Матвеева Татьяна
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Традиции русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи в средней группе
«ТРАДИЦИИ НАРОДА»
Цель: формировать знания детей о традициях русского народа, вызывать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества, воспитывать уважение к труду мастеров, вызывать гордость своими умениями.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Традиции русского народа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Русские народные традиции и обычаи
- Средняя группа
- Темочки
-Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;
-Развивать интерес к крестьянскому быту, русскому народному фольклору.
-Создать у детей радостное настроение.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Раздается стук в дверь.
Воспитатель вносит куклу и сообщает: Ребята сегодня к нам в гости пришла кукла,
Зовут ее Марфуша…Она хотела бы поприсутствовать на нашем занятии и посмотреть, как много всего интересного вы знаете и умеете.
Разрешим ей остаться?
Дети отвечают ДА.
Куклу ставят на видное место, воспитатель уточняет что кукла одета в традиционный наряд, дети рассматривают куклу.
Воспитатель: -Ребята,а как вы понимаете слово «традиция»?
(высказывания детей, если затрудняются, педагог дает разъяснения.)
Каждый уголок русской земли имеет свои традиции.
Они составляют культуру народа.
Традиции передают от одного поколения к другому, от родителей к детям.
Давайте вспомним, чему научили вас родители? (быть добрым, дружным, не обижать маленьких, помогать старшим и т. д.)
Раньше семьи были большие, в них было много детей, и родители приучали их к труду, обучали разным ремеслам, рукоделию, у каждого ребенка были свои домашние обязанности.
Какие обязанности есть у вас? (ответы детей) Русские люди много работали, славились трудолюбием и мастерством.
О труде сложено много поговорок, загадок, потешек. (вспоминаем их вместе с детьми).
• Уменье и труд все перетрут.
• С охотой можно и в камень гвоздь забить.
• Авось да как-нибудь до добра не доведут.
• Дело мастера боится.
• За всякое дело берись умело.
• Не начавши - думай, а начавши – делай.
• Не одежда красит человека, а добрые дела.
• Торопливый дважды одно дело делает.
• Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
-Народ придумал много потешек, песен, сказок, загадок, пословиц, поговорок, плясок, игр, хороводов, которыми сопровождались все события их жизни.
Это творчество предавалось и детям.
Начиналось всё с маминой колыбельной.
Какие вы знаете колыбельные песни? (дети отвечают)
• Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…
• Ой, люли-люлюшеньки, баиньки-баюшеньки…
• Баю-баюшки-бай-бай! Поди, бука, под сарай…
• О бай-бай-бай! Ты, собаченька, не лай…
• А баиньки-баиньки, купим сыну валенки…
• Баю-баю, баю-бай… Спи мой … засыпай… Спи, дитя, усни Баю-бай, баю-бай
-Вот такие добрые песни пели малышам мамы.
Дети с особым уважением относились к маме, называли её берегиней.
Как думаете почему? (высказывания детей)
(Игровое упражнение «Придумай ласковое слово для мамы»)
А теперь поиграем? Платок поможет нам провести игру.
Игра «Платочек»
Вот платочек расписной.
Он волшебный, не простой.
Буду с вами я играть
Всех платочком накрывать.
Дети бегают под музыку.
Когда музыка обрывается, все должны сесть на корточки и закрыть глаза.
Воспитатель накрывает кого-нибудь платком и говорит
- «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?»
Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком.
Игра проводится несколько раз.
А сейчас давайте попробуем отгадать загадки?
Шипит, кипит, всем чай пить велит. Самовар
Девчонки деревянные,
Веселые, румяные.
Открывается игрушка,
А внутри сидит подружка. Кто это? Матрешка
Молодцы ребята!
-Ещё одна старинная традиция- празднование имени ребенка.
Именинник разносил гостям пироги- это было приглашение родственников на именины, когда гости собирались и садились за стол, подавалось главное блюдо- пирог с кашей.
Его разламывали над головой именинника: считалось, что чем больше рассыпалось каши, тем краше будет жизнь у именинника.
Сейчас я вам предлагаю посмотреть на творчество русского народа.
Дети рассматривают изделия на картинках, приходят к выводу, что они красивы, дарят радость.
Какаие они? Что на них изображено? Как они разрисованы? Какие цвета чаще встречаются?
Молодцы Ребята! Вы очень внимательные!
-Много традиций сложилось у русского народа, но особенно важным были добросердечие, гостеприимство, хлебосольство.
Как думаете что означают эти слова?
Молодцы ребята, сегодня мы с вами познакомились с некоторыми традициями русского народа, Вам понравилось?
Марфуша говорит что ей очень понравилось она обязательно расскажет своим подружкам куклам какие вы умные ребята.
Ну а сейчас Марфуше пора возвращаться домой, но она обязательно вернется к нам снова. Ребята давайте попрощаемся с ней.
Дети прощаются