Ботнарь Марина
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение сказки «Сказка о царе Салтане»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование интереса к авторской сказке
Задачи:
Обучающие:
1. Научить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.
2. Научить детей проявлять личное отношение к прочитанному произведению
3. Продолжать обогащать словарный запас детей
Развивающие :
1. Развивать умение четко и последовательно отвечать на поставленные вопросы.
2. Развивать эмоциональную сферу детей
3. Развивать слуховую и зрительную память памяти
Воспитательные
1 Воспитывать умение работать в коллективе
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе „Чтение сказки „Сказка о царе Салтане“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Сказка о царе Салтане»
- Темочки
2. Воспитывать у детей культуру речевого общения.
Словарный запас: объяснить смысл слов и выражений:
Внимает- слушает с особым вниманием, прислушивается к чьим-то словам и проявляет готовность им следовать.
Лазоревый – лазурный- это оттенок синего.
Латы- доспехи из крупных металлических пластин, окованных по форме тела воина для защиты его груди и спины от оружия.
Дух занялся-дух захватило- стало трудно, тяжело дышать от избытка чувств, от сильных переживаний и ощущений.
Нашли насилу- нашли с большим трудом.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие; Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; художественно эстетическое развитие.
Предварительная работа: Чтение большого отрывка сказки А. С. Пушкина, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» Рассматривание просматривание иллюстраций с героями сказки, беседа о сказке и ее главных героях.
Методы и приемы: словесный (чтение сказки, беседа, вопросы к детям, объяснение, чтение стихотворения, наглядный (показ картинок, иллюстраций, практический (физкультминутка и дидактическая игра «Доскажи словечко»)
Материалы и оборудование: книга (А. С. Пушкин. Сочинения в трех томах. Том первый.) иллюстрации к сказке и портрет писателя
Название части Речь и действия воспитателя Речь и действия детей
Вводная часть
5 минут -Ребята, подойдите ко мне!
Сегодня, когда я шла в детский сад, встретила почтальона. Он передал вам посылку. Давайте посмотрим что же там.
-Ребята, садитесь на свои стульчики.
- Да, правильно, это книга сказок
Я хочу пригласить вас в гости к сказке.
Ребята, а что такое сказка?
- А какими бывают сказки? Кто их придумал?
-Сегодня мы отправимся в одну из авторских сказок.
А кто был автором этой сказки, вы попробуйте отгадать?
-Ребята, кто-нибудь знает кто это?
-Правильно, это Александр Сергеевич Пушкин.
Он жил в те времена, когда ещё даже ваших бабушек и дедушек не было на свете, но его произведения знают и любят и в наше время.
Он родился в Москве. Рос вместе со старшей сестрой Ольгой и младшим братом Лёвой. За детьми ухаживала крепостная няня Арина Родионовна, которую Пушкин очень любил. Она была добрая, ласковая; укладывая детей спать, всегда рассказывала сказки. Всю свою жизнь поэт любил её и вспоминал в своих стихах.
Первые колыбельные песни Пушкин услышал от Арины Родионовны.
Какие его произведения вам уже знакомы?
Как много сказок вы знаете, молодцы!
Мы с вами начали читать сказку А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» хотите узнать, что же произошло дальше?
В сказке вам встретятся незнакомые слова, поэтому давайте я расскажу вам их значение.
Послушайте выражение:
А лежит нам путь далек:
Восвояси на восток
Вы знаете, что такое восвояси?
-это значит туда, откуда пришел.
К нам он в гости обещался,
А доселе не собрался —
Доселе
-это значит, до сих пор.
Князь Гвидон тот город правит,
Всяк его усердно славит;
И что же означает это выражение?
Но Салтан им не внимает
-что это значит?
-правильно!
И в лазоревой дали - в лазурной дали- это оттенок синего.
У ворот блистают латы,
Что это такое латы? Кто-нибудь знает?
Верно, латы- доспехи из крупных металлических пластин, окованных по форме тела воина для защиты его груди и спины от оружия.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Разбежались по углам;
Их нашли насилу там.
Что значит нашли насилу?
-Правильно, а теперь устраивайтесь поудобнее, я продолжу читать вам сказку «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
- Как вы считаете каки сказка может завершится?
Сказок все мы много знаем,
С интересом их читаем,
Изумительны на слух,
В них живет наш русский дух!
Сказке скажем : в добрый час! Дети подходят ко мне.
Слушают.
-Это книга
Сказка - это выдуманные истории, в которых происходит волшебство.
Народные и авторские.
На экране появляется портрет А. С. Пушкина
«Сказка о мертвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке».
Нет!
Нет!
Это значит князя любят и хвалят!
-Он их не слушает
Это доспехи.
Еле-еле нашли.
Ответы детей
Основная часть
23 минуты (Чтение сказки)
Чтение сопровождается демонстрацией картинок с изображением последовательности событий.
Физкультминутка.
Белки.
Белки прыгают по веткам.
(прыжки на месте)
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко!
(прыжки на месте.)
Будем в классики играть
Будем в классики играть,
На одной ноге скакать.
(прыжки на одной ноге)
А теперь ещё немножко
(прыжки на другой ноге)
На другой поскачем ножке.
(прыжки на одной ножке.)
Беседа о прочитанном
-Скажите, пожалуйста, как называлась сказка, которую мы с вами сейчас прочитали?
Правильно, молодцы!
Ребята, а как можно сказать про эту сказку, какая она?
Правильно, в сказках добро всегда побеждает зло.
- А кто герои этой сказки?
Давайте поиграем в игру «Угадай героя»
Я даю характеристику героя,а вы отгадываете кто это
Все равны, как на подбор.
Днём свет божий затмевает, ночью землю освещает.
Растёт не по дням, а по часам.
-Сколько было чудес в сказке?
Назовите первое чудо?
-Из чего состояли драгоценные орешки?
-Под каким деревом живет белочка?
-Из чего был сделан домик для белки?
Вот как описывал первое чудо А. С. Пушкин в сказке :
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка в нем живет ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поет
Да орешки всё грызет;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
-Назовите второе чудо в сказке
Ребята, а кто сможет рассказать про богатырей, какие они?
Кто был предводителем богатырей?
Где жили богатыри?
Кем богатыри приходились царевне Лебеди?
Молодцы, а теперь послушайте, как про богатырей написал А. С. Пушкин:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор —
С ними дядька Черномор.
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
- Назовите третье чудо
Какая была царевна-лебедь?
Что блестело под косой у прекрасной царевны Лебеди?
Что горит во лбу у прекрасной царевны?
-Правильно, ребята.
Вот как описывал ее А. С. Пушкин в сказке :
А у князя женка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
(метод повторное чтение)
Мимо какого острова нужно было проехать, чтобы попасть в царство Салтана?
Каким праздником закончилась сказка?
Что стало со сватьей Бабарихой, поварихой, ткачихой?
Как встретил царь Салтан сына и жену?
Как вы думаете, что объединяет царя Салтана и князя Гвидона?
Ребята, вы все внимательно слушали сказку и ответили на все вопросы по содержанию сказки.
А кто из героев вам понравился больше всего и почему?
Мы с вами послушали сказку, поговорили о ней.
А сейчас, мы проверим, на сколько внимательно вы слушали сказку. Я предлагаю поиграть в игру
«Доскажи словечко»
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица,-
То на весь крещенный мир
Приготовила б я…
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому …
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете…
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Разбежались по углам:
Их нашли насилу там.
Тут во всем они
признались, разрыдались;
Царь для радости такой
Отпустил всех трех…
Слушают сказку
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Волшебная, добрая, чудесная, загадочная.
Царь Салтан
Царица
Князь Гвидон
Царевна Лебедь
33 богатыря.
Царевна Лебедь.
Гвидон.
3 чуда :
1)белка, которая грызет орешки
скорлупа золотая, а ядра изумрудные
под елью
из хрусталя
33 богатыря
Красивые, сильные, храбрые,
дядька Черномор
в море
родными братьями
Царевна-лебедь
Красивая, умная волшебница, в конце сказки выходит замуж за князя Гвидона, который спас ее от коршуна
Месяц
звезда
Буяна
Пиром
Помиловал их царь и отпустил домой
Залился слезами, заплакал, обнял их
Отец и сын
Князь Гвидон.
Он смелый, сильный. Не испугался и спас царевну-лебедь от коршуна
…. пир
…. зверюшку
…. чудо?
….домой
Заключительная часть
2 минуты Ребята как вы думаете, чему учат сказки?
Правильно, а чему нас научила сказка, которую мы прочли сегодня?
Правильно, вы сегодня хорошо поработали, внимательно слушали сказку и правильно отвечали на вопросы
Ребята, эта сказка многому вас научила. Впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками. Добру, справедливости, взаимопониманию, дружбе.
Тому, что добро всегда побеждает зло.
Зависть-это плохое чувство.