Елена Бабичева
Конспект занятия по экологическому развитию с элементами детского экспериментирования в средней группе «Что под ногами»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по экологическому развитию детей 4-5 лет с элементами детского экспериментирования Тема : «Чудо под ногами».
Программное содержание :
Дать первичные представления о составе почвы.
Посредством проведения опытов подвести детей к выводу, что в почве есть воздух, влага, жизнь.
Уточнить значение почвы для жизни растений и человека.
Расширять кругозор детей, вызывать интерес к опытно-исследовательской деятельности.
Публикация «Конспект занятия по экологическому развитию с элементами детского экспериментирования в средней группе „Что под ногами“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитывать экологическую культуру дошкольников.
Материалы к занятию : мкость с почвой, бумажная салфетка, стакан с водой, одноразовая чайная ложка (набор оборудования из расч та на одного реб нка, карточки –схемы.
Предварительная работа: посадка и наблюдение за ростом лука, разучивание Физ. Минутки «Посадили мы зерно», Дидактическая игра «Что растёт в огороде», разучивание игр «Знаем, знаем», «Живая и неживая природа».
Ход занятия:
Орг. момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько гостей сегодня к нам пришло. Давайте поздороваемся сними. А сейчас мы с вами вспомним и назовём объекты живой и неживой природы. Сначала давайте вспомним объекты живой природы это какие?
Дети: Которые дышат, развиваются, растут. Живая природа: растения, грибы, насекомые, птицы, звери, рыбы.
Воспитатель: Правильно. А к неживой природе что относится?
Дети: Всё что нас окружает и не сделано руками человека. Неживая природа: солнце, звёзды, воздух, вода, камни, почва, осадки.
Воспитатель: Молодцы.
Д/и «Знаем, знаем»
(Дети на ковре встают кругом, при помощи считалки называют объекты живой и неживой природы.)
Знаем, знаем, знаем
Мы природу уважаем
И расскажем все о ней
Начинай же поскорей!
Основная часть.
Воспитатель: О каком жителе дома природы пойдет сегодня речь вы узнаете, прослушав сказку – загадку «Чудесная кладовая» :
«Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая существует и на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется?»
Воспитатель: Ребята, вы уже догадались, о чем идет речь? Если не догадались, послушайте загадку:
Меня ногами топчут,
Пашут, боронуют,
А я всё терплю,
И добром плачу (Земля)
Воспитатель: Как по другому называется земля?
Дети: Почва.
Воспитатель: Правильно. Почва – верхний слой земной коры. А как вы думаете, почва это живая или неживая природа?
Воспитатель: Послушайте кто-то к нам стучится? (появляется игрушка крот).
Кто это?
Крот: Здравствуйте, меня зовут Умняшка, я живу в подземном царстве. И много знаю о почве. И сегодня я хочу познакомить со свойствами почвы. Для этого я принёс волшебные шапочки, для того чтобы вы превратились в учёных. И я вас приглашаю в научную лабораторию.
Воспитатель: одевает шапочки и дети проходят за столы.
Воспитатель: Давайте пройд м в научную лабораторию и займ м места за своими столами. А крот Умняшка за нами понаблюдает.
Воспитатель: Перед вами стоят два стаканчика (песок и почва) выберите из них тот, в котором находится почва. Как вы, догадались, что в этом стакане почва?
Дети: (Она ч рного цвета)
Воспитатель: Вы правильно определили, где находится почва, а теперь уважаемые уч ные приступим к е изучению
. Опыт № 1 «В почве есть воздух»
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. - Что вы наблюдаете? (Из почвы выходят пузырьки воздуха) - Какой вывод можно сделать?
Дети: (В почве есть воздух)
Умняшка: Правильно, в почве есть воздух. Вот поэтому я и могу жить в своём подземном царстве.
Воспитатель вешает картинку.
Опыт № 2 «В почве есть влага»
Воспитатель :- Возьмите немного свежей почвы, насыпьте е на бумажную салфетку и слегка придавите ладошкой.
-Ссыпьте почву обратно в посудку.
- Рассмотрите внимательно салфетку, на которой находилась почва.
- Что вы видите? (На салфетке остался мокрый след)
- Что мы узнали, проведя этот опыт? (В почве есть вода)
(На доске появляется соответствующая табличка)
Умняшка: Да в почве также есть влага, поэтому на почве растут растения, деревья, трава.
Опыт №3 «В почве есть жизнь»
Воспитатель: - Скажите ещё в почве кто может жить? (Червяки, жучки)
- Верно. Почва является домом для многих живых существ. А некоторые обитатели почвы, живя в почве, помогают стать ей ещ лучше. Так, например, дождевой червяк, прокладывая свои дорожки в почве, тем самым рыхлит е, что в свою очередь ещ больше заполняет почву воздухом. А мы с вами уже знаем, что воздух и вода необходимы растениям для жизни.
(На доске появляется соответствующая табличка)
Умняшка: Ребята, а как вы думаете, какую роль в жизни человека играет почва? Какую пользу, она ему приносит?
Дети: (Человек выращивает на ней овощи, фрукты, цветы, хлеб).
Воспитатель: И мы с вами убедились в этом. Посадили лук и наблюдали за его ростом.
Дид. Игра. «Разложи экологическую дорожку". (Рост лука)
Воспитатель вешает схему проращивания лука, и просит проверить свои схемы.
Игра : «Посадили мы зерно»
В почву мы кладём зерно (дети присаживаются)
Пусть растёт большим оно (встают,руки в стороны)
Согревается пусть солнцем (руки в верх, на носочках)
Поливается дождём (поливают из лейки)
Колос вырастит высоким (руки вверх, покачивать)
В магазин за ним придём (шагают на месте)
С хлебом мы не пропадём (поглаживают живот)
Воспитатель: Да. Благодаря почве, человек получает еду, может любоваться красивыми цветами. Ведь не даром в народе говорят «Земля- матушка, хлеб- батюшка.» Давайте скажем ей спасибо. «Спасибо матушка земля, за то что много нам дала». Так будем же беречь нашу живую и неживую природу.
Рефлексия:
Умняшка: Ребята, вам было интересно сегодня в научной лаборатории. Если интересно возьмите зелёный кружок, если не интересно то красный кружок. Я очень рад, что я вам был интересен и полезен. С удовольствием приду к вам ещё раз и расскажу вам о своём подземном царстве. Досвидания друзья.