наталья кудрявцева
Конспект по развитию речи в старшей группе «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Основная образовательная область: речевое развитие.
Интегрированная образовательная область: познание.
Интегрированные задачи:
• обучающие: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, формировать умение отвечать на вопросы, подбирать родственные (однокоренные) слова, пересказывать текст, используя мнемотаблицы, упражнять детей в образовании существительных в родительном падеже единственном и множественном числе, упражнять в согласовании существительного с глаголом, с числительным, упражнять в составлении простого распространенного предложения.
Темочки:
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
• развивающие : развивать навык словообразования,
• воспитательные: прививать любовь к поэтическому слову, воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Ах ты, зимушка-зима
автор: Татьяна Шатских
Ах ты, зимушка-зима,
Ты пришла с морозами,
Нам сугробы намела
Ледяными косами.
Пробежала босиком
По дорожкам весело,
Кружевами нам потом
Окна занавесила.
Любим мы зимой водить
Хоровод у ёлочки,
И снеговиков лепить,
И кататься с горочки,
Любим зимний холодок,
Но при всём при этом
Мы сидим и пьём чаёк,
Тот, что пахнет летом.
Ребята сейчас я вас познакомлю с признаками зимы.
· Дни зимой еще короче, чем осенью. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо.
· Часто бывают снегопады: хлопья снега быстро летят из низких темных туч. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарников.
· Часто метут метели, кружат снежные вихри вьюги, бегут по земле поземки.
· Зимой стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты толстым льдом. Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узоры.
· Иногда бывают оттепели. Сугробы темнеют и оседают, с крыш свисают сосульки.
· Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются не растут, как бы погружаются в глубокий сон.
· В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей. Есть даже такие птицы, которые наоборот прилетают к нам зимой, это, например, снегирь. Весь год снегирь живет в лесу и лишь зимой, когда там нечего есть, прилетает в город. И на фоне белых сугробов и деревьев без листвы становится очень заметным, поэтому именно зимой мы можем видеть снегирей гораздо чаще, чем в другие времена года. Птицы очень беспомощны зимой, они постоянно летают в поисках пищи, поэтому для пернатых необходимо развесить кормушки.
· Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.
· Зимой люди надевают теплую одежду, чтобы не замерзнуть. Кофты, штаны, пальто, шубы, шарф, зимние сапоги или валенки, на руки варежки или перчатки, а на голову меховую шапку.
· Много веселых забав у детворы зимой — катание на санках, лыжах и коньках. В дни оттепелей ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек из липкого снега. Можно строить из снега фигуры различных животных, а может быть сказочных персонажей, затем раскрашивать их в яркие цвета, при помощи гуаши разведенной в воде.
· Дети и взрослые готовятся к встрече Нового года. Наряжают елку, украшают ее разноцветными шарами, бусами, гирляндами, водят вокруг елки хороводы, песни поют, кладут под елку подарки.
- Ребята, Кирилл загадает вам загадку. Не перебивая, послушайте загадку до конца.
Сколько снега навалило!
Стало чисто и светло
И мороз почти до слез
Ущипнул меня за нос.
Знать уже пришла сама
Настоящая (зима)
- Вам нравится зима? Передавая комочек снега, назовите какая у нас в России зима (холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая). Давайте составим рассказ о зиме, используя нашу таблицу.
Физминутка Зима
Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурочку лепим мы, лепим мы. (соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)
А сейчас давайте отгадаем загадки про Зиму :
Белое покрывало
На земле лежало.
Лето пришло —
Оно всё сошло. (Снег)
Морковка белая
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело
И морковку съело. (Сосулька)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лёд)
С неба — звездой,
На ладошку — водой. (Снег)
Старик у ворот
Тепло уволок.
Сам не бежит
И стоять не велит. (Мороз)
Детки сели на карниз
И растут всё время вниз. (Сосульки)
На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт —
Заплачет она и умрёт. (Сосулька)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)
Ночью он, пока я спал,
Пришёл с волшебной кистью
И на окне нарисовал
Сверкающие листья. (Мороз)
Он катки для нас устроил,
Снегом улицы занёс,
Изо льда мосты построил,
Кто же это?. (Дед Мороз)
Все его зимой боятся —
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице. (Мороз)
Поглядели мы в окно —
Аж глазам не верится!
Всё вокруг белым-бело
И метёт. (Метелица)
Зимой, в часы веселья,
Вишу на яркой ели я.
Стреляю, точно пушка,
Зовут меня. (Хлопушка)
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его — всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
Дидактическая игра
ПРОНЕСИ СНЕЖОК В ЛОЖКЕ»
Дети делятся на две команды. Первый в команде кладёт снежок в деревянную ложку (держит ложку одной рукой, свободная рука находится за спиной) бежит до определённого ориентира (ёлочка, стул и т. д., обегает его, возвращается в свою команду, передаёт ложку со снежком следующему участнику.
Варианты:
А. В игре участвуют 2 ребёнка. У каждого ребёнка в руках ложка со снежком. Дети поворачиваются каждый в свою сторону, в которую побежит. По сигналу дети обегают ёлку и возвращаются на свои места, не уронив снежок с ложки.
Б. Дети делятся на две команды. У каждой команды в корзинке (физкультурном обруче) лежат снежки. Каждый ребёнок берёт один снежок, кладёт его в ложку и бежит в противоположную сторону, выкладывает снежок в другую корзинку (физкультурный обруч, возвращается к своей команде, передаёт ложку следующему участнику. Каждая команда должна перенести свои снежки из одного места в другое.
Беседа о зиме
Воспитатель: Вот сейчас мы с вами поиграем - я буду бросать вам снежок и задавать вопросы, а вы ловите и отвечайте.
Аня, скажи, пожалуйста, какое сейчас время года?
Ребенок: Время года зима.
Воспитатель: А как же называются зимние месяцы?
Ребенок: Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Какая у нас зима?
Ребенок: Снежная, холодная, морозная;
Воспитатель: Что бывает зимой?
Ребенок: Метель ветер, река замерзла;
Воспитатель: Что можно сказать о снеге? Какой он?
Ребенок: Пушистый, мягкий, укрыл всю землю;
Воспитатель: Молодцы, хорошо описали зиму!
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали, старались.