Татьяна Чижкова
Конспект ООД по рисованию «Гжель. Роспись тарелки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по рисованию акварелью «Гжель. Роспись тарелки»
Цель:
способствовать развитию умения детей рисовать новый элемент росписи Гжель розочку «агашку» с помощью мазковой техники росписи (мазок с поворотом).
Публикация «Конспект ООД по рисованию „Гжель, Роспись тарелки“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Тарелки. Рисование и украшение тарелочек
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Задачи:
Познакомить с русских художественным гжельским промыслом; способствовать развитию умения выделять характерные особенности промысла, рисовать основные элементы гжельской росписи, гжельскую розу «Агашку»; развивать эстетический вкус, творческие способности.
Образовательные:
- расширять знания детей об истории гжельского промысла, о гжельской росписи через беседу и просмотр презентации
- способствовать развитию умения детей выделять элементы гжельской росписи
- способствовать развитию умения детей расписывать тарелки в мазковой технике
- совершенствовать технические умения и навыки кистевой росписи (капельки, точки, дуги, сеточки)
Развивающие: развивать эстетический вкус, творческие способности.
- развивать диалогическую речь в беседе со взрослыми и сверстниками
- развивать память, мышление, воображение
- развивать мелкую моторику через пальчиковую гимнастику, рисование
- расширять словарный запас (керамика, обжиг, бордюр, «Агашка», роспись, симметрично, чередуются, «мазок с поворотом»)
- развивать умение оценивать свою работу и сверстников.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению народных промыслов
- воспитывать эмоциональную отзывчивость
Материалы и оборудование:
презентация об изготовлении гжельской посуды, аудиозапись с русской народной музыкой, иллюстрации с изображением гжельской посуды, посуда и сувениры расписанные гжельскими узорами, посуда украшенная различными видами росписи.
Раздаточный: шаблон тарелки, кисти, баночка – непроливайка, влажные салфетки, губки, акварель, палитра
Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты:
Знакомство с промыслом Гжели, рассматривание открыток, альбомов, книг, посуды, игрушек, просмотр фильма и презентаций о промысле Гжели.
Ход занятия:
Дети под музыку входят в группу и садятся на стульчики. Просмотр презентации «Голубая Гжель»
Воспитатель: Недалеко от Москвы находиться гончарный город Гжель, богатый белой глиной. Из глины мастера стали изготавливать посуду и украшать ее разными деталями. В распоряжении мастера всего два цвета - белый фон и синий цвет краски. Но при этом, какое богатство тональных переходов: цвет, то разрежен, прозрачен и светел, то, сгущаясь, становиться иссиня-черным, жестким.
Помимо основных растительных мотивов, крупных цветов и трав, в гжельской росписи есть сюжеты из деревенской и городской жизни, бытовые сценки, пейзажи, образы собаки, петуха, павлина, медведя. Особенно часто встречаются птицы.
Художники гжельского промысла для передачи разных оттенков разбеливают синий цвет белилами. Хотите почувствовать себя настоящими гжельскими мастерами?
Показ гжельской посуды
Воспитатель: Скажите, что это за посуда?
Дети: Гжельская
Воспитатель: Как можно её охарактеризовать?
Дети: Красивая, нарядная, синяя, праздничная.
Воспитатель: Какие цвета используют мастера?
Дети: Белый, голубой, синий.
Воспитатель: Какие элементы используют гжельские мастера для росписи изделий?
Дети: Цветы, дуги, капельки, усики, травку, листья, сетка, точки, полосы, линии: прямые, волнистые, толстые, тонкие, длинные и короткие.
Воспитатель: Ребята, с каким временем года вы бы связали гжельскую роспись? Почему?
Дети: Зима. Потому что мастера используют холодные цвета.
Воспитатель: Что изображено в центре тарелки?
Дети: Цветок.
Воспитатель: Верно, это гжельская роза. По другому её называют Агашка от старинного русского женского имени Агафья, потому что большинство мастериц по росписи в те времена носили это имя.
Гжельскую розу мы будем рисовать с помощью элемента, который называется мазок с поворотом. Роспись цветка мы начинаем с середины. Я беру толстую кисть и набираю на один край кисти синюю краску, нахожу центр, прикладываю кисть и начинаю прокручивать сильно, прижимая кисть одним движением. Нужно вести кисть по бумаге, постепенно приподнимая её, тогда у основания лепесток будет тонкий. Сначала мазок делаем слева, потом симметрично ему делаем мазок справа. И так по три мазка слева и справа. Потом я беру тонкую кисть и начинаю украшать нашу тарелку. Середину цветка мы украсим сеткой. Над цветком нарисуем круг и закрасим его мазками. Над кругом я делаю капельки с помощью метода примакивания: сначала маленькую каплю, потом большую, затем опять маленькую. То есть чередую капли. Далее мы оформим края нашей тарелки дугами и точками. Оформление края тарелки называется бордюр.
- Ещё раз скажите, с чего начинаем роспись нашей тарелки?
- Как называется оформление края тарелки?
Давайте подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика:
«Наши синие цветы распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши синие цветы закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
Завтра утром все цветки
Вновь распустят лепестки».
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)
У вас на столе есть листочки. Сначала можете на них потренироваться, а потом уже приступать к росписи тарелок.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо потрудились. Как настоящие гжельские мастера! На такую посуду не наглядеться! На душе становится сразу радостно и празднично!
- Какие узоры в росписи вы использовали? (цветы, точки, капельки, дуги, сетка, листья)
- Как называется цветок, который мы с вами сегодня рисовали? («агашка»)
- А какие мастера используют эти узоры, напомните, пожалуйста? (гжельские)
- Мастера, которые используют эти узоры, в каком селе они живут? (Гжели)
Приложение
Материалы для рисования гжель
И хоть направление представляет роспись по керамике, учиться узорам и элементам нужно на бумаге. Когда изображение будет доведено до автоматики, можно переходить к декорированию керамических изделий.
Кисти
Самый популярный выбор – беличьи кисти. Тонкие и мягкие кисточки позволяют контролировать текучесть краски. Достойной альтернативой будут и кисти из шерсти пони, они хорошо рисуют и гуашью, и тушью, прекрасно подходят для накладывания мазков.
Почему именно плоские? Это более эластичный инструмент со сдавленным на конце капсюлем. Форма кисти по очертанию походит на кошачий язычок.
Описание хорошей кисти:
• имеет эластичные волоски;
• при намокании волоски не теряют формы;
• волоски не выпадают при работе;
• клей для скрепления ворса не выходит за границы обоймы.
Номера кистей — № 2, № 4. Это стандартный вариант, который должен быть удобен для новичка. Если подбираете кисти для ребенка, оценивайте длину ручки, она не должна быть дискомфортной для маленького художника.
Краски
Настоящие мастера гжели работают черной краской, но это не обычный черный цвет, а кобальт, который в печи восстанавливается из черного в синий, а из серого в голубой. Если вы рисуете на бумаге, то можно довольствоваться обычной гуашью: пробуйте разные варианты синего, сине-фиолетового, смешивайте синий с черным, используйте и голубой.
Вместо гуаши можно взять и акриловые краски, сегодня они доступны и сравнительно недорого стоят. Рисунок в стиле гжель выполняется на белом фоне в сине-голубой гамме – вот и не выходите за пределы этих оттенков.
Гжельская роспись
— особый вид искусства, который доступен каждому желающему. Достаточно закупить недорогие материалы, набраться терпения и начать учится. Если вы не остановитесь перед трудностями, то в один прекрасный день вы сделаете настоящий шедевр, которым сможете гордиться.