Янковая тамара Владимировна
«Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка». Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по речевому развитию в подготовительной группе№11
«Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
Цель: формирование умения связано пересказывать литературный текст.
Задачи. Образовательные: формировать умение пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания о содержании произведения. упражнять в подборе синонимов и антонимов в речи
Развивающие: развивать интерес и любовь к книге;
Воспитательные: дисциплину на занятие
Публикация «„Чтение и пересказ рассказа Е, Пермяка „Первая рыбка“, Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Пермяк Е.А.
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Рыбы, рыбки. Конспекты по развитию речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
Задачи в интеграции: Социально - коммуникативное развитие : развитие общения и ;обогащение активного словаря взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; Речевое развитие : понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Организационный момент : «Здравствуй»
«Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
здравствуй лёгкий ветерок,
здравствуй маленький дубок.
Я живу в краю родном
–всех я вас приветствую
Ход:1. Проговаривание чистоговорки
Ря-ря-ря синие моря
Не-не-не осьминог на дне
Лю-лю-лю рыбу я ловлю
ВЕ – ВЕ – ВЕ — рыбы плавают в воде
Та-та-та под водою красота
Воспитатель: Ребята, сейчас давайте подойдем к своим столам. Здесь у нас находятся разрезные картинки надо собирать их и называть кто это.
- Что вы сложили? (дети называют своих рыб).
- Где живут рыбы? (в реке, море, океане)
- Значит они какие? (морские, речные, живут в океане, в пруду, озере, аквариуме)
- А что общего у рыб (у них ест плавники, хвост, чешуя)
- А сейчас поиграем в такую игру Рыбы хоть и живут в морях, океанах и т. д,но без воды жить не могут у них все связано с водой. Я вам буду называть слово, а вы называете слово с противоположным значением.
Д/игра «Скажи наоборот»
Горячая - Холодная
Прохладная - Тёплая
Чистая - Грязная
Кипячёная - Сырая
Солёная - Пресная
Бурливая - Спокойная
Прозрачная – Мутная
Воспитатель :А что люди могут делать с рыбой?
Дети ; кушать, ухаживать, ловить, кормить,
2. Воспитатель : Ребята, кто из вас знает, что такое рыбалка? (Ответы детей)
Сегодня я хочу вас познакомить рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке. Рассказ написал Евгений Андреевич. Пермяк, называется «Первая рыбка».
Чтение рассказа (обратить на иллюстрации к рассказу)
с последующим обсуждением
Воспитатель:
Вопросы к тексту:
-Почему этот текст называется "рассказ"?
-Ребята, а кто помнит автора этого рассказа?
-О чем говорится в этом рассказе?
-В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)
-Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить). Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)
-Сколько рыбы поймал Юра?
-Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.)
-Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»? (ответы детей)
-Правильно, ребята, потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие cлова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка».
Физминутка.
Рыбки в озере живут
Вверх и вниз они снуют.
По команде раз,два,три,
Выпускают пузыри
И кружатся и шалят,
И хвостами шевелят.
-Ребята, Юра написал письмо другу о своей
рыбалке. Но друг не понял некоторые слова, давайте объясним их
уха (суп из рыбы)
вокруг (около, возле, рядом)
нахваливать (много хвалить)
ершище (большая рыба)
навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе)
-А сейчас вспомним, о чем писал Юра другу. Я буду читать рассказ, а вы подумайте, какими словами Юра писал письмо.
Повторное чтение рассказа.
Дидактическая игра «Составь предложение»
-Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать полными предложениями.
Вопросы:
- Что Юра написал о своей семье? (Я живу в большой и дружной семье)
- Как он написал о том, куда поехала его семья? (Один раз поехала моя семья рыбу ловить и уху варить)
- Сколько рыбы поймала вся Юрина семья? (Моя семья поймала много рыбы)
- Как он написал про свой улов (Я тоже одну рыбку поймал. Ерша.)
- Кому отдали весь улов? (Всю рыбу бабушке отдали.)
- Что сварили из рыбы? (Из рыбы сварили уху.)
- Где все семья ела уху? (Вся моя семья на берегу вокруг котелка уселась)
- Какая получилась уха? (Уха получилась, вкусна, жирна, да навариста.)
- Какое настроение было у Юры? (У меня было радостное и веселое настроение)
- Почему радовался Юра? (Я радовался потому, что в большой семейной ухе была и моя маленькая рыбка).
Ребята, сейчас я ещё раз прочитаю этот рассказ, а вы его внимательно слушайте. Постарайтесь запомнить слова и выражения автора.
(повторное чтение рассказа воспитателем)
- Ребята, рассказывать будете по заданному плану: один из вас расскажет о том, как Юрина семья поехала на рыбалку, второй о том, как варили уху, а третий – о том, какие чувства испытывал Юрик.
(трое ребят по желанию пересказывают рассказ по плану)
- Получилось ли у ребят рассказать точно по плану?
- Следующее задание будет сложнее: нужно быть очень внимательным. Я могу остановить ваш рассказ в любом месте, а следующий должен будет продолжить его. (Ребята рассказывают)
- Все ли ребята были внимательными?
- А кому-то из ваc предстоит выполнить самое трудное задание - надо рассказывать полностью весь рассказ.
- Насколько удалось рассказать точно рассказ, используя слова автора?
- Ребята, вы очень хорошо поработали, можно и поиграть.
Игра четвертый лишний
Акула. дельфин, кит, слон
Щука. Сом, окунь, кошка
Скат, морской конек, угорь, синичка
Речевая разминка. Чистоговорка:
«У Сени и Сани в сетях сом с усами» (тихо, громко, девочки, мальчики).
3. Рефлексия
Ребята, с каким рассказом сегодня познакомились?
Кто автор рассказа?
Что вам больше всего запомнилось?
Что у вас было сложно?