бумажки собираем и кладем.
Раз в ведро, а два — в корзинку, наклоняем дружно спинку.
Если дружно потрудиться, все вокруг преобразится!
Воспитатель : Молодцы хорошо потрудились. Ребята, сегодня пока я к вам шла, споткнулась об этот пакет с какими — то предметами. Давайте рассмотрим их. (Высыпаю на пол из пакета) - Что это?
Ответы детей.
Воспитатель : Совершенно верно, это мусор. Неужели мой сон начал сбываться? Откуда же взялся этот мусор?
А какой бывает мусор? Отгадайте загадки.
Из меня предметов масса,
А зовусь я …. (Пластмасса)
На окошечках простое,
А в бутылочках цветное,
Не бежит не льется,
А ударишь - разобьется. (Стекло)
Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная. (бумага)
Маленькая, кругленькая
Очень энергичная.
От нее и свет горит
И все работает отлично.
Но как только вся энергия уйдет,
Людям вред она несет.
Отгадать скорей сумей – кА.
Что же это… (батарейка)
Ответы детей :
Воспитатель : Каждый человек нашей планеты за год выбрасывает приблизительно тонну мусора – полный кузов грузовика. (СЛАЙД № 4) На планете несколько миллиардов жителей. Представляете, сколько мусора скапливается на земле? Вероятно, скоро человечеству придётся спасать себя от мусора. Ведь всё это не исчезает бесследно, все это копится и загрязняет нашу планету. Что же нам делать?
Ответы детей.
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, как из даров природы получаются отходы. Давайте попробуем выстроить последовательность. Разделимся на команды. Посмотрите на свои бейджики и найдите себе пару по цвету.
Дидактическая игра «Как получаются отходы»
Дети должны расположить их в определё нной последовательности: что было раньше, а что будет потом. Например: добыча нефти, производство пластика, товар в пластиковой бутылке, человек покупает воду в пластиковой бутылке, мятая бутылка.
1. дерево, спиленное дерево, производство бумаги, газета, смятая бумага в мусорном ведре;
2. лён, нитки, ткань, рубашка, тряпка;
3. зёрнышко, росток, яблоня, человек ест яблоко, огрызок от яблока;
4. добыча нефти, производство пластика, товар в пластиковой бутылке, человек покупает воду в пластиковой бутылке, мятая бутылка;
5. строительный материал в магазине, начало стройки, середина стройки, завершение стройки и строительные отходы в мусорном баке;
Ответы детей : (самостоятельная деятельность детей)
Воспитатель : Расскажите, пожалуйста, что у вас получилось.
Ответы детей :
Воспитатель : Ребята посмотрите, у нас получились разного вида отходы. (СЛАЙД № 5)
Знаете, как они называются?
Ответы детей :
Воспитатель : Промышленные отходы - это строительный мусор. Бытовые отходы - это мусор, который мы с вами каждый день оставляем. Это различные упаковки из - под продуктов, бутылки, пакеты, фантики, железные банки, пищевые отходы, бумага по-другому макулатура, стекло, старая одежда.
Во многих странах люди уже давно сортируют мусор по разным контейнерам, чтобы из всех бытовых отходов выделять полезные материалы, годные для переработки и повторного использования.
Перерабатываемые отходы часто составляют более половины всего мусора.
Сортировка отходов на раннем этапе – до того, как они отправятся на помойку – решает несколько задач:
- сокращает общее количество мусора на планете,
- снижает количество потребляемых природных ресурсов за счет повторного применения сырья,
- способствует улучшению экологической ситуации,
- уменьшает затраты на вторичную переработку.
Мусор выделяет ядовитые вещества, а это опасно для здоровья человека. Что же делать с мусором, которого так много?
Ответы детей :
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, для чистоты окружающей природы, как лучше поступить с мусором: вывозить на свалку, закапывать, сжигать или отправлять на мусороперерабатывающий завод? Почему?
Ответы детей : На завод, меньше загрязняется воздух и почва, а еще могут там сделать новый материал.
Воспитатель : Правильно. На специальных заводах бытовой мусор перерабатывается, из него создаются новые вещи, которые люди вновь используют, что позволяет сберечь природные богатства нашей планеты. Но, прежде чем выбросить мусор, его сортируют, в зависимости от материала, из которого он изготовлен. Это облегчает переработку на заводе.
(СЛАЙД № 6,7,8,9)
- Давайте наведём чистоту в нашем зале, соберём весь мусор.
Подвижная игра «Сортируем мусор правильно».
В первый контейнер складываем бумажный мусор, во второй – пластиковый, в третий – стекло. А в четвертый контейнер - очень опасные отходы это батарейки.
- Ребята посмотрите, бумажного и пластикового мусора очень много и в контейнер он весь не поместится, что будите делать?
Ответы детей :
Воспитатель : Молодцы. Прессовать, мять и рвать это правильная идея. Чтобы руки не поранить мусор собирают в перчатках. Давайте защитим свои руки и наденем специальные перчатки.
(дети надевают рабочие перчатки и под музыку собирают мусор)
Воспитатель : Посмотрите, как стало чисто и красиво! Ребята мы с вами уже сегодня говорили, что некоторые виды отходов используются вторично. То есть его перерабатывают и снова используют. Давайте посмотрим на экран. Что можно сделать с мусором, который мы рассортировали. (СЛАЙД № 11,12,13)
Воспитатель : Хотите мы с вами попробуем сделать что-нибудь из предметов, оказавшихся в мусорной корзине. Пройдем в творческую мастерскую «Мусорное рукоделие». И сделаем подарки для наших гостей.
(дети проходят в творческую мастерскую и изготавливают из мусорных пакетов солнышки)
Рефлексия.
Воспитатель : Вот и подошло наше занятие к концу. Расскажите, чем вы занимались на занятии? Что вам больше понравилось? Что вы узнали нового? Расскажите, что вы можете сделать, для нашей земли, что бы она оставалась всегда красивой и чистой?
Ответы детей :
Воспитатель : Мы все дружно провели большую работу. Поняли, что нужно беречь, любить и пользоваться с умом всем тем, что даёт нам Земля. Хотя вы ещё не выросли, но и вы можете своими маленькими добрыми делами помочь нашей Земле оставаться голубой и чистой. Вместе со своими родителями вы можете соорудить самодельные коробки или ящики для различного мусора и установить их около своего дома или подъезда. Жители вашего дома тоже будут выбрасывать мусор в нужное место и тогда мой сон никогда не сбудется.
Воспитатель : Ребята подарим ваши солнышки нашим гостям? И скажите до свидания. (дети дарят гостям свои поделки и прощаются с ними)
Презентация на тему: «Мы – друзья природы» (прилагается к конспекту).