Золотухина Надежда
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Рассматривание картины И. С. Остроухова «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи во второй средней группе
«Рассматривание картины И. С. Остроухова «Золотая осень»
Цель: познакомить с картиной И. С. Остроухова «Золотая осень».
Задачи:
Образовательная:
- учить детей выделять предметы на картине, называя их;
- закреплять знания об основных признаках осени.
Развивающая:
- активизировать в словаре детей глаголы.
- формировать умение образовывать качественные прилагательные;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Рассматривание картины И, С, Остроухова „Золотая осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
- продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;
Воспитательные:
- воспитывать интерес детей к картинам, желание их рассматривать.
Предварительная работа: наблюдения за сезонными изменениями на прогулках; рассматривание альбома «Осень»; работа с календарем наблюдения за природой; сбор природного материала (листья, шишки) и изготовление подделок; чтение стихов, поговорок и пословиц о природе.
Материал: картина И. С. Остроухова «Золотая осень», листья из картона желтого и красного цвета.
Ход НОД:
Воспитатель читает стихотворение:
Улетают птичьи стаи,
Меньше света и тепла,
Листья с клёнов облетают,
Значит, осень золотая
В наш родимый край пришла!
Воспитатель: Ребята, какое время года сейчас на улице? (Осень)
Воспитатель: Ребята, осень бывает ранняя и поздняя. Раннюю осень, еще называют «золотой». Это самая красивая пора осени.
Воспитатель: А как вы думаете, почему осень называют золотой? (Осень названа золотой, потому что на всех деревьях листья меняют зеленый цвет на желтый)
Воспитатель: Правильно. Традиционным цветом осени всегда считался желтый. Именно с желтых листочков на деревьях и начинается эта удивительная пора. Солнечный наряд садов, парков и лесов дал ей название — золотая.
Воспитатель: Изменение цвета листвы – это одна из примет осени. Начинается листопад.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое листопад?
Воспитатель: Правильно, листопад – это когда листья падают с деревьев. А помогает им упасть побыстрее ветер. Давайте поиграем с вами в игру про разноцветные осенние листья.
Подвижная игра «Листопад»
Листья легкие, они медленно летят по воздуху. Побежали по группе, как будто вы листочки! (дети бегают и взмахивают руками)
Листопад! Листопад! Листья желтые летят!
Кружатся красивые желтые листочки. (действия выполняют дети с желтыми листочками)
Кружатся красивые красные листочки. (действия выполняют дети с красными листочками)
Покружились и уселись на землю. (дети приседают) Сели!
Уселись и замерли. (дети не шевелятся)
Прилетел легкий ветерок, подул. (воспитатель дует, за ним дети)
Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. (дети разбегаются по группе)
Закружились, закружились, закружились!
Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю. листья (дети приседают на корточки)
Воспитатель: А по каким признакам еще можно определить, что наступила осень? (Становится холодно; часто идут дожди; дни становятся короче, а ночи длиннее; солнышко греет уже не так сильно)
Воспитатель: Правильно дети, осенью холодно, несмотря на то, что днем выходит солнышко, утром и вечером холодно. Поэтому люди одеваются теплее. А вы, что одеваете осенью? (Куртки, брюки, шарфы, шапки)
Воспитатель: Природа и люди готовятся к зиме. А кто еще готовится к зиме? Как? (Животные готовится к суровым зимним условиям: белки запасают орехи и жёлуди, а зайцы меняют окрас шерсти с серого на белый, чтобы быть незаметными на снегу. Медведи, барсуки, ежи активно питаются, набирают вес и затем впадают до весны в спячку)
Воспитатель: А что происходит с птицами? (Птицы улетают в теплые края)
Воспитатель: Как называют таких птиц? (Перелетные птицы)
Д/игра «Подбери действие»
Листья осенью (что делают) - желтеют, опадают, сохнут, шуршат, шелестят, вянут
Деревья осенью - деревья осенью роняют листья.
Птицы - улетают, перелетают, курлыкают, поют.
Звери осенью - звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Дождь - моросит, льет, идет, капает.
Ветер - тучи разгоняет, листья срывает, дует, воет, завывает.
Д/игра «Какая?»
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а какая бывает погода осенью?
- если идет дождь? - дождливая
- когда дует ветер? - ветреная
- когда холодно? – холодная
- если на улице пасмурно? - пасмурная
- если сыро? - сырая
- если хмуро? – хмурая
- если ясно? – ясная
Воспитатель: Отлично. Вы все правильно говорили, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.
Рассматривание картины И. С. Остроухова «Золотая осень»
Воспитатель обращает внимание на картину
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картину. Написал ее великий русский художник Илья Семёнович Остроухов. Для многих людей осень – это грустная пора, слякоть, грязь, дожди, первые заморозки, отлет птиц, радовавших нас своим чудесным пением, голые деревья, холодные ветра…. Но Илья Семенович показал нам эту пору совсем другой. Художник показал волшебство, очарование и прелесть золотой осенней поры.
Вопросы по картине:
- Какое время года изображено на картине? (Осень)
- Что изобразил художник? (Изображен лес в осеннюю пору)
- Какой период осени изобразил художник? (Золотая осень)
Воспитатель: Осень здесь и вправду золотая – на картине преобладают желтые оттенки. Автор выбрал солнечно-желтые, золотистые цвета. Ими богат осенний лес. Клены, дубы, небольшие кустики покрыты пожелтевшей листвой, однако трава еще сохраняет свежий зеленый цвет.
- Какой изображен день? (Теплый, светлый, осенний день)
- Что мы видим на земле? (Опавшие листья)
- Какое дерево изображено на переднем плане? (На переднем плане изображен клен и березы, склонившиеся над землей)
- Что мы видим на заднем плане картины? (На заднем плане картины располагаются три вековых могучих дуба)
- Что напоминают причудливые стволы деревьев? (Причудливые стволы деревьев напоминают паутину. Сквозь ветви видно голубое небо)
- Кто сидит на лесной тропинке? (Сидят две сороки)
- Что можно разглядеть в глубине картины? (Вдалеке виднеется небольшой светлый участок. Возможно, что так автор изобразил небольшое озеро или пруд неподалеку)
- Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?
Воспитатель: Да, ребята, автор метко передал атмосферу спокойствия и умиротворения, царящую в природе. Хочется очутиться между этих деревьев, вдохнуть свежий прохладный осенний воздух, набрать осенних листьев.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы, (загибают большой палец)
Листья рябины, (загибают указательный палец)
Листики тополя, (загибают средний палец)
Листья осины, (загибают безымянный палец)
Листики дуба мы соберем, (загибают мизинец)
Маме осенний букет отнесем. (сжимают и разжимают кулачки)
Итог
Воспитатель: Ребята, вы все молодцы! А что вам особенно понравилось сегодня? И я сейчас проверю, как вы запомнили приметы осени. Буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте на них «Да» или «нет».
Д/и: «Когда это бывает?»
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
Часто – часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно ли нам загорать?
Ну а что же надо делать?
Надо куртки надевать?
Воспитатель: Молодцы! Всем спасибо!