Елена Подхватилина
Конспект по развитию речи в старшей группе «Приглашение к путешествию»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить умения соблюдать правила безопасности.
Задачи: обобщить представления детей о некоторых правилах и формах поведения в разных ситуациях, познакомить с некоторыми устаревшими формами вежливого обращения и с некоторыми русскими национальными традициями приема гостей, приобщать детей к русской национальной культуре.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель: Вот и прошло лето. Вы подросли и теперь будите ходить в старшую группу.
Старшая группа…
Публикация «Конспект по развитию речи в старшей группе „Приглашение к путешествию“» размещена в разделах
Что это значит?
Значит, никто уже утром не плачет,
Суп не прольет на рубашку никто.
Все надевать научились пальто,
Даже ботинки с тугими шнурками
Не доверяем ни папе, ни маме.
Воспитатель: Наши друзья, Таня и Ваня, тоже повзрослели. Как и вы, Таня пойдет в старшую группу, ее брат Ваня – в третий класс.
2. Мотивационная игра.
Воспитатель: вспомните сказку:
Маленькие дети! Не ходите в Африку,
Ни за что на свете В Африку гулять!
В Африке акулы! В Африке большие
В Африке гориллы, Злые крокодилы.
Но папочка и мамочка уснули вечерком,
А Танечка и Ванечка – в Африку бегом, -
В Африку! В Африку!
Воспитатель: Что сделали дети когда уснули родители? Помните, как чуть было печально не закончилась эта история? А все почему?
- Потому что дети ушли без спроса и одни, без взрослых. Но путешествия – это замечательно! Во время путешествия можно узнать много нового, интересного, многому научиться. Не зря во все времена, с древности до наших дней, люди плыли на кораблях и плотах, ехали на верблюдах и собаках. машинах и санях, летели на воздушном шаре и самолете, для того чтобы побывать в незнакомых местах, узнать, какие растения там растут, какие животные обитают, чем занимаются люди, живущие вдалеке от нас.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел доктор Айболит. Доктору Айболиту пришли письмо, телеграмма и открытка и кто-то звонить по телефону. И вот доктор Айболит собрался навестить своих пациентов, которые живут в разных уголках Земли. И конечно же, добрый доктор пригласил с собой Таню и Ваню. Во время поездок они будут доктору и попутчиками, и помощниками.
- Кто такие попутчики? Как образовалось это слово?
Но для того, чтобы отправиться куда-то, тем более так далеко и надолго, нужно спросить разрешения у родителей. И доктор Айболит собирается прийти в гости в семью Тани и Вани, чтобы поговорить с их родителями о предстоящем путешествии.
Воспитатель: А прежде, чем мы попадем в гости к Тане и Ване, узнаем как встречали гостей в старину и как это делают сейчас. Как вы думаете изменилось ли, что то или все так и осталось?
4. Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации.
Воспитатель: Скажите, что делают хозяева дома. когда ждут гостей? (наводят порядок в доме, готовят угощение)
А что значит – навести порядок? (разложить вещи по местам, вытереть пыль и т. д.)
Помогаете ли вы родителям?
Как вы думаете, почему необходимо помогать друг другу?
Вспомните сказки, в которых герои оказывали друг другу помощь? (Репка, Заячья избушка и т. д.)
Вспомните в каких домах жили люди в старину? (в небольших деревянных избах)
Где готовили еду? (в печи)
Чем освещали дом? (лучиной)
Где брали воду? (в колодце, на реке)
Прошло много времени и многое изменилось в жизни людей.
В каких домах вы живете?
Сколько комнат в вашей квартире?
Что появилось в домах вместо печи, лучины?
Где теперь берут воду?
Как называется помещение, в котором люди готовят еду? (кухня)
А раньше, если в доме была отдельная комната для приготовления пищи, ее называли поварней. Как вы думаете почему? (поварня – от слова «варить»)
Какое слово вам напоминает слово «поварня»? (повар)
Кто обычно хозяйничает на кухне? (мама или бабушка)
5. Подведение итогов.
Воспитатель: Итак, мы вспомнили, как жили люди в старину. Теперь нам предстоит увидеть и услышать, что происходит в современном мире. Хотите отправиться в путешествие? (да) Тогда на следующем занятии начнем собираться в путь. Что на занятии вы сегодня узнали? Как раньше жили люди? Что изменилось с тех пор?