Рабаданова Марина
Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему «Гжель. Роспись кувшинчиков»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по рисованию в старшей группе на тему «Гжель – роспись кувшинчиков».
Цель: - Закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности;
Публикация «Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему „Гжель, Роспись кувшинчиков“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Рисование
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Обучающие: - продолжать обучать особенностям гжельской росписи изделий, колорите, основным элементам узора;
- закрепить приемы рисования в технике «мазка с тенью», «капельки» концом кисти, спирали, травинки, завитков, волнистых линий;
- закрепить навыки рисования элементов гжельской росписи (розочки, точки, полоски, сетка, волнистые дуги);
- учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его по центру, заранее продумав;
- расширять знания детей об истории гжельского промысла, о гжельской росписи.
Воспитывающие:
-воспитывать самостоятельность и творчество.
- воспитывать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор;
- эмоциональную отзывчивость;
- умение оценивать работу сверстников. Развивающие: - развивать чувство цвета при составлении узора;
- развивать память, мышление, творческое воображение.
- расширять словарный запас (керамика, окрестность, Русь, мастера – умельцы, обжиг, и т. д.)
- способствовать развитию детского воображения, художественного творчества.
Материалы:фигурки гжельских изделий, картинки с элементами гжельского узора, гуашь синяя, белая, кисти, салфетки, баночки с водой (непроливайки, палитра, готовые шаблонные бумажные заготовки для росписи : кувшин.
Предварительная работа. - Знакомство с процессом изготовления гжельских изделий, рассматривание и беседа о них. - Чтение книг, разучивание стихотворений, потешек, загадки, рассматривание.
Ход занятия:
Воспитатель: - Здравствуйте,дорогие ребята! Давайте встанем в круг улыбнемся друг другу. Сегодня я приготовила для вас загадки послушайте их и узнаете о чем мы будем говорить.
Она всем очень нравится,
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка,
Голубенькая.
(Чашка)
И оладьи, и омлет,
И картошку на обед,
А блины – вот это да!
Жарит всё.
(Сковорода)
У кого ответа нет -
В чем сварить себе обед?
На плите стоит чистюля.
Суп сварить - нужна.
(Кастрюля)
Молодцы, ребята ловко вы отгадали все загадки. Скажите, как одним словом можно назвать эти предметы?
Правильно, посуда. Сегодня мы будем разбираться какая посуда нам нужна для того чтобы попить чай, сварить суп, скушать котлетку.
Посуда бывает разная :кухонная, столовая, чайная.
Где готовят пищу? Правильно на кухне!
А в чем готовят суп, кашу, компот? В кастрюле.
Ребята я сегодня для вас приготовила сюрприз – принесла вам не просто посуду, а красивую посуду, но пока я шла к вам, я случайно уронила сумку и разбила всю посуду по дороге в детский сад.
- Как же быть, может быть вы мне поможете? А как вы думаете, из чего она была сделана? (из стекла) Ответ детей.
- Из чего бывает сделана посуда? (Дерево, стекло, металлическая) Ответ детей.
- А могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская? Ответ детей. (нет)
- Конечно, нет, только бы роспись пострадала.
- А металлическая? (показ) Такая, как у нас дома? Ответ детей. (нет)
- А почему? А давайте попробуем уронить…
- Эта уж точно, осталась бы цела.
- А пластиковая посуда? Ответ детей (нет)
- А стеклянная? Ответ детей (да)
- Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее.
- Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины. А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (обжигают.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре.
- А как вы думаете, такая посуда может разбиться? (да)
- Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались (показать «разбитую» посуду). Ой что же делать? Вы мне поможете расписать кувшинчики? Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.
- Как называется роспись посуды, которую вы сложили из осколков? (гжельская)
- Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась. Посмотрите, какая красота у меня на столе. На столе, стоят изделия из гжели. Дети рассматривают, любуются. Вазы, чайники и блюда так и светят на столе! Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей! - Где изготавливают эту посуду? (в поселке Гжель) А почему называют гжельская посуда?
- Верно, потому её изготавливают в посёлке Гжель, недалеко от Москвы. Давным-давно нашли в посёлке Гжель белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор. Издавна говорили гжельцы : «Не землёй кормимся, глина – наше золото!» Ребята вы можете полюбоваться нашими игрушками? - Какая это посуда? Как её можно охарактеризовать? (красивая, синяя, нарядная).
- Верно, посуда нарядная, красивая, праздничная.
- А что делает эту посуду такой? (она голубая, нежная)
- Да, бело–синяя роспись.
- Рассмотрим роспись поближе.
- Какой цвет использовали мастера? - Чем украшен чайник (сахарница, чашка? - Что нарисовано на вазе?
- Где расположен цветок?
- Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки на цветке?
- Где закрашено, синей краской полностью? Воспитатель:
- Какие узоры использовали мастера при их росписи? (розочки, кружочки, точки, линии: волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, цветы). Обратить внимание на кайму по краям посуды и бордюр.
- А что ещё создают гжельские мастера? (игрушки, скульптуры)
- Верно, игрушки, небольшие скульптуры. Полюбуйтесь.
- Давайте с вами вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы вы могли легко рассказать о ней и определить, есть ли у вас дома среди посуды гжельская.
- А какие еще вы знаете народные росписи, как они называются? (дымковская игрушка, филимоновская свистулька, хохломская роспись)
- Чем отличие их от гжельской росписи? (она сине –голубая, остальные красные, желтые, яркие, узоры другие) Воспитатель: - Ребята я сегодня вам предлагаю стать мастерами и расписать посуду по мотивам гжельской росписи.
- Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть? (нет голубой) - Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? (смешаем синюю и белую) - Правильно, смешаем на палитре белую краску и немного синей.
- Обратите внимание на этот цветок на чашке. Как вы сказали, он нарисован не одним цветом. Посмотрите, как можно одним мазком нарисовать такой лепесток. (Показ) На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий. Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок. - Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. Выбирайте заготовку посуды и рассаживайтесь на места. Дети самостоятельно работают. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора. Садитесь поудобнее, начинаем работу. А сейчас мы с вами ребята немного отдохнем. Физкультминутка «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе) Очень важный, как начальник. (другая изогнута, как носик) Вот фарфоровые чашки, (приседать, одна рука на поясе) Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, (кружиться, рисуя руками круг)
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос - Он посуду нам принес. (сделать большой круг)
- А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим ваши рисунки.
- Ребята мы с вами были мастерами по росписи игрушек.
- Вам понравилось? (да)
- А что вам понравилось?
- Ребята, посмотрите, какая красивая посуда у нас получились, она засветилась и окончательно стала нежной, весенней.
И впрямь на них не наглядеться.
На душе становиться радостно, празднично!
- Какие узоры в росписи вы использовали? (розочки, кружочки, точки, линии - волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, листья, цветы.)
- А какие мастера используют эти узоры, напомните, пожалуйста? (гжельские) - Мастера, которые используют эти узоры, в каком селе они живут? (Гжели)
-Какие вы молодцы, какие все работы красивые.
- Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера! - Вы большие молодцы, все старались создать новые красивые гжельские узоры.