Екатерина Носанчук
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Чтение сказки «Лиса и заяц»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц».
Цели: Познакомить детей с русской народной сказкой, помочь им понять ее содержание. Побуждать отвечать на вопросы воспитателя по тексту произведения. Развивать память, слуховое и зрительное внимание с помощью кинезиологических упражнений. Активизировать слова – избушка, лубяная, ледяная. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Способы:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе „Чтение сказки „Лиса и заяц“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Заяц, зайчики. Сказки, стихи, детская литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Заюшкина избушка». Сказка «Лиса и заяц»
- Темочки
Методы и приемы: Создание игровой ситуации, беседа, рассказывание сказки, кинезиологические упражнения, ответы детей на вопросы, словарная работа, подвижная игра, поощрение.
Дифференцированный подход:
А - самостоятельно отвечают,
Б - отвечают с помощью взрослого или повторяют ответ детей.
Предварительная работа:
Чтение и рассказывание русских народных сказок «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», драматизация сказок, рассматривание иллюстраций к данным сказкам, разучивание кинезиологических упражнений («домик-избушка», «лиса», «собака», «петушок», «оладушки», «кулачок-ладошка», «прыг-скок», «дерево», «кустик»).
Упражнения: 1.«Домик» Соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук
2.«Зайчик» Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца.
3.«Лиса» Обе ладони поставлены на ребро,пальцы прижаты к ладоням, как ковшик, большие пальцы подняты вверх и чуть согнуты. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней, образуя лоб, а остальные в виде «лодочки»- верхнюю и нижнюю челюсть.
4.«Собаки» Ладони располагаются на ребро на себя. Все пальцы, кроме большого, соединить вместе, большой палец вытянут вверх.
5 «Петушок» Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.
6.«Дерево» Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.
7. «Кустик» Ладони от себя перед собой, пальцы раздвинуть и качать пальцами.
8. «Прыг-скок» Попеременно сгибать и разгибать указательный и средний пальцы на левой и правой руке.
«Прыг-скок, прыг-скок, скачет зайчик по дорожке»
9. «Кулачок-ладошка» Одновременно менять кулачок и ладошку со словами: «Кулачок-ладошка, бегут ножки по дорожке».
10. «Оладушки» Правая рука лежит на правом колене ладонью вниз, а левая – на левом колене ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами:
«Мы играли в ладушки – жарили оладушки,
Так пожарим, повернем и опять играть начнем»
Средства: Сундучок, игрушка-петушок.
Ход ООД:
Дети с воспитателем заходят в группу и видят на маленьком столе сундучок, подходят к столу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на столе стоит сундучок. Хотите посмотреть, что лежит внутри? (Воспитатель пытается открыть сундучок). К сожалению, не получается открыть его, сундучок оказывается волшебный, сказочный. Как же нам открыть его? А может нужно отгадать загадки? Попробуем?
Дети: ДА.
Воспитатель: Я буду загадывать сказку, а вы попробуйте отгадать ее название.
(Воспитатель загадывает загадки детям)
1. В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом.
(Теремок)
2. Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
(Курочка Ряба)
3. Что за сказка : кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали?
(Репка)
4. Весь я круглый, как клубок:
Справа - бок, и слева - бок,
Сверху - бок, и снизу - бок,
А зовусь я. (Колобок)
Воспитатель: Молодцы, ребята, знаете вы сказки. Посмотрите, наш сказочный сундучок открылся, а в нем спрятался герой из сказки. Отгадайте, кто к нам пришел в гости:
Спозаранку он встает,
Звонким голосом поет.
Травку разгребает,
Зерна собирает
У него есть гребешок,
Кто он дети?
Дети хором: Петушок
Воспитатель голосом петушка: Ку-ка-ре-ку, а вот и я,
Здравствуйте, мои друзья!
Из какой сказки попал я к вам сюда?
Дети: Из сказки «Кот, петух и лиса»
Петушок: Вспомните, ребята, что со мной случилось? Какой я был в этой сказке?
Дети: Тебя похитила лиса, потому что ты был непослушный, робкий, трусливый.
Воспитатель: Ребята, а я знаю сказку про нашего петушка, где он очень смелый и храбрый. Хотите послушать?
Дети хором: Да
Воспитатель: Тогда, ребята, усаживайтесь поудобнее на стульчиках и внимательно слушайте и помогайте мне показывать и рассказывать. И ты, Петушок, садись поскорее.
В сказке будут встречаться новые слова: избушка, что обозначает дом и лубяная избушка, что значит, дом, который смастерили из коры дерева, то есть деревянный дом.
(Воспитатель рассказывает сказку, сопровождая движениями рук).
Жили-были лиса (показ упр. 3) да заяц (показ упр. 2). У лисы была избушка (показ упр. 1) ледяная, у зайца — лубяная.
Пришла весна-красна, стало солнышко пригревать — у лисы избушка (показ упр. 1) растаяла, а у зайца стоит по-старому.
Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избушки и выгнала. Идет по дороге зайчик, плачет (показ упр. 8). Ему навстречу собаки (показ упр. 4) :
— Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала (показ упр. 2).
— Не плачь, зайчик! Мы твоему горю поможем (показ упр. 4).
Побежали они к избушке (показ упр. 9). Собаки залаяли (показ упр. 4) :
— Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи (показ упр. 3) :
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собаки испугались и убежали (показ упр. 9).
Зайчик опять идет по дороге (показ упр. 8) вокруг деревья (показ упр. 6). Увидел он большое дерево (дети встают у своего стула) и спрятался под него. Подул сильный ветер.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
Ему навстречу медведь (дети имитируют ходьбу медведя «вперевалочку», (присаживаются на стульчики).
— О чем, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала (показ упр. 2 правой рукой).
— Не плачь, я твоему горю помогу.
— Нет, не поможешь. Собаки гнали — не выгнали, и тебе не выгнать (показ упр. 2 левой рукой).
— Нет, выгоню!
Побежали они к избушке (показ упр. 9). Медведь как закричит:
— Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи (показ упр. 3) :
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Медведь испугался и убежал (показ упр. 9).
Идет опять зайчик по дорoжке (показ упр. 8, увидал кустик (показ упр. 7, забрался под него и плачет пуще прежнего. Ему навстречу петух с косой (показ упр. 5 левой рукой) :
— Ку-ка-реку! О чем, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала (показ упр. 2 правой рукой)
— Пойдем, я твоему горю помогу (показ упр. 5 левой рукой).
— Нет, петух, не поможешь. Собаки гнали — не выгнали, медведь гнал — не выгнал и тебе не выгнать (показ упр. 2 правой рукой).
— Нет, выгоню!
Побежали они к избушке (показ упр. 9).
Петух лапами затопал, крыльями забил (показ упр. 5 двумя руками)
— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посeчи,
Слезай, лиса, с пeчи,
Поди, лиса, вон!
Лиса услыхала, испугалась и говорит (показ упр. 3) :
— Обуваюсь…
Петух опять (показ упр. 5 двумя руками) :
— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посeчи,
Слезай, лиса, с пeчи,
Поди, лиса, вон!
Лиса опять говорит (показ упр. 3) :
— Одеваюсь…
Лиса выпрыгнула в окно и убежала в лес (показ упр. 9).
И стали петушок с зайчиком жить да быть добро копить. Петушку пекли оладушки, да приговаривали:
«Мы играли в ладушки –
жарили оладушки,
так пожарим, повернем
и опять играть начнем» (правая рука лежит на правом колене ладонью вниз, а левая – на левом колене ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами)
А для зайчика готовили капустку: Воспитатель и дети говорят и выполняют вместе движения руками (кинезиологические упражнения)
«Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения,
двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы капустку трем, трем! (2 раза) (сжимаем кулачки и двигаем ими вверх-
вниз, изображая терку)
Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем
вид, что солим капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
Воспитатель: «Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец! (И закрывает сундучок) Ребята, понравилась вам сказка? Кто помнит ее название?
Дети: Да. «Лиса и заяц»
В-ль: Какая избушка была у лисы? Из чего сделана?
Дети: Ледяная. Из снега.
В-ль: А какая избушка была у зайца? Из чего сделана?
Дети: Лубяная, из дерева.
В-ль: Что случилось с избушкой лисы с приходом весны?
Дети: Она растаяла.
В-ль: Что задумала лиса, на какую хитрость она пошла?
Дети: Выгнала зайчика?
В-ль: Кто первый хотел помочь зайцу?
Дети: Собаки.
В-ль: Прогнали они лису из избушки?
Дети: Нет, не прогнали.
В-ль: Кто после собак хотел помочь зайчику?
Дети: Медведь.
В-ль: Получилось у медведя выгнать лису?
Дети: Нет, не получилось.
Воспитатель: Вспомните, какие слова кричала из избушки лиса? Давайте дружно скажем: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!»
Хоровой ответ детей: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
В-ль: Кто же помог лисе выгнать лису из избушки зайца?
Дети: Петушок.
В-ль: А что можно сказать про петушка, какой он?
Дети: Петух храбрый (смелый, ничего не боится).
В-ль: Про петушка можно сказать «Мал удалец, да храбрец». Давайте скажем вместе.
Хоровой ответ детей: Мал удалец, да храбрец (Дальше 2-3 индивидуальных ответа)
В-ль: Ребята, смотрите, сказочный сундучок давно закрылся и наш петушок не успел вернуться в сказку. Оставим его у нас погостить?
Дети: Оставим.
В-ль: Давайте девочки угостят Петушка вкусным обедом, а мальчики построят для него дом и покатают на машине.
Совместная деятельность детей и воспитателя в режимные моменты.
Второй вариант окончания занятия.
В-ль: Мне петушок по секрету сказал, что вы ему очень понравились и ему очень хочется с вами поиграть. Петушок просит встать вас в круг, а я помогу выбрать водящего.
(Дети с помощью воспитателя строят круг, выбирается водящий)
В-ль: Раз, два, три, а водящий будешь ты.
(Водящий выходит в центр круга и закрывает глаза, а дети тем временем передают игрушку-петуха друг другу, проговаривая слова)
Дети: Петушок, петушок,
Золотой гребешок.
Ты подай свой голосок
Через лес, через реку
Прокричи: Ку-ка-ре-ку.
(У кого в руке окажется игрушка, тот громко произносит «Ку-ка-ре-ку», а водящий отгадывает, кто сказал. Водящий встает на место говорящего, другой ребенок выходит в центр круга. Игра повторяется несколько раз).