Светлана Кожарская
Конспект занятия по речевому развитию «Зимние-святки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию
«Зимние-святки».
Воспитатель: Кожарская С. С.
Образовательные задачи:
• социокультурное развитие дошкольников, посредством приобщения детей к обычаям и традициям русского народа;
• развивать речь, внимание, память, мышление, положительные эмоции;
• воспитывать уважение, интерес к русским традициям, к русскому фольклору, чувство коллективизма.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Зимние-святки“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Коляда, колядки, святки. Конспекты занятий для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Закрепить и обобщить у детей представление и знания о святках, народных обычаях, традициях нашего народа.
Расширять словарь за счёт имён существительных (святки, колядки, гурьба, оберег).
• закрепить знания детей о зиме и ее приметах;
• закрепить образование уменьшительно-ласкательных существительных;
• развивать зрительное внимание и память;
• учить детей мастерить обереги из бумаги.
• развивать чувство композиции.
Закрепить и обобщить у детей представление и знания о святках, народных обычаях, традициях нашего народа.
Расширять словарь за счёт имён существительных (святки, колядки, гурьба, оберег).
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к народному творчеству, к традициям своей Родины.
Развивающие задачи.
Развивать первоначальные представления об особенностях фольклора, монологическую форму речи, стимулировать речевое творчество детей.
Материалы и оборудование.
- русские народные костюмы для мальчиков, девочек и воспитателя;
- белая салфетка на каждого ребёнка;
-кусочек поролона круглой формы (на каждого ребёнка);
-тесёмочки 10-15 см. по 4 шт. на каждого ребёнка;
- запись народной музыки.
Предварительная работа.
Родители вместе с детьми дома готовят угощения для праздника (печенье). Заучивание колядок, закличек, игр народных. Подготовка народных костюмов. Изготовление заготовок для кукол-оберегов, вместе с детьми, завязывание узелков на ленточках. Рассказывание детям о народных традициях, о праздновании Святок на Руси.
Ход занятия.
Воспитатель: -:
- Сегодня на улице морозно. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это солнце. Поэтому мы с вами будем чаще улыбаться друг другу и дарить свою радость окружающим.
Сегодня у нас в группе гости. Мы согрели их нашими улыбками. А теперь давайте поздороваемся с ними и присядем на свои места.
- Ребята, отгадайте загадку:
«Знакомы нам её угрозы.
Она всем нам грозит морозом.
Хоть в снег закуталась сама
Кто гостья грозная?»
Дети: зима.
- Верно.
Идет волшебница - зима.
Пришла, рассыпалась;
Клоками повисла на ветках дубов.
Легла волнистыми коврами.
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою.
Сравняла пухлой пеленою
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы. А. С. Пушкин.
– Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный укусит и защиплет за щёчки, то снегопад, зимой все покрыто белым снегом -Какие зимние месяца вы знаете?-А какой сейчас зимний месяц?- Все в январе связано с морозом,снегом,холодным ветром. Ребята какие народные приметы о январе вы знаете?
1. Если в январе эхо далеко уходит – морозы крепчают.
2. Если звёзды блестят ярко – к стуже, мало звёзд на небе – к ненастью.
3. В январе висит много длинных сосулек – урожай будет хороший.
4. Дрова горят с треском – к морозу
5. Зайцы держатся около жилья – к морозам.
- действительно, не зря говорят, что в январе и горшок на печи замерзает.
Молодцы много примет о январе знаете
-А мы сейчас поиграем со словом снег. Я буду читать предложения, а вы должны закончить строчки словами похожими на слово «Снег»
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю (снег)
С неба все скользят пушинки серебристые (снежинки)
На деревья, на лужок тихо падает (снежок)
Вот веселье для ребят – все сильнее (снегопад)
Все бегут на перегонки, все хотят играть в (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился (снеговик)
Рядом снежная фигурка – это девочка (Снегурка)
На снегу – то, посмотри с красной грудкой (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег)
-Молодцы!
-Предлагаю встать в кружок. и поиграть в «зимние слова». Я буду кидать мяч и называть слово, а вы будете говорить это слово ласково и возвращать мяч. -Согласны?
Снег-снежок
Сосулька – сосулечка
Мороз- морозец
Ветер- ветерок
Горка – горочка
Холод- холодок
Зима- зимушка
Санки- саночки
Снеговик-снеговичок
Лед- ледок
Каток-каточек
-Ребята вы такие молодцы!-Я дарю вам вот такие милые снежинки!
Педагог раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.
– Давайте заставим наши снежинки кружится (стоя в кругу). Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Педагог следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.
Щедрое утро! Доброе утро!
Дарить нечем-
Были крошки,
Съели кошки! Что ж такое происходит?
Да святки же наступили
А что же такое святки?
Дети говорят, что наступили Святки (дни после Рождества, когда люди много веселятся, ходят друг к другу в гости, дарят подарки, играют в разные игры, колядуют, угощают друг друга сладостями).
Зима очень красивое время года и мне так захотелось с вами поиграть в зимнюю святочную игру «Кружатся снежинки»- речевая игра.
Снежинки, снежинки по ветру летят,
(лёгкий бег врассыпную)
Снежинки, снежинки на землю хотят
(Приседают)
Злой ветер всё дует сильней и сильней,
(Медленно кружатся)
Снежинки кружатся быстрей и быстрей.
(Быстро кружатся)
Но ветер утих, получился сугроб (Сели)
Налетела вдруг вьюга,
Закружила, понесла,
Всех девчонок вправо,
Всех мальчишек – влево.
Сеем, сеем, посеваем.
Добра вам желаем!
Открывайте сундучки,
Доставайте пяточки.
Девочки идут навстречу мальчикам, говорят:
- Трещит на улице Мороз,
Он продирает нас до слёз,
Мы ручками похлопаем,
И ножками потопаем.
Мальчики идут на прежнее место с теми же словами.
Сеем сеем посеваем,Здоровья вам желаем
Девочки отвечают:
-Эх топну ногой,
Да притопну другой!
Святки к нам пришли сегодня,
Веселимся мы гурьбой!
Воспитатель: – Ребятки, Святки это ещё и немножко волшебные дни. В это время настраиваются на добрый, удачливый, счастливый год. Давайте и мы с вами произнесём такие волшебные заклинания.
- От-от-от – Наступил Новый год.
- Ни-ни-ни – Горят весёлые огни.
-Ок-ок-ок – На ёлочке флажок.
-Да-да-да – Мне весело всегда.
- Ду-ду-ду – Будь счастлив в этом году!
Молодцы!
Динамическая пауза. Когла наступают святки. Парни и девчата
Наряжались и шутили,
Праздник ждали веселились
Так давайте же сейчас,
Встретим мы его у нас!
Пойдёмте, ребята, калядовать.
В доме сидят дед с бабой.
Дед: А помнишь, баба, как раньше было весело? Когда мы были молодыми ходили по избам, колядки пели, хозяев величали. Святки справляли.
Баба:
-А помнишь, сколько ряженых было?
Сейчас, наверное, люди и не знают, что такое Рождественские святки.
Ой, кто – то стучится в дом. - Да это же ряженные.
Дед:
Зачем пришли?
Дети отвечают: колядовать.
- Позвольте в горницу зайти. Здравствуй хозяин, добрый вечер, хозяюшка! Во горенку войти да на лавочку сесть. На лавочку сесть да песенку спеть.
Хозяин с хозяюшкой, слезайте с печи
Зажигайте свечки,
Открывайте сундучок,
Вынимайте пятачок
Все:
Коляда, коляда!
Ты подай нам пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком
Коляда, коляда
Подавай пирога
Я – маленький удаленький
Сел на стульчик маленький,
В дудочку играю,
Всех поздравляю
Дед:
- Порадовали нас гости дорогие. Милости просим Вот вам угощения. Спасибо этому дому,Пойдем к другому!
Продуктивная деятельность: «Изготовление кукол-"Ангелочков". Воспитатель: - Ребята, мы с вами много играли, веселились, желали, чтобы Новый год был для всех счастливым,. А сейчас, как велось издавна на Руси, давайте сделаем подарок -оберег,для наших гостей который будет их охранять от всяких неприятностей.