Мочалова Наталья
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы «Мы — друзья природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнение представлений детей об источниках возникновения мусора и познакомить с принципами сбора и утилизации бытовых отходов.
Задачи:
1. Формировать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду.
2. Формировать умение сортировать мусор при его сборе.
3. Содействовать развитию умения дифференцировать предметы по материалу, из которого они были изготовлены.
4. Развивать умение анализировать экологическую проблему.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
5. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Ожидаемые результаты: научить детей правильно сортировать мусор, вызвать желание делать контейнеры, коробки для мусора своими руками и организовать вместе с родителями правильную утилизацию мусора около своего дома; не выбрасывать мусор пригодный для вторичного использования.
Основные участники: дети подготовительной группы №11.
Методы: Практический, игровой, наглядный, словесный.
Приемы: Погружение в игровую ситуацию, пояснение, беседа, использование художественного слова, показ иллюстраций.
Средства: подвижные и дидактические игры, презентация.
Оборудование: Аудио запись голоса птиц, звуки леса, шум воды, мультимедийный проектор, экран; карточки с правилами поведения в природе мусорные контейнеры, различная упаковка (для д/игры «Сортируем мусор правильно», дидактическая игра «Как появляются отходы», заготовки для поделок (распечатанный на фотобумаге цветной смайлик - лицо Солнышка, колечко из картона, тонкая деревянная палочка, полоски из пакетов, бейджики.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская.
Форма работы: подгрупповая.
Используемые технологии:
Игровая. Пробуждение интереса к деятельности. Развитие коммуникативных навыков.
ТРИЗ учит детей искать и находить свое решение, находить выход из затруднительной ситуации, помочь другим взглянуть на проблему под иным углом зрения.
Сотрудничество. Реализует демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и ребёнка.
Предварительная работа: Чтение энциклопедии «Отчего и почему?», проведение беседы «Природа и человек», «Что такое экология и почему о ней нужно заботиться», рисование «Проулка с мамой в парке», поделка (стаканчик для карандашей) из втулки от бумажного полотенца «Веселый кролик», экскурсия – прогулка по территории детского сада «Соблюдаем чистоту», аппликация из конфетных фантиков «Золотая рыбка».
Ход мероприятия
Организационный момент.
Воспитатель : Ребята, я очень рада всех вас видеть. Давайте встанем в круг поприветствуем, друг друга, и познакомимся поближе.
В круг широкий вижу я встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём и здороваться пойдём!
Здравствуйте ребята! Меня зовут Наталья Ивановна! Я пришла к вам из другой группы нашего детского сада. Мне сказала, что в вашей группе очень хорошие и сообразительные дети. И мне так захотелось с вами поближе познакомиться и пообщаться. Будем знакомиться? Как вас зовут?
(Дети называют свои имена)
Ребята, я пришла не одна, а с гостями. Это мои ребята из 10 группы. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к ним и прикоснёмся ладошками к их ладошкам. У гостей ладошки теплые? Потому что они добрые, и поделились с нами своим теплом.
Основная часть.
Воспитатель : Ребята сегодня мне приснился необычный и странный сон. И мне хотелось бы вам его рассказать. Послушайте. (СЛАЙД № 2)
- Жил мальчик Петя, в маленьком городе под названием Солнышкин. Город был чистый и красивый. Петя любил ходить в лес и дышать свежим воздухом. Но вот однажды проснулся он вышел на улицу, и видит кругом мусор, и люди то уже тонут в мусоре. Напугался мальчик, решил спрятаться в лесу от такой ужаса, прибежал да не узнал своего леса, кругом был мусор: бумаги, стекла, банки. (СЛАЙД № 3)Пришёл к реке, смотрит вроде река чистая. Решил рыбы наловить. Закинул удочку, чувствует, что - то есть! Вытянул! А вытянул он консервную банку. Вздохнул, положил банку около себя. Опять закинул удочку. Во второй раз вытащил рваный башмак. Совсем грустно стало Пете. И закинул он удочку в последний раз. Вдруг чувствует, крючок кто - то в глубину тянет. Вытянул и глазам своим не поверил.
- Как вы думаете, кто ему на удочку попался?
(Рассуждения детей).
Смотрит, а - перед ним Золотая Рыбка! И человеческим голосом ему говорит: «Отпусти меня в речку добрый человек, а я твои желания исполню!».
- Хорошо, исполни, пожалуйста, одно мое единственное желание и я тебя отпущу.
- Ребята, как вы думаете, какое желание попросил исполнить мальчик Петя?
(Предположения детей).
- Сделай так Золотая Рыбка, чтобы не попадались в реке вместо рыбы консервные банки. И чтоб весь мусор исчез.
А Золотая Рыбка ему ответила: какой ты хитрый! Вы сами мусор разбрасываете, а я убирай?. Защити себя сам от мусора. Хвостиком махнула и выскользнула из рук Пети.
Воспитатель : Странный сон, да? Ребята, а вы тоже раскидываете мусор везде? Как вы думаете, что стал делать Петя?
Ответы детей.
Воспитатель : А вы умеете собирать мусор? Давайте проверим.
Физминутка. «Мы по улице идем» (дети вместе с воспитателем имитируют движения) :
Мы по городу идем, всё мы дружно приберём,
Мы стекляшки и бумажки собираем и кладем.
Раз в ведро, а два — в корзинку, наклоняем дружно спинку.
Если дружно потрудиться, все вокруг преобразится!
Воспитатель : Молодцы хорошо потрудились. Ребята, сегодня пока я к вам шла, споткнулась об этот пакет с какими — то предметами. Давайте рассмотрим их. (Высыпаю на пол из пакета) - Что это?
Ответы детей.
Воспитатель : Совершенно верно, это мусор. Неужели мой сон начал сбываться? Откуда же взялся этот мусор?
А какой бывает мусор? Отгадайте загадки.
Из меня предметов масса,
А зовусь я …. (Пластмасса)
На окошечках простое,
А в бутылочках цветное,
Не бежит не льется,
А ударишь - разобьется. (Стекло)
Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная. (бумага)
Маленькая, кругленькая
Очень энергичная.
От нее и свет горит
И все работает отлично.
Но как только вся энергия уйдет,
Людям вред она несет.
Отгадать скорей сумей – кА.
Что же это… (батарейка)
Ответы детей :
Воспитатель : Каждый человек нашей планеты за год выбрасывает приблизительно тонну мусора – полный кузов грузовика. (СЛАЙД № 4) На планете несколько миллиардов жителей. Представляете, сколько мусора скапливается на земле? Вероятно, скоро человечеству придётся спасать себя от мусора. Ведь всё это не исчезает бесследно, все это копится и загрязняет нашу планету. Что же нам делать?
Ответы детей.
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, как из даров природы получаются отходы. Давайте попробуем выстроить последовательность. Разделимся на команды. Посмотрите на свои бейджики и найдите себе пару по цвету.
Дидактическая игра «Как получаются отходы»
Дети должны расположить их в определё нной последовательности: что было раньше, а что будет потом. Например: добыча нефти, производство пластика, товар в пластиковой бутылке, человек покупает воду в пластиковой бутылке, мятая бутылка.
1. дерево, спиленное дерево, производство бумаги, газета, смятая бумага в мусорном ведре;
2. лён, нитки, ткань, рубашка, тряпка;
3. зёрнышко, росток, яблоня, человек ест яблоко, огрызок от яблока;
4. добыча нефти, производство пластика, товар в пластиковой бутылке, человек покупает воду в пластиковой бутылке, мятая бутылка;
5. строительный материал в магазине, начало стройки, середина стройки, завершение стройки и строительные отходы в мусорном баке;
Ответы детей : (самостоятельная деятельность детей)
Воспитатель : Расскажите, пожалуйста, что у вас получилось.
Ответы детей :
Воспитатель : Ребята посмотрите, у нас получились разного вида отходы. (СЛАЙД № 5)
Знаете, как они называются?
Ответы детей :
Воспитатель : Промышленные отходы - это строительный мусор. Бытовые отходы - это мусор, который мы с вами каждый день оставляем. Это различные упаковки из - под продуктов, бутылки, пакеты, фантики, железные банки, пищевые отходы, бумага по-другому макулатура, стекло, старая одежда.
Во многих странах люди уже давно сортируют мусор по разным контейнерам, чтобы из всех бытовых отходов выделять полезные материалы, годные для переработки и повторного использования.
Перерабатываемые отходы часто составляют более половины всего мусора.
Сортировка отходов на раннем этапе – до того, как они отправятся на помойку – решает несколько задач:
- сокращает общее количество мусора на планете,
- снижает количество потребляемых природных ресурсов за счет повторного применения сырья,
- способствует улучшению экологической ситуации,
- уменьшает затраты на вторичную переработку.
Мусор выделяет ядовитые вещества, а это опасно для здоровья человека. Что же делать с мусором, которого так много?
Ответы детей :
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, для чистоты окружающей природы, как лучше поступить с мусором: вывозить на свалку, закапывать, сжигать или отправлять на мусороперерабатывающий завод? Почему?
Ответы детей : На завод, меньше загрязняется воздух и почва, а еще могут там сделать новый материал.
Воспитатель : Правильно. На специальных заводах бытовой мусор перерабатывается, из него создаются новые вещи, которые люди вновь используют, что позволяет сберечь природные богатства нашей планеты. Но, прежде чем выбросить мусор, его сортируют, в зависимости от материала, из которого он изготовлен. Это облегчает переработку на заводе.
(СЛАЙД № 6,7,8,9)
- Давайте наведём чистоту в нашем зале, соберём весь мусор.
Подвижная игра «Сортируем мусор правильно».
В первый контейнер складываем бумажный мусор, во второй – пластиковый, в третий – стекло. А в четвертый контейнер - очень опасные отходы это батарейки.
- Ребята посмотрите, бумажного и пластикового мусора очень много и в контейнер он весь не поместится, что будите делать?
Ответы детей :
Воспитатель : Молодцы. Прессовать, мять и рвать это правильная идея. Чтобы руки не поранить мусор собирают в перчатках. Давайте защитим свои руки и наденем специальные перчатки.
(дети надевают рабочие перчатки и под музыку собирают мусор)
Воспитатель : Посмотрите, как стало чисто и красиво! Ребята мы с вами уже сегодня говорили, что некоторые виды отходов используются вторично. То есть его перерабатывают и снова используют. Давайте посмотрим на экран. Что можно сделать с мусором, который мы рассортировали. (СЛАЙД № 11,12,13)
Воспитатель : Хотите мы с вами попробуем сделать что-нибудь из предметов, оказавшихся в мусорной корзине. Пройдем в творческую мастерскую «Мусорное рукоделие». И сделаем подарки для наших гостей.
(дети проходят в творческую мастерскую и изготавливают из мусорных пакетов солнышки)
Рефлексия.
Воспитатель : Вот и подошло наше занятие к концу. Расскажите, чем вы занимались на занятии? Что вам больше понравилось? Что вы узнали нового? Расскажите, что вы можете сделать, для нашей земли, что бы она оставалась всегда красивой и чистой?
Ответы детей :
Воспитатель : Мы все дружно провели большую работу. Поняли, что нужно беречь, любить и пользоваться с умом всем тем, что даёт нам Земля. Хотя вы ещё не выросли, но и вы можете своими маленькими добрыми делами помочь нашей Земле оставаться голубой и чистой. Вместе со своими родителями вы можете соорудить самодельные коробки или ящики для различного мусора и установить их около своего дома или подъезда. Жители вашего дома тоже будут выбрасывать мусор в нужное место и тогда мой сон никогда не сбудется.
Воспитатель : Ребята подарим ваши солнышки нашим гостям? И скажите до свидания. (дети дарят гостям свои поделки и прощаются с ними)
Презентация на тему: «Мы – друзья природы» (прилагается к конспекту).