Башмакова Елена Петровна
Конспект занятия по валеологии об органах дыхания «Секреты дыхания»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитание у детей осознанного отношения к своему здоровью.
Задачи: – познакомить со строением дыхательной системы человека; техниками и способами дыхания;
– совершенствовать навыки выполнения дыхательной гимнастики;
– воспитывать у детей стремление вести здоровый образ жизни, через осознанное понимание происходящих внутри организма процессов.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы дыхания, лёгкие
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2025
Оборудование: проектор; иллюстрация строения дыхательной системы; тренажёры для дыхательной гимнастики; наглядно-практическое пособие “Дыхательная система”; дидактическая игра “Полезный – неполезный воздух”; стаканчики с водой; трубочки для коктейля; ворота для “Воздушного футбола”; макет для памятки “Залог здоровья наших лёгких”.
Методы и приёмы:
– беседа;
– дыхательная гимнастика;
– физминутка;
– дидактическая игра “Полезный – неполезный воздух”;
– игра;
– экспериментирование.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
В группу заходит плачущая девочка.
– Девочка, почему ты плачешь?
– Я участвовал в соревнованиях по фридайвингу и занял самое последнее место.
– Занять самое последнее место в соревнованиях действительно не приятно. Но скажи как тебя зовут и что это за соревнования такие – фридайвинг?
– Меня зовут Соня, а вот здесь у меня есть рассказ о том что такое фридайвинг.
“Фридайвинг – это вид подводного плавания без акваланга, то есть спортсмены опускаются под воду только лишь сделав глубокий вдох. Они способны опускаться под водой более чем на 100 метров - это примерно высота 30-этажного дома. Основным умением для пловцов является умение задерживать дыхание как можно дольше – рекордсмены этого вида спорта способны задерживать дыхание более чем на 9 минут. ”
2. Мотивация.
Некоторые мультики идут меньше чем 9 минут.
Вам интересно узнать на сколько вы способны задержать дыхание? (.)
Как вы думаете спортсмены готовятся перед погружением? (.)
Что они делают чтобы подготовиться? (.)
Ни один спортсмен не начнёт погружение без предварительной подготовки – дыхательной гимнастики.
Давайте встанем в кружок и поработаем как насосы. Лёгкий присед – делаем вдох, выпрямляемся – выдох. Присаживаемся глубже – вдох, выпрямляемся – выдох. (3 - 4 раза)
Возьмите палочки с листочками на конце. Постарайтесь как можно дольше удерживать листочек в движении на одном выдохе. Как для этого нужно выдыхать? (Выдыхать нужно стараться тонкой струйкой и медленно)
Поднимаем руки вверх через стороны – делаем глубокий вдох носом. Опускаем руки вниз – медленный выдох через рот.
Вот теперь мы готовы проверить свои силы в нырянии под водой. В древности люди ныряли под воду для того, чтобы добыть пищу, а также искали жемчуг. Представьте, что вам нужно нырнуть за жемчужиной. Делаем два спокойных вдоха и выдоха через нос. На третий раз делаем глубокий вдох и ныряем на дно, а я засеку время на экране и мы сможем увидеть наши результаты. Когда захотите вдохнуть - “всплывайте”.
Итак, мы видим, что наши результаты от рекордных 9 минут очень и очень далеки? Что же мы с вами делаем не так?
(.)
3. Основная часть.
Давайте чтобы разобраться ближе познакомимся с нашей дыхательной системой. (Схема на доске)
С чего начинается наше дыхание? (.)
Несмотря на то, что мы можем дышать и ртом, и носом, дыхание через нос для нас полезнее. Как вы думаете почему? (.)
Носовое дыхание помогает нам бороться с инфекциями, фильтруя поступающий воздух, также воздух успевает согреться и увлажниться, что помогает лёгким эффективнее поглощать кислород.
Затем воздух проходит через гортань, трахею, и через бронхи попадает в лёгкие.
Каждое лёгкое состоит из множества альвеол – пузырьков окутанных сетью кровеносных сосудов. Именно здесь происходит газообмен. Ведь мы не только вдыхаем свежий воздух, богатый кислородом, но и выдыхаем использованный – с углекислым газом.
Давайте возьмём модель лёгких и сделаем несколько не глубоких, спокойных вдохов и выдохов.
Также расширяются и сжимаются и наши лёгкие, а помогают им в этом мышцы грудной клетки и диафрагма, и конечно же головной мозг, который обеспечивает беспрерывную работу дыхательной системы.
По способу расширения грудной клетки различают два типа дыхания:
· грудной тип дыхания (расширение грудной клетки производится путём поднятия рёбер);
· брюшной тип дыхания, диафрагмальное.
Давайте попробуем подышать только грудью – положите одну руку на грудь, другую на живот. (.) Теперь попробуем подышать диафрагмально. (.)
Для дыхания важна не только техника самого дыхания, но и качество воздуха. Как вы думаете каким воздухом лучше дышать? (.)
Давайте распределим картинки – какой воздух полезен для легких, а какого стоит избегать.
Мы с вами говорим о том, что дышим воздухом и даже можем почувствовать это. (Дуем на ладонь) Но можем ли мы увидеть, что дышим воздухом? (.) Давайте подойдём к стаканам с окрашеной водой и попродуем увидеть как мы выдыхаем воздух.
4. Физминутка.
- Мы надуем все пузырь (Дуем на ладошки, сложенные вместе)
- Мыльный и воздушный (Разъединяем, держа кончики пальцев сомкнутыми между собой)
- В небо быстро он взлетит (Поднимаем руки вверх)
- И разгонит тучки (Машут руками в стороны)
- Побежим мы по дорожкам
Захотим его догнать (Бег на месте)
- Но пузырь летит так быстро (Кружимся на месте)
- И его нам не поймать (Разводят руки в стороны)
Дыхание в нашей жизни играет огромную роль, ведь если без пищи организм может прожить несколько недель, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.
Взрослый человек, находясь в состоянии покоя, совершает в среднем 16 дыхательных движений в минуту, а новорождённый ребёнок делает в среднем 50 вдохов в минуту – это практически 1 вдох в секунду. Вы сейчас делаете примерно один вдох каждые две секунды. То есть, чем старше становится человек, тем реже он начинает дышать. Как вы думаете из-за чего так происходит? Что меняется с возрастом? (.)
Мы растём и становимся не только выше, но и больше. Увеличиваются в размере и наши лёгкие – происходит увеличение их объёма и они становятся способны поглощать больше кислорода из воздуха. Иметь большой объём лёгких мало для эффективного дыхания, нужно уметь правильно, достаточно глубоко дышать, максимально наполняя лёгкие и расширяя грудную клетку, а выдыхая — освобождать лёгкие от воздуха, который там остался, выталкивая его с помощью сжатия мышц. Если выдохнуть не до конца, то в лёгких останется «отработанный» воздух, мешающий поступлению свежего воздуха в нужном объёме.
С помощью одного только дыхания мы можем почуствовать расслабление и спокойствие – для этого нужно сделать очень медленный и продолжительный выдох. Давайте попробуем. (.)
Ну что ж, Соня, я надеюсь мы смогли помочь тебе разобраться в работе лёгких и теперь ты сможешь подходить к тренировкам более осознанно и сможешь достичь лучших результатов.
5. Обобщение.
Ребята, давайте сделаем для Сони памятку о том, что полезно для наших лёгких. (.)
Возьми с собой памятку о здоровье лёгких. Желаем тебе побед!
А мы с вами сейчас поиграем в аэрофутбол!